После войны
Берлин
возвращается к преподавательской и научной деятельности, становится
профессором в области социально-политических наук, президентом
Вольфсоновского колледжа в Оксфорде (1966-1975), профессором Колледжа Всех
Святых, президентом Британской Академии наук (1974-1978), почетным членом
Американской Академии искусства и литературы, почетным доктором многих
университетов мира (Кембридж, Колумбийский, Глазго, Гамбургский,
Иерусалимский и др). За заслуги в области развития культуры Исайя Берлин
получил от Ее Величества королевы Великобритании почетное дворянство и
титул лорда. В 1979 году он был награжден Иерусалимской премией за развитие
идей свободы.
В 1978 году издатель Генрих Арди выпустил четырехтомное собрание его
сочинений. Первый том составила книга "Русские мыслители"
социально-политические исследования и литературоведческие работы о русских
писателях XIX века: "Россия и 1848 год", "Еж и лиса",
"Герцен и Бакунин об индивидуальной свободе", четыре статьи
"Замечательное десятилетие", статьи о русском народничестве, о
Льве Толстом"
("Анна Ахматова. Pro et contra", т. 2. СПб. 2005. Стр. 806)
Берлин, Исайя (англ. Isaiah Berlin, латыш. Jesaja Berlins; 6 июня
1909, Рига — 5 ноября 1997, Оксфорд) — английский философ, историк идей в
Европе от Вико до Плеханова с особым вниманием к Просвещению, романтизму,
социализму и национализму, переводчик русской литературы и философской
мысли, один из основателей современной либеральной политической
философии.
Родился в респектабельной еврейской семье торговца лесом Менделя Берлина
(потомка Шнеура Залмана из Ляд) и Марии Волчонок. На семью не
распространялись ограничения черты оседлости, и Берлин провёл детство в
Риге и Петрограде. В 1917 г. был свидетелем большевистского переворота в
России, что, возможно, в дальнейшем отразилось на его резко отрицательном
отношении к марксизму и социализму. В 1921 г. семья Берлиных эмигрирует в
Великобританию, где Берлин заканчивает частную школу и в 1935 г. Corpus
Christi колледж Оксфордского университета по специальности политическая
экономия и философия. За исключением лет Второй мировой войны, вся
дальнейшая жизнь Берлина связана с Оксфордским университетом: с 1950 по
1966 гг. он преподавал философию в колледже Всех Святых, где в 1957—1967
годах являлся Chichele-профессором общественно-политической теории, а в1966
г. избран первым президентом новообразованного колледжа Вольфсона. С 1974
по 1978 гг. Берлин был президентом Британской академии. С 1975 — профессор
социально-политических наук в колледже Всех Душ.
В годы Второй мировой войны Берлин работал в британской службе информации в
США (1941—1942), a в 1945—46 гг. 2-м секретарем британского посольства в
СССР. Находясь в Советском Союзе, встречался в Москве с
Борисом Пастернаком и в Ленинграде
с
Анной Ахматовой. В обстановке
начавшейся изоляции СССР эти встречи, по-видимому, послужили поводом для
последующих гонений в известном
постановлении ЦК КПСС «О журналах „Звезда“ и
„Ленинград“», в котором шельмованию подверглись Ахматова и Зощенко,
усилению режима цензуры в СССР.
С 1956 до конца жизни Берлин был женат на
Алин Халбан
(в девичестве — Гинцбург), племяннице издателя «Еврейской
энциклопедии» Давида Гинцбурга, правнучке еврейского общественного деятеля
и финансиста Горация Гинцбурга.
В 1957 Берлин возведён в рыцарское звание, в 1971 награждён британским
орденом «За заслуги». В Риге, на фронтоне дома, в котором родился Берлин,
установлена мемориальная доска в его память.
В своей речи при вступлении в должность профессора социальной политологии
Оксфордского университета, которая впоследствии получила форму эссе «Две
концепции свободы», Берлин, базируясь на интуиции плюрализма ценностей,
определил две концепции свободы: «негативная» и «позитивная». «Негативная»
свобода, по мнению Берлина, есть отсутствие ограничений, препятствующих
действиям человека или группы людей в их намерениях осуществить осознанные
желания. В противоположность этому, «позитивная» свобода толкуется как
возможность человека или группы людей самостоятельно, без вмешательства
внешних факторов, определять свою судьбу. В историческом развитии два
введенных таким образом понятия свободы, согласно Берлину, развивались в
расходящихся направлениях, достигнув в конце концов прямого столкновения.
