Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Пастернак Борис Леонидович (1890-1960)

День рождения: 10.02.1890 года Место рождения: Москва, Россия Дата смерти: 30.05.1960 года Место смерти: посёлок Переделкино, близ Москвы, Россия Гражданство: Россия 

Автор: Юрий Безелянский Сайт: Алеф 

БОРИС ПАСТЕРНАК: "У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ" 

Его после смерти называли "Гамлет XX века", "Рыцарь русской поэзии", "Заложник вечности", "Неуставный классик", "Лучезарная душа", "Один на всех и у каждого свой"

... Поэт из поэтов родился 104 года назад, 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве. Отец - известный художник Леонид Пастернак, мать - одаренная пианистка Розалия Кауфман. Борис Пастернак мог стать художником (под влиянием отца), музыкантом (его благословлял Скрябин), ученым-философом (учился в Германии, в университете Марбурга), но стал поэтом. Окончательный поворот к поэтическому творчеству состоялся в 1912 году: "Я основательно занялся стихописанием. Днем и ночью и когда придется я писал о море, о рассвете, о летнем доме, о каменном угле Гарца", - вспоминал Пастернак в автобиографической "Охранной грамоте". И еще одно важное признание: "С малых лет был склонен к мистике и суеверию и охвачен тягой к провиденциальному..." 

    Во всем мне хочется дойти 
    До самой сути, 
    В работе, в поисках пути, 
    В сердечной смуте. 

И все же Пастернак был скорее иррационален, чем рационален. Он жил чувствами. 

    Февраль. Достать чернил и плакать!
    Писать о феврале навзрыд,
    Пока грохочущая слякоть 
    Весною черною горит 

Состояние "навзрыд" стало визитной карточкой поэта на раннем этапе. Позднее он тяготел к простоте, но так и не стал простым поэтом для народа, а остался кумиром для избранных. В 1913 году вышел первый поэтический сборник поэта "Близнец в тучах" тиражом 200 экземпляров. За густоту насыщения ассоциативными образами и парадоксальными метафорами Пастернака обвинили в "нерусской лексике". Не избежал поэт и влияния модного в начале XX века футуризма, особенно после знакомства с Маяковским. Но в дальнейшем пути Пастернака и Маяковского разошлись. Марина Цветаева отмечала различную ценность и сущность Пастернака и Маяковского: "У Пастернака никогда не будет площади. У него будет, и есть уже, множество одиноких, одинокое множество жаждущих, которых он, уединенный родник, поит... На Маяковском же, на площади, либо дерутся, либо спеваются... Действие Пастернака равно действию сна. Мы его не понимаем. Мы в него попадаем... Пастернак - чара. Маяковский - явь, белеющий свет белого дня... От Пастернака думается. От Маяковского делается..." (1932). В декабре 1916 года вышла книга Бориса Пастернака "Поверх барьеров", в которой он отказался от "романтической манеры", и, тем не менее, "простые слова" и "новые мысли" бились, как золотые рыбки в метафорическом садке. В новой книге ярко проявилась особенность поэтики Пастернака: он примелькавшуюся действительность волшебным образом почти всегда переводил в "новую категорию", то есть ее преобразовывал. 

    Любимая - жуть! 
    Когда любит поэт, 
    Влюбляется бог неприкаянный. 
    И хаос опять выползает на свет, 
    Как во времена ископаемых... 

Летом 1917 года Пастернак собирает книгу "Сестра моя жизнь". Выйдя из печати в 1922 году, она делает автора знаменитым. Ранее стихи, входящие в книгу, ходили в списках. Как отмечал Брюсов: "Молодые поэты знали наизусть стихи Пастернака, еще нигде не появившиеся в печати, и ему подражали полнее, чем Маяковскому, потому что пытались схватить самую сущность его поэзии". Многие поняли, что Пастернак - поэт даже не от Бога, а сам Бог-сочинитель, тайновидец и тайносоздатель, хотя сам Пастернак часто себя представлял в стихах всего лишь как "свидетель" - свидетель мировой истории. 

    Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе 
    Расшиблась весенним дождем обо всех, 
    Но люди в брелоках высоко брюзгливы 
    И вежливо жалят, как змеи в овсе. 

