|
|||
|
В Буграх, Кончаловские жили совсем неплохо
Так, по словам внука, дед жил как русский мелкопоместный дворянин конца XIX века. В усадьбе была лошадь, две коровы, свиньи, овцы, не говоря уж о гусях, курах и утках. "Дед сам коптил окорока, делал ветчину по- испански - хамон... До сих пор помню ощущение таинственного полумрака кладовой, пахнет копчеными окороками, висят связки лука, перцев, стоит мед в банках, в бутылях - грузинское вино. Эти окорока, лук, перцы, бутыли вина дед писал на своих полотнах". По утрам, просыпаясь, маленький Андрон чувствовал, как пахнет медом, кофе и сдобными булками, сыром рокфор. Словом, дом был - полная чаша. И ведь это в первые послевоенные годы, когда страна еще жила по карточкам, когда хлеб досыта был не у всех... В те времена, между прочим, и в Париже было небогато. Петр Петрович наверняка это знал и ценил свое благополучие. Конечно, оно давалось не даром. В семье Кончаловских все много работали. Сам Петр Петрович трудился с утра до вечера - если не писал, то мастерил подрамники, сам натягивал холсты, приколачивал маленькими обойными гвоздиками, сам грунтовал. Но в основном писал - недаром так много произведений оставил после себя. Из развлечений на первом месте стояла охота, так как охотником он был страстным. Но, конечно же, делать тяжелую, черную работу ему не приходилось, для нее, очевидно, нанимались местные крестьяне. "Я пишу много просто потому... - говорил на эту тему сам Петр Петрович, - что ничем другим не занят, кроме живописи". И это правильно: Петр Кончаловский был большой художник, грех было бы ему использовать свои силы не по назначению. Так что опала если и существовала - например, долгое время не проводилось персональных выставок, - то была она весьма щадящей. Во всяком случае, заниматься любимым делом не мешала. Словом, дом, в котором прошло счастливое детство будущего известного режиссера, "...был русский дом, просвещенный дом, дом русского художника, один из немногих, сохранивших уклад старой жизни.... Дедушка, бабушка, дядя Миша... (брат Натальи Петровны. - Н.Г.) с женой, двое их детей и третий, от первого дядиного брака, мама, я, сестра Катя, Никита, няня Никиты - двенадцать человек постоянно жили в доме летом. А сколько еще приходило и приезжало гостей!" И каких гостей! Метнер , Прокофьев , Пастернак , Сергей Городецкий , Охлопков , Алексей Алексеевич Игнатьев , Мейерхольд , писатель Алексей Толстой , с которым Петр Петрович был особенно дружен. Была ли бы такая жизнь у Кончаловских в Париже - большой вопрос. Так что, думается, выбрав Россию, а не эмиграцию, Петр Петрович не прогадал и, скорее всего, в выборе своем не раскаялся. Мало того, Кончаловские в своих Буграх еще и общались с иностранцами. Тогда, в конце 1930-х, когда гражданская война в Испании закончилась победой Франко, в СССР приехало несколько тысяч детей испанских коммунистов , сопровождаемых молодыми испанцами. Их колония находилась под Обнинском , неподалеку от дома Петра Петровича, где они стали частыми гостями. "Приходило их разом человек двадцать. Пели мадагуэнью, танцевали арагонскую хоту. Часто бывали и другие испанцы, коммунисты, дружившие с дедом, - Долорес Ибаррури , художник Альберто Санчес , сейчас его чтят как классика. Здесь мой дядя влюбился в девочку Эсперансу , она стала его женой. Мои двоюродные сестра и брат наполовину испанцы", - пишет Андрей Сергеевич. То есть Европа все же в доме художника Кончаловского, в 110 километрах от Москвы, существовала, пусть и в уменьшенном варианте. Ссылки:
|