Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Эренбург Илья Григорьевич (1897-1967)

Из Лунгиной Л.З.

Я не была лично знакома с Эренбургом, хотя на писательских собраниях часто его видела и слышала. Но его личность и в еще большей степени его путь настолько типичны для определенной части интеллигенции, что мне кажется, я его хорошо знала. Он был человек талантливый, образованный, очень умный и все же не посмевший идти своим путем. Наверное, им двигал инстинкт самосохранения. Но не только. Еще и потребность, без сомнения искренняя, участвовать в том, что представлялось ему, несмотря ни на что, великим историческим моментом. И он предпочел полностью принять правила игры, чтобы не оказаться за бортом. Принятое раз и навсегда решение с чем угодно соглашаться вело его, как и многих других, от лжи к подлости, не избавляя от страха.

Сима и я и большинство наших друзей судили его строго. Мы не понимали, как мог автор "Хулио Хуренито", ироничной книги, написанной в двадцатые годы (кстати, не переиздававшейся), человек, влюбленный в Париж, поклонник импрессионизма и абстрактного искусства, космополит в настоящем смысле слова,- как мог он не только приспособиться к сталинскому режиму, но и служить ему? Как он мог написать такую угодливую книгу, как "Не переводя дыхания" , в начале тридцатых? Такую пошлую, как "Падение Парижа", после войны? Конечно, мы восхищались его репортажами в "Известиях" о войне в Испании и еще больше - репортажами, которые он почти ежедневно присылал с фронта в Отечественную войну. Эти статьи сделали его фантастически популярным. Солдаты в окопах вырывали их друг у друга, и даже при дефиците бумаги страничка Эренбурга в "Красной звезде" никогда бы не пошла на самокрутку. Зато можно было обменять Эренбурга на хлеб. Одна из самых знаменитых его статей, опубликованная незадолго до конца войны, называлась "Убей немца".

Такое подстрекательство к убийству всякого немца, где бы он ни был, кто бы он ни был. При том, что мы были очень близки к победе, мне показалось это совершенно непристойным.

После войны он пользовался огромной известностью. Возможно, она и спасла его в период космополитизма. Он был не каким-то безвестным критиком или автором книжек на идише, а народным героем. Сталин умело использовал старые связи Эренбурга с Западом. Когда он разрешил ему поехать в Париж, то прекрасно знал, что Эренбург, как прежде Горький, будет свидетельствовать в пользу режима. Но вот до чего довел его этот компромисс. В пятидесятом или пятьдесят первом, не помню точно год, в Москву приехал американский писатель-коммунист Говард Фаст . Он беспокоился о судьбе своего друга Переца Маркиша . До Фаста доходили слухи, что Маркиш арестован. Но кого он ни спрашивал - никто не хотел подтверждать этот слух. Тогда Фаст обратился к Эренбургу, с которым был хорошо знаком, убежденный, что тот скажет ему правду. Эренбург его успокоил, сказал, что на прошлой неделе они с Маркишем виделись, а теперь он уехал из Москвы на несколько дней,- пожалуйста, не волнуйся, скоро вернется. Но Говард Фаст волновался. Он решил подождать. В конце концов ему дали знать, что скоро он сможет повидаться с другом. Жене Маркиша позвонили из тюрьмы и велели принести костюм, ботинки, галстук и так далее, чтобы Маркиш выглядел презентабельно. Спустя неделю Фаст и Маркиш в сопровождении одного якобы приятеля - разумеется, из КГБ,- встретились в "Национале", чтобы вместе пообедать. Маркиш подтвердил, что все в порядке, и успокоенный Фаст, ничего не заподозрив, уехал в США. А в конце лета пятьдесят второго года двадцать шесть еврейских писателей и поэтов были убиты в подвалах Лубянки, в том числе и Маркиш. Фаст никогда не простил Эренбурга, скрывшего правду.

