Геннадий Николаевич Айги; (настоящая фамилия Лисин; 21 августа
1934,
Шаймурзино, Батыревский район, Чувашская АССР — 21 февраля 2006, Москва)
—
чувашский и русский поэт.
Один из лидеров советского авангардного искусства 1960—1970-х годов,
создатель
русского поэтического сюрреализма. Внёс огромный вклад в популяризацию
чувашской
поэзии и чувашской культуры в мире. Отец композитора, скрипача и
музыкального
деятеля Алексея Айги. Чуваш. Лауреат премии Андрея Белого
(1987),
Пастернаковской премии (2000, первый лауреат), премии Французской
Академии
(1972), премии имени Петрарки (1993) и др. Командор Ордена литературы
и
искусства (1998). Старший брат чувашской писательницы Евы Лисиной.
Родился в деревне Шаймурзино Чувашии. С юных лет писал стихи на чувашском
языке,
в 1953 г. поступил в Литературный институт имени Горького, где занимался
в
творческом семинаре Михаила Светлова. Сближение с
Борисом Пастернаком
привлекло
к Айги внимание советских спецслужб, под давлением которых он был в 1958
г.
отчислен из института «за написание враждебной книги стихов, подрывающей
основы
метода социалистического реализма». Под влиянием
Пастернака Айги стал писать и по-русски, а также принял решение остаться
в
Москве — и в течение 10 лет (1961—1971) заведовал изосектором в московском
Музее
Маяковского. Параллельно оригинальному поэтическому творчеству на русском
языке
Айги много занимался переводом мировой поэзии на родной чувашский,
создав
уникальные антологии «Поэты Франции», «Поэты Венгрии», «Поэты Польши».
Трудно
переоценить и роль Айги в мировой пропаганде чувашской поэзии и
чувашской
культуры. С начала 1960-х гг. стихи Айги широко публикуются во многих
странах
мира по-русски и в переводах на разные языки; однако на Родине первая
книга
русских стихов Айги появляется только в 1991 г. — и с этого времени Айги
прочно
занимает место наиболее спорного и противоречивого среди русских поэтов
старшего
поколения.
В творчестве Айги сильно влияние чувашского и иного поволжского
фольклора,
вообще народной культуры; постоянно обращается Айги к древнейшим
архетипам
народного сознания. В то же время Айги непосредственно продолжает
традицию
русского и особенно европейского (прежде всего французского, но также
и
немецкого, особенно в лице Пауля Целана) поэтического авангарда, что видно,
в
частности, по совершенно особой роли, которую в его поэзии
играют
визуально-графическое оформление текста, авторская система пунктуации,
резко
отличный от разговорного синтаксис, система сквозных мотивов и ключевых
слов,
переходящих из текста в текст (это последнее свойство парадоксальным
образом
роднит поэзию Айги уже не с футуризмом, а с символизмом).
Через творчество Айги проходит философское противопоставление идеи
предмета и
его воплощения, соотношения, зачастую именуемого им самим «двойником».
Айги —
поэт абстрактных метафор, которые далеко не всегда поддаются
расшифровке,
оставляя возможность индивидуального толкования. В его стихах
сталкиваются
фрагментарные образы и мысли, часто выраженные лишь отдельными
словами,
которые в силу своей изолированности затрудняют попытки интерпретации.
<…>
Необычайное, новаторское в поэзии Айги заключается не в семантической
игре, а
в серьезных поисках новых, современных средств языковой
выразительности,
направленной против пустой, выхолощенной функциональности, против
низведения
стиха к механистичности. Поэзия Айги — духовный протест во имя
подлинной
человечности.
— Вольфганг Казак
На стихи Айги писали музыку София Губайдулина, Валентин Сильвестров,
Александр
Раскатов, Ираида Юсупова и др.
Поэзия
Айги (в основном на русском языке), далекая
от сюжетной повествовательности и
классических правил стихосложения, —
словно поток заклинаний, медитаций. В
стихах избегаются рифмы, свободно
нанизываются образы-слова. Поэт изобрел и
свою пунктуацию, графику строк (применяются
ритмические пробелы).
При
размышлении над природой столь странной
поэзии приходят на ум ее связи с шаманскими
заклинаниями — действием звуко-тембро-ритма
на подсознание, а не логически выстроенных
понятий на сознание. Ведь родословная и
биография поэта ведут как раз к искусству
языческой магии: Геннадий Айги родился в
чувашской деревне Шаймурзино (1934); дед его
был последним шаманом этой деревни; мать и
тетя знали языческие заклинания и моления.
Их своеобразные ритмы произвели на юношу
глубокое впечатление — с юных лет он
проникся представлением о поэзии как "искусстве
священнодействия".
На его "сверхобычное"
дарование обратил внимание Борис
Пастернак, посоветовал избрать русский —
языком своей поэзии. Поэта Геннадия Айги
читают в десяти странах мира.