|
|||
|
Ахматовой намекнули, что, она должна написать стихи в честь Сталина
Когда, в 1950 году, Ахматовой намекнули "сверху", что, если она напишет стихи в честь Сталина, это может облегчить участь сына, она сочинила целый цикл стихотворений о победе, в котором прославляется Сталин. Это унижение было для нее одним из самых тяжких в жизни. Тут ее покинула даже так называемая техника, даже ремесленные навыки. И тут помог ей справиться с мучительной задачей Томашевский. (Лидия Чуковская. Записки об Анне Ахматовой. Том второй. U. 1997. Стр. 705) О том, в чем выразилась эта помощь Бориса Викторовича Томашевского , рассказывает другая современница Ахматовой - Лидия Яковлевна Гинзбург : В 20-е годы Мандельштам писал ортодоксальные рецензии (в том числе и внутренние). Они не столько были камуфляжем, сколько самовоспитанием. Это явствует из узнаваемости в них Мандельштама, его метафорических ходов. То же и ода Сталину 1937 года - замечательные, и в высшей степени его стихи. Значит, они соответствовали какому-то из несогласованных между собой поворотов мандельштамовского сознания. Совсем другое - стихи о Сталине, которые Ахматова написала для "Огонька". Она пошла с ними к Томашевским , с которыми была очень дружна, и спросила, можно ли их послать. Борис Викторович, рассказывала мне Ирина Николаевна, ничего на это не ответил и молча сел за машинку перепечатывать стихи для отправки в Москву. При этом он по своему разумению, не спрашивая Анну Андреевну, исправлял особенно грубые языковые и стиховые погрешности. Когда поэты говорят то, чего не думают, - они говорят не своим языком. (Лидия Гинзбург. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. СПб. 2002. Стр. 310) Сопоставление (лучше сказать, - противопоставление) с Мандельштамом возникло тут не случайно. Оно напрашивается. Мандельштаму тоже "подсказали", каким способом он, быть может, сумеет себя спасти. И его ода Сталину тоже была вымученной. (В главе Сталин и Мандельштам я подробно рассказывал, как вымучивал он каждую ее строку и что из этого получилось.) Но об этой мандельштамовской "Оде" до сих пор спорят. Одни считают ее не только нравственным, но и художественным, поэтическим падением поэта. Другие, как Л.Я. Гинзбург, полагают, что это - "замечательные, в высшей степени его стихи". А Иосиф Бродский , так тот даже называл эту мандельштамовскую "Оду" Сталину гениальным творением поэта, едва ли не самым пронзительным из его лирических откровений. О прославляющих Сталина стихах Ахматовой никаких таких споров никогда не было. Все, кому случалось говорить или писать о них, в один голос повторяли, что в них нет и тени Ахматовой, что тут, как выразилась Лидия Корнеевна, - "ее покинула даже так называемая техника, даже ремесленные навыки". Впрочем, нет! Был один человек, который отозвался об этих стихах иначе. И был это не кто иной, как Борис Леонидович Пастернак : По свидетельству Тамары Викторовны Жирмунской , в разговоре с ней Б.Л. Пастернак радостно убеждал ее, что "это все-таки Ахматова, в них мелодия есть, это все-таки стихи". (Анна Ахматова. Собрание сочинений в шести томах. Том второй. Книга первая. М. 1999. Стр. 528) Какая в этих ахматовских стихах есть "мелодия", можно судить хотя бы по таким их строчкам: И Вождь орлиными очами Увидел с высоты Кремля, Как пышно залита лучами Преображенная земля. И с самой середины века, Которому он имя дал, Он видит сердце человека, Что стало светлым, как кристалл? Свой дух вдохнул он в этот город, Он отвратил от нас беду, - Вот отчего так тверд и молод Москвы необоримый дух. Вождь, который смотрит с высоты Кремля "орлиными очами", преображенная земля, которая "залита лучами" не как-нибудь, а - "пышно". (трудно найти менее удачное определение), сердце человека, "что стало светлым, как кристалл", беспомощная рифма: "беду - дух". Легко представить себе, как реагировал бы на все эти перлы даже самый неприхотливый литконсультант, случись ему выловить их в разливанном море графоманского самотёка? Что же, в таком случае, заставило Пастернака высказаться об этих стихах так благожелательно и даже комплиментарно? Некоторый свет на эту загадку проливают такие строки из письма Бориса Леонидовича Н.А. Табидзе, написанного 6 апреля 1950 года: См. Отношение поэтов к Сталину Ссылки:
|