А как не процитировать хотя бы начало стихотворения Пастернака "Определение поэзии"? 

    Это - круто налившийся свист, 
    Это - щелканье сдавленных льдинок. 
    Это - ночь, леденящая лист, 
    Это - двух соловьев поединок 

Вот так лирично и мощно начинал Пастернак. Затем последовали повесть "Детство Люверс", сборник "Темы и вариации", поэмы "Высокая болезнь", "Спекторский". В 1931 году вышла "Охранная грамота", в 1932 - "Второе рождение". В этой книге Пастернак окончательно отверг футуристическую поэтику и перешел к многослойности стиха, его смысловой ясности. В 30-е годы положение Пастернака было весьма двойственным. Как точно определил сын и биограф поэта Евгений Пастернак, "все, за малым исключением, признавали его художественное мастерство. При этом его единодушно упрекали в мировоззрении, не соответствующем эпохе, и безоговорочно требовали тематической и идейной перестройки" 
   Место Бориса Пастернака в советской литературе определил кремлевский бард Демьян Бедный: 

    А сзади, в зареве легенд, 
    Дурак, герой, интеллигент. 

От поэта требовали верноподданнического служения, а он этого не понимал - скорее, не хотел понимать. "Он слышал звуки, неуловимые для других, - отмечал Илья Эренбург, - слышал, как бьется сердце и как растет трава, но поступи века так и не расслышал..." Об этом свидетельствует и телефонный разговор Пастернака со Сталиным в мае 1934 года. Пастернак пытался защитить арестованного Мандельштама, а заодно поговорить с вождем о жизни и смерти, но Сталин оборвал поэта-философа: 
   "А вести с тобой посторонние разговоры мне незачем". У Наума Коржавина на сей счет есть замечательные строчки: 

    И там, в Кремле, в пучине мрака, 
    Хотел понять двадцатый век 
    Суровый жесткий человек, 
    Не понимавший Пастернака. 

Да, Сталин вряд ли понимал Пастернака и вообще считал его человеком не от мира сего. Может быть, поэтому и не тронул, оставил в саду поэзии как экзотический цветок. В августе 1934 года проходил Первый съезд советских писателей. Борис Пастернак - делегат съезда. В отчетном докладе о поэзии Николай Бухарин сказал: "Борис Пастернак является поэтом, наиболее удаленным от злобы дня. Он, безусловно, приемлет революцию, но он далек от своеобразного техницизма эпохи, от шума быта, от страстной борьбы. Со старым миром он идейно порвал еще во время империалистической войны и сознательно стал "поверх барьеров". Кровавая чаша, торгашество буржуазного мира были ему глубоко противны, и он "откололся", ушел от мира, замкнулся в перламутровую раковину индивидуальных переживаний, нежнейших и тонких... Это - воплощение целомудренного, но замкнутого в себе, лабораторного искусства, упорной и кропотливой работы над словесной формой... Пастернак оригинален. В этом и его сила и его слабость одновременноѕ оригинальность переходит у него в эгоцентризм..." Юлил Бухарин: любил Пастернака, но вынужден был его критиковать. О Пастернаке на писательском съезде говорили многие. Алексей Сурков отметил, что Пастернак заманил "всю вселенную на очень узкую площадку своей лирической комнаты". И, мол, надо ему выходить на "просторный мир".

 В 1936 году Борис Леонидович начал обустраиваться в подмосковном Переделкине. Вел себя крайне независимо. В 37-м отказался поставить подпись под обращением писателей с требованием расстрелять Тухачевского и Якира. Отказ как вызов власти. Пастернака и тут не тронули - просто перестали печатать. Лишь в 1943 году вышла книга стихов "На ранних поездах", а летом 45-го - последнее прижизненное издание "Избранные стихи и поэмы". В 1948 году весь тираж "Избранного" уничтожили. И на долю поэта остались лишь переводы - жить-то было надо! 

    Гул затих. 
    Я вышел на подмостки... 

- это начало стихотворения "Гамлет". А заканчивается оно пронзительным ощущением одиночества: 

    Я один, все тонет в фарисействе. 
    Жизнь прожить - не поле перейти. 