Подчеркивая естественность обоих воззрений, Берлин находит однако, что
«позитивная» концепция свободы часто может стать основой политических
злоупотреблений, так как в поисках самостоятельного выбора людям
свойственно отождествлять правильность решения с собирательными концепциями
в форме «высшего разума», религии или государства. При этом, без различия
форм, принятое таким образом «правильное решение» противоставляется
иррациональным влечениям, неконтролируемым желаниям и вообще «низкой»
природе человека. Говоря словами самого Берлина: «Я воспринимается как
нечто большее, чем сам индивид… как некое социальное целое — будь то племя,
раса, церковь, государство». Подобное противопоставление неизбежно ведёт к
вырабатыванию единой воли такого социального целого и её навязыванию своим
непокорным членам, достигая таким образом собственной свободы.
Относя размышления Канта, Руссо, Гегеля к «позитивной» школе свободы,
Берлин отмечает, что развитие идей такого рода привело к отождествлению
свободы с разного рода политическими ограничениями, особенно в XIX—XX
веках, когда они широко использовались как база для национального
самоопределения, демократического самоуправления и коммунистического
толкования гуманности. В высшей точке выражения, эти идеи, парадоксальным
образом, трактуют свободу индивидуума как форму коллективного контроля,
необходимую для самоопределения наций, социальных групп и, возможно, всего
человечества. Таким образом, Берлин устанавливает связь между «позитивной»
интерпретацией свободы и тоталитаризмом. «Негативная» свобода,
соответственно, наоборот служит, на его взгляд, обеспечению незыблемых
границ свободы человека и/или групп людей, за которые не может преступать
никакая власть.
Берлин неоднократно говорил о том воздействии, которое оказала на него
традиция немецкого идеализма, и в особенности — Кант. Плюрализм ценностей —
идея, которую Берлин заимствует у Макиавелли, Вико, Гердера (в наиболее
разработанной форме культурного плюрализма), а также немецкого романтизма.
С рецепцией той же обширной традиции, которую Берлин именует
Контр-просвещением, связано его неприятие интервенции научных моделей в
область общественных отношений и истории, расцениваемой как история
человеческих деяний. При этом романтическую традицию, основанную на критике
разума, Берлин понимает не столько как препятствие для развития идей
Просвещения, но скорее как её необходимую полярную противоположность, без
который политический либерализм и современный индивидуализм западной
культуры не были бы возможны. Это — один из принципиальных «парадоксов»,
являющийся в высшей степени характерным для стилистики мышления И.
Берлина.
Несмотря на то, что Берлин покинул Россию в детстве, он хорошо говорил
по-русски и всегда интересовался русской историей и культурой. Многие из
его статей посвящены таким темам, как русская интеллигенция и
народничество; фигурам Александра Герцена, Михаила Бакунина, Виссариона
Белинского, Ивана Тургенева, Николая Чернышевского, Льва Толстого. Статьи
Берлина побудили английского драматурга Тома Стоппарда написать пьесу
«Берег утопии», главные герои которой — русские писатели, мыслители,
революционеры XIX века.
В СССР Берлин встречался с Ахматовой и Пастернаком. Берлину посвящены
некоторые произведения Ахматовой: два стихотворных цикла («Cinque»,
«Шиповник цветёт»), а также «Поэма без героя»:
Полно мне леденеть от страха,
Лучше кликну Чакону Баха,
А за ней войдёт человек…
Он не станет мне милым мужем,
Но мы с ним такое заслужим,
Что смутится Двадцатый век.
Берлин был одним из первых, с кем встретился
Иосиф Бродский, когда приехал в Лондон
в 1972 году; Бродский написал о нём эссе «Исайя Берлин в восемьдесят лет».
В 2000 году вышел документальный роман «Сэр» Анатолия Наймана, который, в
основном, состоит из расшифрованных бесед автора с Берлином.
Важнейшие работы
«Карл Маркс» (1939)
«Ёж и лиса» (1953)
«Историческая неизбежность» (1955)
«Век Просвещения» (1956)
«Две концепции свободы» (1958)
«Четыре эссе о свободе» (1969)
«Русские мыслители» (1978)
«Понятия и категории» (1978)
«Против течения» (1979)
«Личные впечатления» (1980, мемуары, в том числе — об Ахматовой и
Пастернаке)
«Искривлённое древо человечества: главы из истории идей» (1990)
«Чувство реальности: исследования идей и их истории» (1996)
Переводы на русский
Издания Берлина на русском языке долго не появлялись. В 1992 году журнал
«Знамя» отклонил переведённую Борисом Дубиным статью «Рождение русской
интеллигенции» на том основании, что в ней изложены слишком известные факты
(опубл.: Вопросы литературы, 1993, вып. VI). Наиболее полно творчество
Берлина представлено в двухтомнике, изданном «Новым литературным
обозрением» в 2001 году: «Философия свободы. Европа» и «История свободы.
Россия»