Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Айги Геннадий Николаевич (1934-2006)

Айги Геннадий Николаевич на www.geni.com

Из Википедии

Геннадий Николаевич Айги; (настоящая фамилия Лисин; 21 августа 1934, 
Шаймурзино, Батыревский район, Чувашская АССР — 21 февраля 2006, Москва) — 
чувашский и русский поэт.
Один из лидеров советского авангардного искусства 1960—1970-х годов, создатель 
русского поэтического сюрреализма. Внёс огромный вклад в популяризацию чувашской 
поэзии и чувашской культуры в мире. Отец композитора, скрипача и музыкального 
деятеля Алексея Айги. Чуваш. Лауреат премии Андрея Белого (1987), 
Пастернаковской премии (2000, первый лауреат), премии Французской Академии 
(1972), премии имени Петрарки (1993) и др. Командор Ордена литературы и 
искусства (1998). Старший брат чувашской писательницы Евы Лисиной.

Родился в деревне Шаймурзино Чувашии. С юных лет писал стихи на чувашском языке, 
в 1953 г. поступил в Литературный институт имени Горького, где занимался в 
творческом семинаре Михаила Светлова. Сближение с Борисом Пастернаком привлекло 
к Айги внимание советских спецслужб, под давлением которых он был в 1958 г. 
отчислен из института «за написание враждебной книги стихов, подрывающей основы 
метода социалистического реализма». Под влиянием 
Пастернака Айги стал писать и по-русски, а также принял решение остаться в 
Москве — и в течение 10 лет (1961—1971) заведовал изосектором в московском Музее 
Маяковского. Параллельно оригинальному поэтическому творчеству на русском языке 
Айги много занимался переводом мировой поэзии на родной чувашский, создав 
уникальные антологии «Поэты Франции», «Поэты Венгрии», «Поэты Польши». Трудно 
переоценить и роль Айги в мировой пропаганде чувашской поэзии и чувашской 
культуры. С начала 1960-х гг. стихи Айги широко публикуются во многих странах 
мира по-русски и в переводах на разные языки; однако на Родине первая книга 
русских стихов Айги появляется только в 1991 г. — и с этого времени Айги прочно 
занимает место наиболее спорного и противоречивого среди русских поэтов старшего 
поколения.
В творчестве Айги сильно влияние чувашского и иного поволжского фольклора, 
вообще народной культуры; постоянно обращается Айги к древнейшим архетипам 
народного сознания. В то же время Айги непосредственно продолжает традицию 
русского и особенно европейского (прежде всего французского, но также и 
немецкого, особенно в лице Пауля Целана) поэтического авангарда, что видно, в 
частности, по совершенно особой роли, которую в его поэзии играют 
визуально-графическое оформление текста, авторская система пунктуации, резко 
отличный от разговорного синтаксис, система сквозных мотивов и ключевых слов, 
переходящих из текста в текст (это последнее свойство парадоксальным образом 
роднит поэзию Айги уже не с футуризмом, а с символизмом).
Через творчество Айги проходит философское противопоставление идеи предмета и 
его воплощения, соотношения, зачастую именуемого им самим «двойником». Айги — 
поэт абстрактных метафор, которые далеко не всегда поддаются расшифровке, 
оставляя возможность индивидуального толкования. В его стихах сталкиваются 
фрагментарные образы и мысли, часто выраженные лишь отдельными словами, 
которые в силу своей изолированности затрудняют попытки интерпретации. <…> 
Необычайное, новаторское в поэзии Айги заключается не в семантической игре, а 
в серьезных поисках новых, современных средств языковой выразительности, 
направленной против пустой, выхолощенной функциональности, против низведения 
стиха к механистичности. Поэзия Айги — духовный протест во имя подлинной 
человечности.
— Вольфганг Казак
На стихи Айги писали музыку София Губайдулина, Валентин Сильвестров, Александр 
Раскатов, Ираида Юсупова и др.

Поэзия Айги (в основном на русском языке), далекая от сюжетной повествовательности и классических правил стихосложения, — словно поток заклинаний, медитаций. В стихах избегаются рифмы, свободно нанизываются образы-слова. Поэт изобрел и свою пунктуацию, графику строк (применяются ритмические пробелы).

Из Холоповой

При размышлении над природой столь странной поэзии приходят на ум ее связи с шаманскими заклинаниями — действием звуко-тембро-ритма на подсознание, а не логически выстроенных понятий на сознание. Ведь родословная и биография поэта ведут как раз к искусству языческой магии: Геннадий Айги родился в чувашской деревне Шаймурзино (1934); дед его был последним шаманом этой деревни; мать и тетя знали языческие заклинания и моления. Их своеобразные ритмы произвели на юношу глубокое впечатление — с юных лет он проникся представлением о поэзии как "искусстве священнодействия". На его "сверхобычное" дарование обратил внимание Борис Пастернак, посоветовал избрать русский — языком своей поэзии. Поэта Геннадия Айги читают в десяти странах мира.

Ссылки:

  • Квартира Рожанских 1950-е-1960-е годы
  • Кинд Н.В. в воспоминаниях друзей
  • Статья В. Холоповой: Контрапункт Земли и неба (1991–2006)(о произведениях Софии Губайдулиной)
  • Аннотации В.Холоповой к произведениям Софии Губайдулиной
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»