Андрей Андреевич Вознесенский (12 мая 1933, Москва - 1 июня 2010, Москва) -
русский поэт, прозаик, художник, архитектор. Один из самых известных
поэтов-шестидесятников. Родился 12 мая 1933 года в Москве.
Родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец - Андрей Николаевич Вознесенский
(1903-1974), инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор,
директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР, участник
строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, заслуженный деятель
науки и техники Узбекской ССР; мать -
Антонина Сергеевна (1905-1983),
урожд. Пастушихина.
Учился в одной из старейших московских школ (ныне Школа № 1060). В
четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису
Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем
оказала сильное влияние на его судьбу. Закончил в 1957 году
Московский архитектурный институт.
46 лет прожил в браке с писательницей, кино- и театральным критиком
Зоей Богуславской.
Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были
опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением "измерить"
современного человека категориями и образами мировой цивилизации,
экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы,
звуковыми эффектами. Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и
одного из последних футуристов - Семёна Кирсанова. Вознесенский написал
стихотворение "Похороны Кирсанова", позже положенное на музыку под
названием "Памяти поэта" большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым
(песню исполнял Валерий Леонтьев).
Первый сборник Вознесенского - "Мозаика" - был издан во Владимире и навлёк
на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы и даже
хотели уничтожить тираж. Второй сборник - "Парабола" - вышел в Москве и
сразу стал библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого
периода - "Гойя", нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной
войны, - было обвинено в формализме.
В то время устраивались многочисленные встречи с поэтами. Проходили ставшие
известными вечера в Политехническом музее.
Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у
некоторой части советской литературной общественности. Это неприятие
выражалось и в стихах - например, в стихотворении Николая Ушакова "Модный
поэт", 1961 (Он сменною модой недельной / когда-то пленял молодёжь. / Так
что ж ты, цветок рукодельный, / сегодня не модно цветёшь?) или в
стихотворении Игоря Кобзева "Комсомольским активистам", 1963 (Им служат
оружьем трясучие джазы / И разный заморский абстрактный бред. / У них,
говорят, появился даже / Собственный свой популярный поэт...).
На улице Горького в "Окнах сатиры" уже в 60-х годах изображён рабочий,
выметающий "нечисть" метлой, - и среди сора-нечисти был изображён
Вознесенский со сборником "Треугольная груша". В марте 1963 года на встрече
с интеллигенцией в Кремле
Никита Хрущёв подверг поэта
разгромной критике. Под аплодисменты большей части зала он кричал:
"Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу
Шелепину, и он подпишет вам
заграничный паспорт!". Вознесенский неоднократно выезжал в различные
зарубежные страны для выступлений. Он стал одним из самых популярных
русских поэтов в США. Вознесенский сдружился с поэтом-битником Алленом
Гинзбергом, стал другом семьи Артура Миллера. Его встреча с Мэрилин Монро
позднее запечатлелась в строках: "Я Мэрлин, Мэрлин. / Я героиня /
Самоубийства и героина".
Некоторые считали что в его стихах речь идёт не о свободной демократической
Америке, а о тоталитарном СССР.
Через год после сборника "Треугольная груша" вышла посвящённая Ленину поэма
Вознесенского "Лонжюмо", являвшаяся попыткой восстановить отношения с
властью и вызвавшая протесты определённой части интеллигенции. Стихотворный
сборник "Антимиры" послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке
в 1965 году. Для этого спектакля Владимир Высоцкий написал и спел "Песню
акына" на стихотворение Вознесенского.
В 1970-е Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по
телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР, в том же
году принял участие в неподцензурном альманахе "Метрополь" (1978).
Вознесенский - автор архитектурной части монумента "Дружба навеки" в честь
двухсотлетия присоединения Грузии к России на Тишинской площади в Москве.
Скульптурная часть памятника выполнена З. Церетели.
Вознесенский дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми
вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был собеседником
Сартра, Хайдеггера, Пикассо.
На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: "Плачет девочка в
автомате", "Верни мне музыку", "Подберу музыку", "Танец на барабане",
"Песня на "бис"" и главный хит "Миллион алых роз", где поэт в стихах
пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской
актрисе. С автором четырёх последних песен Раймондом Паулсом Вознесенский
сотрудничал очень много. Рок-опера ""Юнона" и "Авось"", написанная на
либретто Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981-м Марком
Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола и до сих пор не
сходит со сцены. Наиболее известен романс "Я тебя никогда не забуду",
основанный на стихотворении "Сага".
Жил и работал в подмосковном Переделкине, по соседству с дачей-музеем
Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля (день рождения
Пастернака) и 30 мая (день смерти поэта) проводил поэтические чтения.
Встречам с Пастернаком посвящена книга Вознесенского "Мне четырнадцать
лет".
Скончался 1 июня 2010 года после продолжительной болезни на 78-м году жизни
у себя дома в Москве. В 2010 году Андрей Вознесенский перенёс второй
инсульт, после которого он окончательно не оправился. Первый инсульт поэт
пережил за 4 года до смерти. Отпевание поэта по православному обряду
состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татьяны при МГУ.
Андрея Вознесенского похоронили 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище в
Москве рядом с родителями.
Награды
* Орден "За заслуги перед Отечеством" II степени (5 мая 2008) - за
выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю
творческую деятельность.
* Орден "За заслуги перед Отечеством" III степени (15 января 2004) - за
большой вклад в развитие отечественной литературы.
* Орден Трудового Красного Знамени (1983)
* Государственная премия СССР (1978) - за сборник "Витражных дел мастер"
(1976).
* Он является почётным членом десяти академий мира, в том числе Российской
академии образования (1993), Американской академии литературы и искусства,
Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской
академии поэзии и других.
* Золотой Почетный знак "Общественное признание" (2003)