В начале 1946 года Пастернак, по его словам, приступает к "большой прозе". Первоначальные "Мальчики и девочки" переросли в роман "Доктор Живаго", завершенный к осени 1956 года. Как известно, роман попал за границу. 23 октября 1958 года Борису Пастернаку присудили Нобелевскую премию. И тут началась истеричная травля писателя: как он посмел отправить рукопись на враждебный Запад? Коллеги пинали Пастернака ногами, приклеивая ему злобные ярлыки типа "литературный сорняк"... А Пастернак недоумевал, отчего он попал в разряд гонимых. 

    Я пропал, как зверь в загоне. 
    Где-то люди, воля, свет, 
    А за мною шум погони, 
    Мне наружу хода нет... 

- писал он в стихотворении "Нобелевская премия". Травля привела к скоротечной болезни, и Пастернак скончался на 71-м году жизни. За месяц до своей кончины он написал: "По слепому случаю судьбы мне посчастливилось высказаться полностью, и то самое, чем мы так привыкли жертвовать и что есть самое лучшее в нас, - художник оказался в моем случае не затертым и не растоптанным". Возник посмертный "пастернаковский бум". Вся интеллигенция запоем читала поэта и внимала его заветам. В стихотворении "Быть знаменитым некрасиво..." Пастернак писал: 

    Другие по живому следу 
    Пройдут твой путь за пядью пядь. 
    Но пораженья от победы 
    Ты сам не должен отличать. 
    И должен ни единой долькой 
    Не отступаться от лица, 
    Но быть живым, живым и только, 
    Живым и только, до конца. 

Незадолго до смерти поэта в Переделкино приезжал знаменитый американский композитор и дирижер Леонард Бернстайн. Он ужасался порядкам в России и сетовал на то, как трудно вести разговор с министром культуры. На что Пастернак ответил: "При чем тут министры? Художник разговаривает с Богом, и тот ставит ему различные представления, чтобы ему было что писать. Это может быть фарс, как в вашем случае, а может быть трагедия." И тут уместно привести характеристику Эренбурга, которую он дал Пастернаку: 

"... Жил он вне общества не потому, что данное общество ему не подходило, а потому, что, будучи общительным, даже веселым с другими, знал только одного собеседника: самого себя... Борис Леонидович жил для себя - эгоистом он никогда не был, но он жил в себе, с собой и собою..." 

    Я не держу. 
    Иди, благотвори. 
    Ступай к другим. 
    Уже написан Вертер, 
    А в наши дни и воздух пахнет смертью: 
    Открыть окно - что жилы отворить. 

Это написано Пастернаком в далеком 1918 году. Стихотворение называется "Разрыв". Его последняя любовь, Ольга Ивинская, заплатила за свои чувства чрезмерно высокую цену. Но это отдельная тема, как и темы "Пастернак и Маяковский", "Пастернак и Мандельштам", "Пастернак и Цветаева". Любопытно было бы изучить и тему "Пастернак и деньги". Когда он умер, в его гардеробе осталась лишь пара отцовских ботинок, привезенных ему из Англии после смерти отца, и две курточки, одна из них самодельная. 

    Для поэта злато - пустяк. 
    Главное - его золотое перо. 

Вдохновенные строки, вера в то, что "силу подлости и злобы одолеет дух добра".

См. СТАЛИН И ПАСТЕРНАК

Ссылки:

