(3 мая [15 мая] 1891, Киев, Российская
империя — 10 марта 1940, Москва, СССР) — русский писатель, драматург,
театральный режиссёр и актёр. Автор повестей и рассказов, множества
фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.
В 1909 году Михаил Булгаков окончил Первую
киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского
университета. Выбор профессии врача объяснялся тем, что оба брата
матери, Николай и Михаил Покровские, были врачами, один — в Москве,
другой — в Варшаве, оба хорошо зарабатывали. Михаил, терапевт, был
врачом Патриарха Тихона, Николай — гинеколог — имел в Москве прекрасную
практику. Булгаков в университете учился 7 лет — имея освобождение по
состоянию здоровья (почечная недостаточность) подавал рапорт для службы
врачом на флоте и после отказа медицинской комиссии попросил послать его
добровольцем Красного Креста в госпиталь. 31 октября 1916 года — получил
диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и
преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».
В 1913 году М. Булгаков женился на Татьяне Лаппа (1892—1982). Денежные
трудности начались уже в день свадьбы. Это можно увидеть в воспоминаниях
Татьяны Николаевны: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного
платья тоже — я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама
приехала на венчанье — пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в
складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр. …Почему-то хохотали
под венцом ужасно. Домой ехали в карете. Гостей было немного. Помню, много
было цветов, больше всего — нарциссов…». Отец Татьяны в месяц присылал 50
рублей, по тем временам достойная сумма. Но деньги быстро исчезали:
М. А. Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось
проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот
шаг. «Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит — ни
колец, ни цепи моей. „Ну, значит, всё в ломбарде!“».
После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работал
врачом в прифронтовой зоне. Затем он был направлен на работу в
село Никольское Смоленской губернии, после чего работал врачом
в Вязьме.
С 1917 года М. А. Булгаков стал употреблять морфий, сначала с целью
облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который
принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции.
Затем приём морфия стал
регулярным.
В декабре 1917 года М. А. Булгаков впервые приехал в Москву. Он остановился
у дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего
прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце».
Весной 1918 года М. А. Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную
практику как врач-венеролог. В это время М. Булгаков перестаёт употреблять
морфий.
Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков
был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. В
конце августа 1919 года, по одной из версий, М. А. Булгаков был мобилизован
в Красную армию в качестве военного врача.
Затем, судя по его воспоминаниям, он был мобилизован в
белые Вооружённые силы Юга
России и был назначен военным врачом 3-го Терского казачьего
полка.
В том же году успел поработать врачом Красного креста, а затем — снова в
белых Вооружённых Силах Юга России.
В составе 3-го Терского казачьего полка был на Северном Кавказе. Печатался
в газетах (статья «Грядущие перспективы»). Во время
отступления Добровольческой армии в
начале 1920 года заболел
тифом и остался во Владикавказе.
В конце сентября 1921 года М. А. Булгаков переехал в Москву и начал
сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и
журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал
для всех»). В это же время он опубликовал некоторые свои произведения в
газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине.
Прописку в Москве он получил с помощью
Н. К. Крупской, о чём написал очерк «Воспоминание…».
С 1922 по 1926 год в газете «Гудок» было напечатано более 120 репортажей,
очерков и фельетонов М. Булгакова.
В 1923 году М. Булгаков вступил во
Всероссийский Союз писателей.
В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной
Белозерской (1898—1987), которая в 1925 году стала его женой.
С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом шла пьеса «Дни Турбиных». Её
постановка была разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась.
Пьеса очень понравилась И. Сталину, который
смотрел её более 14 раз. В своих выступлениях И. Сталин говорил, что «Дни
Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш», но Сталин отметил,
что впечатление от «Дней Турбиных» в конечном счёте положительное для
коммунистов (письмо В. Биллю-Белоцерковскому, опубликованное самим Сталиным
в 1949 году).
Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая
критика творчества М. А. Булгакова.
По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий
и 3 благожелательных. Среди критиков были влиятельные литераторы и
чиновники от литературы (Маяковский,
Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев и другие).
В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла
премьера спектакля по пьесе М. А. Булгакова «Зойкина квартира».
В 1928 году М. А. Булгаков ездил с женой на Кавказ, где они
посетили Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом
году прошла премьера пьесы «Багровый остров». У М. А. Булгакова возник
замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также
начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).
В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая
стала его третьей, последней женой в 1932 году.
К 1930 году произведения Булгакова перестали печатать, его пьесы изымались
из репертуара театров.
Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый
остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков
писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя
литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же
он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с
просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо
предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову
позвонил
И. Сталин, который порекомендовал драматургу
обратиться с просьбой зачислить его во
МХАТ.
