|
|||
|
Цветаева Марина Ивановна (1892-1941)Источник - Либрусек Марина Ивановна Цветаева (26 сентября (8 октября), 1892, Москва, Российская империя - 31 августа 1941, Елабуга, СССР) - русская поэтесса, прозаик, переводчица, одна из самых самобытных поэтов Серебряного века. Детство и юность Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве "Мусагет". На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах). В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 - вышла за него замуж. В том же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля). В 1913 году выходит третий сборник - "Из двух книг". Отношения с Софией Парнок В 1914 г. Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок; их отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов "Подруга". Цветаева и Парнок расстались в 1916 году; Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как "первую катастрофу в своей жизни". В 1921 году Цветаева, подытоживая, пишет: "Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное - какая скука!" На известие о смерти Софии Парнок Цветаева отреагировала бесстрастно: "Ну и что, что она умерла? Не обязательно умирать, чтобы умереть". Гражданская война (1917-1922) В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла в приюте в возрасте трёх лет. Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов "Лебединый стан", проникнутый сочувствием к белому движению. В 1918-1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы "Егорушка", "Царь-девица", "На красном коне". В апреле 1920 года Цветаева познакомилась с князем Сергеем Волконским. Эмиграция (1922-1939) В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу - к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые "Поэма горы" и "Поэма конца". В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого. В мае 1926 года с подачи Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Марией Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке. В течение всего времени, проведённого в эмиграции, не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком. Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы - "После России", включивший в себя стихотворения 1922-1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: "Моя неудача в эмиграции - в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху - там, туда, оттуда..." В 1930 году написан поэтический цикл "Маяковскому" (на смерть Владимира Маяковского). Самоубийство Маяковского буквально шокировало Цветаеву. В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х гг. ("Эмиграция делает меня прозаиком..."). В это время изданы "Мой Пушкин" (1937), "Мать и музыка" (1935), "Дом у Старого Пимена" (1934), "Повесть о Сонечке" (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине ("Живое о живом", 1933), Михаиле Кузмине ("Нездешний ветер", 1936), Андрее Белом ("Пленный дух", 1934) и др. С 1930-х гг. Цветаева с семьёй жила практически в нищете. "Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход - от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живем на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода". (Из воспоминаний Марины Цветаевой) 15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на Родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.
Возвращение в СССР (1939-1941)
В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде
жила на даче НКВД в
Болшево (ныне Музей-квартира М.И.
Цветаевой в Болшеве), соседями были супруги Клепинины. 27 августа была
арестована дочь
Ариадна, 10 октября -
Эфрон. В 1941 году Сергей Яковлевич
был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий
реабилитирована в 1955 году.
В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.
Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была
прервана. 8 августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; 18
августа прибыла вместе с несколькими писателями в городок
Елабугу на Каме. В Чистополе, где в
основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие
на прописку и оставила заявление: "В совет Литфонда. Прошу принять меня на
работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа
1941 года". 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в
Чистополь.
31 августа 1941 года Цветаева покончила жизнь самоубийством (повесилась),
оставив три записки: тем, кто будет её хоронить, Асеевым и сыну: "Мурлыга!
Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю
тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если
увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в
тупик". После смерти В эмиграции она написала в рассказе "Хлыстовки": "Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень: "Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева". Также она говорила: "Здесь, во Франции, и тени моей не останется. Таруса, Коктебель, да чешские деревни - вот места души моей". На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью "Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева". В первый раз камень был поставлен усилиями Семена Островского в 1962, но затем памятник был убран "во избежание", и позже в более спокойные времена восстановлен. Отпевание В 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой (отпевание состоялось в день пятидесятой годовщины со дня кончины Марины Цветаевой в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот), тогда как отпевать самоубийц в РПЦ запрещено. Основанием для того послужило прошение Анастасии Цветаевой, а с нею - группы людей, в том числе диакона Андрея Кураева, к патриарху. Творчество Сборники стихов
* 1910 - "Вечерний альбом" Драматические произведения Эссеистская проза Мемуары Библиография
Ссылки:
|