  • Вознесенский Андрей Андреевич (1933-2010) поэт
  • Дело Синявского и Даниэля
  • Ошанин Лев Иванович (1912—1996)
  • Слуцкий Борис Абрамович поэт
  • Хрущев Никита Сергеевич (1894-1971)
  • Симонов Константин (Кирилл) Михайлович (1915-1979)
  • Дело Пастернака, 1957
  • Семичастный Владимир Ефимович (1924-2001)
  • МАЯКОВСКИЙ, ТАТЬЯНА, ЭЛЬЗА... И ВСЕ ЖЕ-ГДЕ?
  • Жид Андре (1869-1951)
  • Международный конгресс писателей в защиту культуры (Париж 21-25 июня 1935 года)
  • Крачайшее вступление (об Ахматовой и Модильяни)
  • Ахматова без Модильяни
  • Гумилев Лев Николаевич (1912 — 1992)
  • Смерть Ленина, поэма Маяковского "ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ", 1924
  • Маяковский: выставка "20 лет работы", ссора с Пастернаком
  • Берлин Исай Менделевич (1909-1997)
  • Ахмадуллина Белла (Изабелла) Ахатовна
  • Дворцовый переворот [Войнович В.Н. снятие Хрущева]
  • Райт Рита [Войнович В.Н.]
  • Михалков Сергей Владимирович (1913 - 2009): краткая биография
  • Литератор с квачом [Войнович В.Н. и конец "оттепели"]
  • Эренбург И.Г. и дочь Ирина
  • О словесном портрете [Войнович В.Н. и Твардовский]
  • Бюст Марата [Войнович В.Н. и "Новый мир"]
  • Райт (Ковалёва) Рита Яковлевна (ур. Раиса Яковлевна Черномордик, 1898—1988)
  • Богатырев Константин Петрович (воспоминания Е. Купман)
  • Поликарпов Дмитрий Алексеевич и Пастернак
  • Каверин Вениамин Александрович (Зильбер, 1902—1989)
  • Безыменский Александр Ильич
  • Заславский Давид Иосифович (1880-1965)
  • Булгаков Михаил Афанасьевич (1891-1940)
  • Рапопорт Иосиф Абрамович (1912-1990)
  • Сталин охладел к Н.И. Вавилову, но не к Лысенко 1935
  • Пора массового оптимизма - 1920-е - 1930-е годы
  • ЛЕОНИД БЕРНСКИЙ: СВЕТЛЯЧКИ ПАМЯТИ (О И.Е. Тамме)
  • ДОС-3: организационные ошибки в управлении полетом
  • Михаил Ардов: Ахматова говорила...
  • Михаил Ардов: Ахматова и ее посетители
  • Михаил Ардов: Ахматова и Пастернак
  • Советские писатели в Переделкине
  • "Звезда" В.П. Некрасова в Союзе писателей закатилась
  • Травля Некрасова В.П. продолжается, несмотря на растущую популярность
  • Мотовилова С.Н. во Всенародной библиотеке при Академии Наук и
  • Мотовиловы и большевистский переворот
  • Мотовилову С.Н. уволили 1930 из библиотеки при Академии наук УССР
  • Поликарпов Дмитрий Алексеевич (1905-1965)
  • Лузин Н.Н. - "Враг, с которого сорвана маска" - предупреждение "уклонистам"
  • Познер: в России нет повода для оптимизма
  • Айги Геннадий Николаевич (1934-2006)
  • Бродский Иосиф в воспоминаниях Е. Кумпан
  • Ивинская Ольга
  • Мандельштам "Мы живем, под собою не чуя страны"
  • Последний год жизни и смерть Горького
  • Мура после смерти Уэлльса
  • Молодые поэты ИФЛИ
  • Горький не защищал писателей и поэтов
  • Рабичев Л.Н.: Московский дом пионеров на улице Стопани. Античность. Стихи.
  • Рабичев Л.Н.: Заметки. В гостях у Долматовского
  • Пастернак Евгений Борисович
  • Бухарин Н.И. после приезда из Ташкента
  • Из людей искусства один Маяковский поддерживал большевиков, связи с ВЧК
  • Лили Брик хотела эмигрировать, вступив в фиктивный брак с Р. Якобсоном
  • ЛЕФ распался, катализатор - Пастернак
  • ЛЕФ, "Про это", 1923
  • Маяковский выдающийся советский поэт (противоречие общественник -лирик)
  • Фрейденберг Ольга
  • Маяковский: огосударствление поэта
  • Силлов Владимир (1901-1930)
  • Маяковский: постскриптум
