Ахмадулина Белла (Изабелла) Ахатовна, российский поэт, прозаик,
переводчица, один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины
XX века.
Родилась 10 апреля 1937 в Москве. Школьницей работала внештатным
корреспондентом газеты "Метростроевец". Стихи писала с детства, занималась
в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е. Винокурова. В 1955 в газете
"Комсомольская правда" было опубликовано ее стихотворение "Родина". По
окончании школы поступила в
Литературный институт им. А.М.
Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении,
удостоились высокой оценки И. Сельвинского: "поразительные по силе,
свежести, чистоте души, глубине чувства".
Во время учебы в Литинституте Ахмадулина публиковала стихи в литературных
журналах и в рукописном журнале "Синтаксис". Занималась журналистикой,
писала очерки ("На сибирских дорогах и др."). В 1957 писала в
"Комсомольской правде": искусство "призвано не веселить людей, а приносить
им страдания". В 1959 Белла Ахмадулина была исключена из института за отказ
участвовать в травле
Б.Л. Пастернака, но затем
восстановлена. В 1960 окончила институт с отличной оценкой дипломной
работы.
В 1962 стараниями П.Г. Антокольского была издана первая книга Беллы
Ахмадулиной "Струна". Высоко оценивая поэтический дар Ахмадулиной,
Антокольский впоследствии написал в посвященном ей стихотворении:
"Здравствуй, Чудо по имени Белла, / Ахмадулина, птенчик орла!"
Поэтический сборник "Озноб", в котором были собраны все стихи, написанные в
течение 13 лет, вышел в эмигрантском
издательстве "Посев" (1969, ФРГ).
Несмотря на это "крамольное" событие, книги Беллы Ахмадулиной, хотя и
подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР: "Уроки музыки"
(1969), "Стихи" (1975), "Свеча" (1977), "Метель" (1977) и др. В 1977 она
была избрана почетным членом Американской академии искусства и литературы.
В 1988 вышла книга "Избранное", за ней последовали новые поэтические
сборники.
Сюрреалистический рассказ Беллы Ахмадулиной "Много собак и собака" вошел в
неофициальный альманах "Метрополь" (1979). К этому времени она по праву
считалась одним из наиболее ярких поэтов, начинавших свой творческий путь
во время
"оттепели". Вместе с А.
Вознесенским, Е. Евтушенко и Р. Рождественским ее называли "поэтом
эстрады", обозначая таким образом не столько поэтический строй, сколько
способ общения с читателем. Вообще же стихам Ахмадулиной никогда не была
присуща публицистичность. Она не раз говорила о том, что без восторга
вспоминает времена массового интереса к поэзии, из-за которого в поэтах
воспитывалось желание угождать неприхотливым вкусам.
Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной является дружба. Дружбу - в
том числе дружбу-любовь и дружбу-творчество - она считает одним из самых
сильных человеческих чувств. Дружбе в равной мере присущи и страсть
("Свирепей дружбы в мире нет любви", в сб. "Сны о Грузии", 1977), и горечь
("По улице моей который год..."; там же).
Героями стихов Беллы Ахмадулиной становились русские поэты - от А. Пушкина
и М. Цветаевой (сб. "Тайна", 1983) до друзей и современников А.
Вознесенского и Б. Окуджавы, а также простые люди - "кривая Нинка" (сб.
"Побережье", 1991), "электрик Василий" (сб. "Стихотворения", 1988) и др.
Ахмадулину не пугают уродливые черты действительности, о которой она пишет
в своем "больничном цикле" ("Воскресенье настало...", "Был вход
возбранен...", "Елка в больничном коридоре" и др.): "Я видела упадок плоти
/ и грубо поврежденный дух /...весь этот праздник некрасивый / был близок и
понятен мне". При этом, как писал в 1977 И. Бродский, ее искусство "в
значительной степени интровертно и центростремительно. Интровертность эта,
будучи вполне естественной, в стране, где живет автор, является еще и
формой морального выживания" ("Зачем российские поэты?..").
Бродский считал Беллу Ахмадулину "несомненной наследницей
Лермонтовско-Пастернаковской линии в русской поэзии", поэтом, чей "стих
размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис - вязкий и
гипнотический - в значительной мере продукт ее подлинного
голоса".
Ахмадулина много переводила грузинских поэтов Н. Бараташвили, Г. Табидзе,
С. Чиковани и др. Журнал "Литературная Грузия" публиковал ее стихи в годы,
когда из-за идеологических запретов это было невозможно в
России.
Белла Ахмадулина - автор многочисленных эссе - о В. Набокове, А. Ахматовой,
М. Цветаевой, Вен. Ерофееве, А. Твардовском, П. Антокольском, В. Высоцком и
др. крупных творческих личностях, которые, по ее словам, "украсили и
оправдали своим участием разное время общего времени, незаметно ставшего
эпохой".
В 1989 ей была присуждена Государственная премия СССР.
29 ноября 2010 года, на 74-м году жизни знаменитая поэтесса скончалась на
своей даче в Переделкине