Однако тот же Эренбург за несколько лет до того пытался опубликовать "Черную книгу", которую они составили вместе с Василием Гроссманом ,- памятник страданиям евреев во время нацистской оккупации. А эта тема была под абсолютным запретом. Ее просто не существовало. И я, встречая Эренбурга на всяких собраниях в последние годы его жизни, понимала, что, при всей неоднозначности этой фигуры, он - один из значительных свидетелей века, который воплощает преемственность русской культуры. И "Люди, годы, жизнь" это показывают. Они публиковались, эти его мемуары, в "Новом мире", ценой огромных трудностей с цензурой, и вернули какую-то часть нашей памяти, хотя Эренбург и не говорил всей правды. А кроме того, не будем недооценивать его роль в эпоху оттепели. Собственно, и сам термин принадлежит ему.

Даже когда казалось, что он в безопасности, что он на коне, в действительности его не покидали страх и беспокойство. Он тоже до самой смерти Сталина каждую ночь ждал звонка в дверь.

См. Носик М.: Эренбург Илья Григорьевич

См. в Википедии Илья Григорьевич Эренбург

Источник - Википедия

Илья Григорьевич Эренбург (15 (27) января 1891, Киев — 31 августа 1967, Москва) — русский советский прозаик, поэт, 
переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.

Илья Эренбург родился в Киеве в зажиточной еврейской семье. Его отец — Герш Гершонович 
(Герш Германович, Григорий Григорьевич) Эренбург (1852—1921) — был инженером и купцом 2-й 
гильдии; мать — Хана Берковна (Анна Борисовна) Эренбург (урождённая Аринштейн, 1857—
1918) — домохозяйкой. В 1895 году семья переехала в Москву, где отец получил место директора 
Хамовнического пиво-медоваренного завода.
С 1901 года учился в 1-й Московской гимназии вместе с Н. И. Бухариным. С 1905 года участвовал 
в революционной деятельности, присоединился к большевикам. В январе 1908 года был 
арестован, полгода провел в тюрьмах и освобождён до суда, но в декабре эмигрировал 
во Францию. Постепенно отошёл от большевиков. В Париже занимался литературной 
деятельностью, вращался в кругу художников-модернистов, выпустил сборники «Стихи» (1910), «Я 
живу» (1911), «Будни» (1913), книгу переводов Ф. Вийона (1913). В 1914—1917 годах был 
корреспондентом русских газет «Утро России» и «Биржевые ведомости» на Западном фронте.
В 1917 году вернулся в Россию. Отрицательно восприняв победу большевиков (сборник стихов 
«Молитва о России», 1918), в 1921 году снова уехал за границу. В 1921—1924 годах жил 
в Берлине, в 1922 опубликовал философско-сатирический роман «Необычайные похождения 
Хулио Хуренито и его учеников…», в котором дана интересная мозаичная картина жизни Европы и 
России времён Первой мировой войны и революции, но главное — приведён свод удивительных 
по своей точности пророчеств.

И. Эренбург был пропагандистом авангардного искусства («А всё-таки она вертится», 1922). 
В 1923 году написал сборник рассказов «Тринадцать трубок» и роман «Трест Д. Е.». Эренбург был 
близок к левым кругам французского общества, активно сотрудничал с советской печатью. С 1923 
года работает корреспондентом «Известий». Его имя и талант публициста широко 
использовались советской пропагандой для создания привлекательного 
образа сталинского режима за границей. Много ездил по Европе (Германия — 1927,1928, 1930, 
1931; Турция, Греция — 1926; Испания — 1926; Польша — 1928; Чехословакия — 1927, 1928, 
1931, 1934; Швеция, Норвегия — 1929; Дания — 1929, 1933; Англия — 1930; Швейцария — 1931; 
Румыния, Югославия, Италия — 1934). 