  • "Непский проспект" (кварталы вокруг Курфюрстендама, русский Берлин)
  • Маяковский и Ленин ("прозаседавшиеся")
  • Луначарский и поэты, Лиля опять в Риге 1922
  • Перед лицом террора Маяковский занимал двойственную позицию
  • Маяковский: снова кинематограф: "КАК ПОЖИВАЕТЕ?" 1926-1927
  • Бурлюк открыл Маяковского-поэта
  • ЛЕФ и ШКЛОВСКИЙ В.Б.
  • Мозг Маяковского: 1700 граммов гениальности
  • Метаморфоза - Лили Брик делает Маяковского "приличным" человеком
  • В преддверии массового террора
  • Помощь Троцкого в создании "Нового ЛЕФа", письмо Маяковского Горькому
  • Маяковский идеализировал войну и был призвали в армию 1915
  • Переписка Тамары Хмельницкой и Глеба Семенова
  • Пастернак Евгения Владимировна
  • Юдина Мария Вениаминовна (1899-1970)
  • Вепринцев Б. Н. на Биофаке МГУ, 1945-1948 гг.
  • В Буграх, Кончаловские жили совсем неплохо
  • ЭРЕНБУРГ - СТАЛИНУ 15.04.1945
  • Отношение поэтов к Сталину
  • Ахматова: "ДОЧЬ ВОЖДЯ МОИ ЧИТАЛА КНИГИ!"
  • Толстой А.Н., сталинская система и творчество
  • Сталин на съезде ВЛКСМ, на который были приглашены и писатели
  • Ахматова узнала о постановления ЦК о журналах "Звезда" и "Ленинград"
  • Пастернак Зинаида Николаевна (Масленникова)
  • Ахматовой намекнули, что, она должна написать стихи в честь Сталина
  • Мандельштам понял намерения Сталина. "Ода Сталину"
  • ПИСЬМО Н.И. БУХАРИН - И.В. СТАЛИНУ
  • Конец НЭПа. Маяковский понял, что социализм не получится
  • "ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ РИСКОВАННЫ" (Сталин, Толстой А.Н. и Петр I)
  • Сталин и план Эренбурга по созданию широкой антифашистской организации
  • Отношение Сталина к живому и мертвому Маяковскому
  • Бухарин сильно рисковал, вступившись за Мандельштама
  • "Чудо Мандельштама" - не расстреляли, а всего лишь сослали
  • "Высокая страсть" настоящих поэтов и Мандельштама
  • Булгаков: "Я - МИСТИЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ" 00
  • Разные интерпретации телефонного звонка Сталина Пастернаку
  • Социальный статус Пастернака не изменился после запрещения "Гамлета"
  • Пастернак на парижском антифашистском конгрессе и Эренбург
  • Эренбург И.Г. и 70-тый юбилей Сталина 1949
  • Пастернак публично осудить книгу Жида решительно отказался
  • В 1947 году тучи над Пастернаком снова сгустились. Дело врачей.
  • "Гамлет" Л. Пастернака
  • 2091
  • Галич и Поэты
  • Галич на торжественном открытии фестиваля бардов "Песня-68", Новосибирск
  • Галич: исключение из союза писателей
  • ШКЛОВСКИЙ В.Б. ВО ВРЕМЯ "ОТТЕПЕЛИ"
  • "Поздний" Шкловский
  • Шкловский в эвакуации
  • Шкловский и футуристы - накануне перемен
  • Русские писатели в Берлине
  • История изгнания Шкловского из ЛЕФа
  • Русские разъезжаются из Берлина, 1923 г
  • Л.Ю. Брик и В.Б. Шкловский
  • Сарнов Б.: Сталин после смерти
  • Маршак и религия
  • САРНОВ Б. И ШКЛОВСКИЙ ВИКТОР БОРИСОВИЧ
  • Как Бен Сарнов чувствовал свое "еврейство"
  • Когда Бена Сарнова исключили из комсомола, он вдруг полюбил Сталина
  • "Один день Ивана Денисовича" и дальше
  • Солженицын А.И. и Галич А.
  • САРНОВ Б.: МОИ БОГИ, МОИ ПЕДАГОГИ
  • САРНОВ Б. И ЭРЕНБУРГ
  • Маршак: настоящие поэты не приемлют "имитаторов"
  • Сарнов Б. в гостях у Л.Ю. Брик
  • Брики и ЧК
  • После института Сарнов не мог устроиться ни на какую штатную работу
  • Маршак и литература
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»