Ошанин, Лев Иванович (1912—1996) — поэт, автор более
70 поэтических сборников, стихотворных повестей и пьес, лауреат Сталинской
премии первой степени (1950), а также лауреат Всемирных фестивалей молодёжи
и студентов.
Родился 17 (30) мая 1912 года в Рыбинске (ныне Ярославской области) в
дворянской семье. Отец, Иван Александрович, работал частным поверенным
городского суда; мать, Мария Николаевна, — музыкальным педагогом. Было 5
братьев и сестра. Сначала жили в собственном двухэтажном доме на улице
Крестовой, а после его продажи снимали квартиру в доме № 4 на улице
Мологской (ныне Чкалова). Отец скончался, когда Льву было 4 года, чтобы
заработать на жизнь мать была вынуждена устраивать благотворительные
концерты. После 1917 года семья переехала в город Ростов той же губернии,
Мария Николаевна возглавляла там первый детский сад.
С 1922 года Ошанины жили в Москве. После окончания восьми классов Ошанин
работал токарем на чугунолитейном заводе, а затем экскурсоводом на
выставке, впоследствии ставшей ВДНХ. Посещал рабочий литературный кружок
«Закал», при поддержке которого издал свою первую книгу — повесть «Этажи» о
школьных годах. Был принят в Российскую ассоциацию пролетарских писателей
(РАПП). Стал публиковать стихи в
«Комсомольской правде», «Огоньке», «Молодой гвардии».
Пошли слухи, что под биографию писателя «копают», друзья посоветовали ему
уехать из Москвы. В 1932—1935 годах находился в тундре на строительстве
города
Хибиногорска: работал на Хибиногорской
апатитовой фабрике, затем директором клуба горняков, а после разъездным
корреспондентом газеты «Кировский рабочий». Однако
дворянское происхождение
не давало спокойно жить и здесь — после доноса завистников Ошанина
изгнали из комсомола и уволили из газеты.
Лев Иванович вернулся в столицу, где в 1936 году поступил в
Литературный институт имени А. М.
Горького. Женился на литераторе
Елене Успенской — внучке писателя
Глеба Успенского, родились дочь Таня и сын Серёжа. Учёбу пришлось
бросить.
Из-за плохого зрения Ошанина не взяли в армию, даже когда началась Великая
Отечественная война, хотя бы военным корреспондентом. Вместе с семьёй он
оказался в эвакуации в
Казани, его супруга работала там в также
эвакуированной газете «Пионерская правда», но сам Лев Иванович устроиться
по литературной специальности не смог. Затем семья оказалась в
Елабуге. Там поэт
Б. Л. Пастернак
посоветовал ему вступить в Союз советских писателей, с членским
билетом которого можно было попасть на фронт даже с плохим здоровьем.
Ошанин, заручившись рекомендацией Пастернака, так и сделал. Он стал
командироваться на передовую от Политуправления Красной Армии, работать в
военных газетах, выступать перед бойцами. Член ВКП(б) с 1944 года. Уже 22
июня 1941 года из репродукторов на сборных пунктах звучала написанная ещё
до войны песня на стихи Ошанина «В бой за Родину». В конце войны им были
написаны стихи, после Победы положенные на музыку И. О. Дунаевским и
ставшие песней «Ехал я из Берлина». Осенью 1945 года на стихи Ошанина была
написана знаменитая песня «Дороги».
Член правлений СП РСФСР в 1958—1990 годах и СП СССР с 1976 года.
До последнего года жизни вёл в Литературном институте семинар для молодых
поэтов (в числе его слушателей — Александр Бобров, Елизавета Емельянова,
Вадим Степанцов, Сергей Соколкин и другие).
Умер поздним вечером 30 декабря 1996 года. Похоронен на Ваганьковском
кладбище в Москве.
Награды
За цикл стихов и песен к кинофильму «Юность мира» удостоен Сталинской
премии (1950). Награждён двумя орденами, а также медалями.
Ошанин — один из наиболее популярных поэтов-песенников советского времени.
Песня о войне — «Дороги» — стала народной, огромную известность получили
также «Течёт Волга», «Солнечный круг», «Зачем меня окликнул ты?», «А у нас
во дворе есть девчонка одна», «Просто я работаю волшебником». Песня на
стихи «Солнечный круг» (композитор — Аркадий Островский), в исполнении
Тамары Миансаровой, победила на песенном фестивале в Сопоте в 1963
году.
Однако это лишь одна сторона творчества поэта: Ошанину принадлежит
разнообразная лирика, особенно любовная, а также разнообразные по сюжету
баллады. Как сюжетное лирическое стихотворение, баллада по своей жанровой
природе близка песне. Но на стороне последней заметное преимущество,
отмеченное самим поэтом: «Конечно, больше знают песни, потому что уж если
песня получилась и оторвалась, то она летит и не знает никаких преград, и
потому она закрывает как бы все остальное…»
Значимая веха в творчестве Ошанина — поэма «Вода бессмертия» об Александре
Македонском, отличающаяся удивительной точностью в подборе как
исторического, так и лингвистического материала. «Не все сгоревшее сгорело,
не все ушедшее мертво…» — писал Ошанин во вступлении к поэме.
По мнению слависта Вольфганга Казака, критическое замечание Ошанина «о том,
что вместо песен создавалось „много дидактических, наскоро зарифмованных
лозунгов из передовой статьи районной газеты“, касается, по сути дела, его
самого».
Был участником травли писателя Бориса
Пастернака, связанной с изданием в Милане в 1957 году романа «Доктор
Живаго».
Сочинения
Всегда в пути, 1948
Москва майская, 1949
Дети разных народов, 1950
Стихи о любви, 1957
Баллады, 1965
Сто песен, 1966
Как создавалась песня. Статьи, 1967
«Текстовики» или поэты // «Вопросы литературы», 1967, № 8
Это будет вот так, 1969
Шёл я сквозь вьюгу…, 1970
Избранные произведения в 2-х тт., 1971.
Островитяне, 1972
Издалека-долго…, 1977
Самолеты и соловьи, 1982