После прихода Гитлера к власти становится крупнейшим 
мастером антинацистской пропаганды. С начала 1930-х годов регулярно приезжал в СССР и начал 
проводить в своих произведениях мысль «о неизбежности победы социализма». Посетил 
Кузнецкстрой, Томск. Выпустил романы «День второй» (1934), «Книга для взрослых» (1936).
Во время гражданской войны в Испании 1936—1939 годов Эренбург был военным 
корреспондентом «Известий»; выступал как эссеист, прозаик (сборник рассказов «Вне 
перемирия», 1937; роман «Что человеку надо», 1937), поэт (сборник стихов «Верность», 1941). 
После поражения республиканцев перебрался в Париж. После немецкой оккупации 
Франции укрылся в Советском посольстве.

В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом газеты «Красная звезда», писал для 
других газет и для Совинформбюро. Прославился пропагандистскими антинемецкими статьями и 
произведениями. Значительная часть этих статей, постоянно печатавшихся в газетах «Правда», 
«Известия», «Красная звезда», собраны в трёхтомнике публицистики «Война» (1942-44). В 1942 
году вошёл в Еврейский антифашистский комитет и вёл активную деятельность по сбору и 
обнародованию материалов о Холокосте.

После войны выпустил дилогию — романы «Буря» (1946—1947) и «Девятый вал» (1950). Один из 
лидеров Движения борцов за мир.
В 1948 году Голливуд выпускает в прокат фильм «The Iron Curtain» (режиссёр William Wellman, о 
побеге шифровальщика ГРУ И. С. Гузенко и советском шпионаже). 21 февраля того же года 
Эренбург в газете «Культура и жизнь» публикует статью «Кинопровокаторы», написанную по 
заданию министра кинематографии И. Г. Большакова.
  Положение Эренбурга среди советских писателей было своеобразным: с одной стороны, он 
получал материальные блага, часто ездил за границу, с другой — был под контролем спецслужб и 
часто даже получал выговоры. Таким же двойственным было отношение властей к Эренбургу в 
эпоху Н. С. Хрущёва и Л. И. Брежнева.
После смерти Сталина написал повесть «Оттепель» (1954), которая была напечатана в майском 
номере журнала "Знамя" и дала название целой эпохе советской истории. В 1957 году вышли 
«Французские тетради» — эссе о французской литературе, живописи и переводы из Ж. Дю Белле. 
Автор мемуаров «Люди, годы, жизнь», пользовавшихся в 1960-е — 1970-е годы большой 
популярностью в среде советской интеллигенции. Эренбург познакомил молодое поколение со 
множеством «забытых» имен, способствовал публикациям как забытых (М. И. Цветаева), так и 
молодых (Б. А. Слуцкий, С. П. Гудзенко) авторов. Пропагандировал новое западное искусство.
В марте 1966 года подписал письмо 13-ти деятелей советской науки, литературы и искусства в 
президиум ЦК КПСС против реабилитации И. В. Сталина.
Скончался после длительной болезни 31 августа 1967. Проститься с писателем пришло около 15 
000 человек.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище .

Первая супруга (1910—1913) — переводчица Катерина (Екатерина) Оттовна 
Шмидт (1889—1977, во втором браке Сорокина).

   Вторая супруга (с 1919 года) — художница Любовь Михайловна Козинцева (1900—1970)
сестра кинорежиссёра Григория Михайловича Козинцева, ученица Александры 
Экстер (Киев, 1921), Роберта Фалька, Александра Родченко. С 1922 года участница выставок 
в Берлине, Париже, Праге, Амстердаме. Около 90 её живописных и графических работ 
хранятся в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Двоюродный брат — художник и журналист Илья Лазаревич Эренбург (1887—1920, 
сын харьковского зерноторговца Лазаря Григорьевича Эренбурга); с ним и его женой Марией 
Михайловной супруги Эренбург были дружны в период первой эмиграции в Париж. 
Двоюродная сестра — коллекционер, художник и педагог Наталья Лазаревна Эренбург (в 
замужестве Эренбург-Маннати, фр. Nathalie Ehrenbourg-Mannati; 1884—1979).