В 1930 году работал в качестве режиссёра в Центральном театре рабочей молодёжи
(ТРАМ). С 1930 по 1936 год — во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента.
В1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые
души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. В 1935 году Булгаков
выступил на сцене МХАТ как актёр — в роли Судьи в спектакле «Пиквикский
клуб» по Диккенсу. Опыт работы во МХАТ отразился в произведении Булгакова
«Записки покойника» («Театральный роман»), материалом для образов которого
стали многие сотрудники театра.
В январе 1932 года И. В. Сталин (А.
Енукидзе) вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она
больше не запрещалась.
Однако ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не
распространялось.
Спектакль «Кабала святош» увидел свет в 1936 году после почти пяти лет
репетиций. После семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде»
была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной»
пьесе. После статьи в «Правде» Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать
вБольшом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков
работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I». Дружил с Исааком
Дунаевским.
В 1939 году М. А. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над
пьесой об И. Сталине («Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а
Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем,
когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной
постановку пьесы о себе.
С этого момента (по воспоминаниям Е. С. Булгаковой, В. Виленкина и
др.) здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение.
Врачи диагностировали у него гипертонический нефросклероз. Булгаков
продолжал употреблять
морфий, прописанный ему в 1924
году, с целью снятия болевых симптомов.
В этот же период писатель начал диктовать жене последний вариант романа
«Мастер и Маргарита».
До войны в двух советских театрах шли спектакли по пьесе М. А. Булгакова
«Дон Кихот».
С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М.
Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11
марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских
писателей.
Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица М.
Булгакова посмертную маску.
М. Булгаков был похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле по
ходатайству его вдовы Е. С. Булгаковой был установлен камень, прозванный
«голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.
Булгакова связывали дружеские отношения с В. В. Вересаевым, М. А. Волошиным.
Булгаков уважительно относился к Б. Л. Пастернаку. Однажды на именинах у
жены драматурга Тренёва, его соседа по писательскому дому, Булгаков и
Пастернак оказались за одним столом. Пастернак с каким-то особенным
придыханием читал свои переводы стихов с грузинского. После первого тоста
за хозяйку Пастернак объявил: «Я хочу выпить за Булгакова!» В ответ на
возражение именинницы-хозяйки: «Нет, нет! Сейчас мы выпьем за Викентия
Викентьевича, а потом за Булгакова!» — Пастернак воскликнул: «Нет, я хочу
за Булгакова! Вересаев, конечно, очень большой человек, но он — законное
явление. А Булгаков — незаконное!».
Анна Ахматова после смерти писателя написала стихотворение «Памяти
М. А. Булгакова» (март 1940 года).
Роман «Мастер и Маргарита» впервые был опубликован в журнале «Москва» в
1966 году, то есть спустя двадцать шесть лет после смерти писателя. Роман
принес Булгакову мировую известность.
Посмертно был также опубликован роман «Записки покойника», названный в
публикации «Театральный роман», и ряд других произведений
М. А. Булгакова.
Отец — Булгаков, Афанасий Иванович (1859—1907) — русский богослов и историк
церкви.
Мать — Булгакова Варвара Михайловна (1869—1922) — в девичестве —
Покровская.
Булгакова, Вера Афанасьевна (1892—1972) — сестра Булгакова, в замужестве
Давыдова.
Булгакова, Надежда Афанасьевна (1893—1971) — сестра, в
замужестве Земская.
Булгакова, Варвара Афанасьевна (1895—1956) — сестра, прототип персонажа
Елена Турбина-Тальберг в романе «Белая гвардия».
Булгаков, Николай Афанасьевич (1898—1966) — брат, русский учёный, биолог,
бактериолог, доктор философии.
Булгаков, Иван Афанасьевич (1900—1969) — брат, музыкант-балалаечник, с 1921
года в эмиграции, сначала в Варне, потом в Париже.
Булгакова, Елена Афанасьевна (1902—1954) — сестра, прототип «синеглазки» в
повести В. Катаева «Алмазный мой венец».
Лаппа, Татьяна Николаевна (1892—1982) — первая жена, основной прототип
персонажа Анны Кирилловны в рассказе «Морфий».
Белозёрская, Любовь Евгеньевна (1895—1987) — вторая жена.
Булгакова, Елена Сергеевна (1893—1970) — третья жена, хранительница
литературного наследия. Основной прототип персонажа Маргариты в романе
«Мастер и Маргарита».
Булгаков, Николай Иванович — дядя, преподавал в Тифлисской духовной
семинарии.
Земская, Елена Андреевна (1926—2012) — племянница, российский лингвист,
исследователь русской разговорной речи.