Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Вознесенский Андрей Андреевич (1933-2010) поэт

Источник - Википедия 

Андрей Андреевич Вознесенский (12 мая 1933, Москва - 1 июня 2010, Москва) - русский поэт, прозаик, художник, архитектор. Один из самых известных поэтов-шестидесятников. Родился 12 мая 1933 года в Москве.

Родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец - Андрей Николаевич Вознесенский (1903-1974), инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР, участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР; мать - Антонина Сергеевна (1905-1983), урожд. Пастушихина.
Учился в одной из старейших московских школ (ныне Школа № 1060). В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Закончил в 1957 году Московский архитектурный институт. 46 лет прожил в браке с писательницей, кино- и театральным критиком Зоей Богуславской.
Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением "измерить" современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов - Семёна Кирсанова. Вознесенский написал стихотворение "Похороны Кирсанова", позже положенное на музыку под названием "Памяти поэта" большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым (песню исполнял Валерий Леонтьев).
Первый сборник Вознесенского - "Мозаика" - был издан во Владимире и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж. Второй сборник - "Парабола" - вышел в Москве и сразу стал библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода - "Гойя", нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, - было обвинено в формализме.
В то время устраивались многочисленные встречи с поэтами. Проходили ставшие известными вечера в Политехническом музее.
Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности. Это неприятие выражалось и в стихах - например, в стихотворении Николая Ушакова "Модный поэт", 1961 (Он сменною модой недельной / когда-то пленял молодёжь. / Так что ж ты, цветок рукодельный, / сегодня не модно цветёшь?) или в стихотворении Игоря Кобзева "Комсомольским активистам", 1963 (Им служат оружьем трясучие джазы / И разный заморский абстрактный бред. / У них, говорят, появился даже / Собственный свой популярный поэт...). 
На улице Горького в "Окнах сатиры" уже в 60-х годах изображён рабочий, выметающий "нечисть" метлой, - и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником "Треугольная груша". В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг поэта разгромной критике. Под аплодисменты большей части зала он кричал: "Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт!". Вознесенский неоднократно выезжал в различные зарубежные страны для выступлений. Он стал одним из самых популярных русских поэтов в США. Вознесенский сдружился с поэтом-битником Алленом Гинзбергом, стал другом семьи Артура Миллера. Его встреча с Мэрилин Монро позднее запечатлелась в строках: "Я Мэрлин, Мэрлин. / Я героиня / Самоубийства и героина". 
Некоторые считали что в его стихах речь идёт не о свободной демократической Америке, а о тоталитарном СССР.
Через год после сборника "Треугольная груша" вышла посвящённая Ленину поэма Вознесенского "Лонжюмо", являвшаяся попыткой восстановить отношения с властью и вызвавшая протесты определённой части интеллигенции. Стихотворный сборник "Антимиры" послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке в 1965 году. Для этого спектакля Владимир Высоцкий написал и спел "Песню акына" на стихотворение Вознесенского.
В 1970-е Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР, в том же году принял участие в неподцензурном альманахе "Метрополь" (1978).
Вознесенский - автор архитектурной части монумента "Дружба навеки" в честь двухсотлетия присоединения Грузии к России на Тишинской площади в Москве. Скульптурная часть памятника выполнена З. Церетели.
Вознесенский дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо.
На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: "Плачет девочка в автомате", "Верни мне музыку", "Подберу музыку", "Танец на барабане", "Песня на "бис"" и главный хит "Миллион алых роз", где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе. С автором четырёх последних песен Раймондом Паулсом Вознесенский сотрудничал очень много. Рок-опера ""Юнона" и "Авось"", написанная на либретто Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981-м Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола и до сих пор не сходит со сцены. Наиболее известен романс "Я тебя никогда не забуду", основанный на стихотворении "Сага".
Жил и работал в подмосковном Переделкине, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля (день рождения Пастернака) и 30 мая (день смерти поэта) проводил поэтические чтения. Встречам с Пастернаком посвящена книга Вознесенского "Мне четырнадцать лет".
Скончался 1 июня 2010 года после продолжительной болезни на 78-м году жизни у себя дома в Москве. В 2010 году Андрей Вознесенский перенёс второй инсульт, после которого он окончательно не оправился. Первый инсульт поэт пережил за 4 года до смерти. Отпевание поэта по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татьяны при МГУ. Андрея Вознесенского похоронили 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с родителями.
Награды
* Орден "За заслуги перед Отечеством" II степени (5 мая 2008) - за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность.
* Орден "За заслуги перед Отечеством" III степени (15 января 2004) - за большой вклад в развитие отечественной литературы.
* Орден Трудового Красного Знамени (1983)
* Государственная премия СССР (1978) - за сборник "Витражных дел мастер" (1976).
* Он является почётным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования (1993), Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.
* Золотой Почетный знак "Общественное признание" (2003)

Ссылки:
1. "Оттепель"
2. Богуславская Зоя
3. Одна ложь порождает другую (Рабичев Л.А. после выставки в Манеже)
4. ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР ДМИТРИЯ СУХАРЕВА
5. Киев и Манеж [Войнович В.Н. и конец "оттепели",1962]
6. Две публикации [Войнович В.Н.: травля за "Чонкина"]
7. Одна б., две б., три б. [Войнович В.Н. Ошанин, 1958]
8. Тарковский Андрей (1932-1986)
9. "Гамлет" Л. Пастернака
10. Вознесенский Андрей Николаевич (1903-1974)
11. Познер В.В.: общество и писатели
12. Познер В.В. проработал у Маршака два с половиной года

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»