См. СТАЛИН И ЭРЕНБУРГ

Ссылки:
1. Если бы Гитлер началал операцию "Барбаросса" на месяц позже
2. Евтушенко Евгений Александрович (1933-)
3. Лиля Лунгина в Париже
4. Разрешили ограниченные контакты с заграницей. Приезд Лиды и Вернана
5. Бергельсон Давид Р.(1884-1952)
6. Эрбург Ирина
7. Пастернак Борис Леонидович (1890-1960)
8. Доклад Хрущева на XXII съезде партии, 1956
9. "Оттепель"
10. Смерть Ленина
11. Столярова Наталья Ивановна
12. Почему же все-таки арестовали Аллилуевых?
13. Кравцов Григорий Абрамович
14. Крапивницкий Евгений
15. ЛЕФ распался, катализатор - Пастернак
16. "Непский проспект" (кварталы вокруг Курфюрстендама, русский Берлин)
17. Большевики руководят литераторами, но разрешают им соревнуются, 1924
18. "Год великого перелома" в науке и культуре 1929
19. Закс Борис Германович [Войнович В.Н.]
20. Столярова Наталья
21. Эренбург Ирина Ильинична
22. Поклонники и контрабандисты [везут "Ченкина" Войновича В.Н. в СССР]
23. Про адвоката
24. Антисемитизм в СССР
25. ЕАК (Еврейский антифашистский комитет СССР, 1942–1948)
26. Гуль Роман Борисович: литературная работа в Берлине 1924-1933 гг.
27. РАПП и все литературные объединения закрываются - будет Союз Писателей
28. Кем был для нас Эренбург во время войны
29. Эренбург: отношение к сионизму и Израилю
30. Эренбург о Троцком и Ленине
31. ИЗ ДОКЛАДНОЙ ЗАПИСКИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ОТДЕЛОМ АГИТАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ ЦК РКП(б) Я.А. ЯКОВЛЕВА И.В. СТАЛИНУ О СИТУАЦИИ В ПИСАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЕ
32. "КАК ДЕЛО ДО ПЕТЛИ ДОХОДИТ" (А.Н. Толстой исправление "ошибок"-"Хлеб")
33. Письмо знатных евреев в редакцию "Правды" и Эренбург
34. Эренбург неоднократно выступал против зверств наших солдат в Германии
35. Готовилось письмо видных евреев, оправдывающих депортацию
36. Сорокин Тихон Иванович
37. В 1947 году тучи над Пастернаком снова сгустились. Дело врачей.
38. Дело ЕАК, дело врачей - сценарий Сталина "окончательного решения" еврейского вопроса вопроса
39. "Чудо Мандельштама" - не расстреляли, а всего лишь сослали
40. Последние годы жизни Горького
41. Эренбург: трудный выбор: эмигрант или советский писатель, 1930-1931
42. Эренбург И.Г. и 70-тый юбилей Сталина 1949
43. Разные интерпретации телефонного звонка Сталина Пастернаку
44. Сталин вводит Эренбурга в состав Президиума первого Съезда писателей
45. Поликарпов Дмитрий Алексеевич и Пастернак
46. "Высокая страсть" настоящих поэтов и Мандельштама
47. Сталин и евреи во время борьбы с космополитами
48. Мандельштам "Мы живем, под собою не чуя страны"
49. Хрущев Никита Сергеевич
50. Несмеянов А.Н. на Всемирном конгрессе сторонников мира, 1950 г
51. Мальро Андре
52. Шимкевич Андрей Михайлович (1913-1999)
53. Фальшивка - "Письмо старого большевика"
54. Процесс над Н.И. Бухариным
55. Шмидт Катерина (Екатерина) Оттовна (1889—1977, во втором браке Сорокина)
56. Как произошел переворот? (смерть Сталина)
57. Козинцова Любовь Михайловна
58. Козинцева Любовь Михайловна (1900—1970)
59. Козинцев, Григорий Михайлович (1905-1973)
60. Политика на Раушской электростанции
61. Смидович Петр Гермогенович (1874 - 1935)
62. Мотовилова С.Н.: бытовой итог "жизни под большевиками"
63. Полетаев Игорь Андреевич (1915-1983)
64. Детство Никиты Михалкова
65. Каменева Ольга Давыдовна

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»