|
|||
|
Поликарпов Дмитрий Алексеевич и Пастернак
Поликарпов Дмитрий Алексеевич был в то время заведующим отделом культуры ЦК КПСС. Это был тот самый Поликарпов, которому Сталин некогда сказал свою знаменитую фразу: "В настоящий момент у меня нет для тебя других писателей: хочешь работать, - работай с этими". Это был человек неординарный. Когда он умирал (от рака), он сказал жене, что если умрет после 15-го числа, пусть она - так и быть! - возьмет "кремлевку" (полагающийся ему кремлевский паек ) за этот месяц. А если он отдаст концы до 15-го, чтобы ни в коем случае не смела его брать: обманывать партию он ей не разрешил. В то время, я думаю, уже не много осталось цековских чиновников, которые проявляли бы такую суровую щепетильность в своих отношениях с "партийной кормушкой". Но неординарность, я бы даже сказал, уникальность "дяди Мити", как все за глаза его звали, проявлялась не только в этом. В отличие от подавляющего большинства тогдашних партийных бонз он был идейным. Он был последышем тех "неистовых ревнителей", которые исполняли свои партийные обязанности, как выразился однажды Маяковский, "не по службе, а по душе". Всем, кого "дядя Митя" курировал, за кем следил своим бдительным оком, от этого было только хуже. Но ведь не это же его качество привлекло к нему Бориса Леонидовича Пастернака! И не оно заставило его написать, что только к нему одному из цековских идеологических бонз он полон уважения. Так что же? Когда разразился скандал вокруг присуждения ему Нобелевской премии , разбираться с проштрафившимся "небожителем", то есть расхлебывать всю эту кашу, по должности выпало "дяде Мите". Вот тут-то, по ходу этих их встреч и переговоров и возникли у этих двух - таких разных! - людей какие-то отношения, похожие на человеческие. "Поликарпов откашлялся, торжественно встал и голосом глашатая на площади возвестил, что - Пастернаку позволяется остаться на родине. Теперь, мол, его личное дело, как он будет мириться со своим народом. Но гнев народа своими силами нам сейчас унять трудно, - заявил при этом Поликарпов. - Мы, например, просто не можем остановить завтрашний номер "Литературной газеты". - Как вам не совестно, Дмитрий Алексеевич? - перебил его Боря. - Какой там гнев? Ведь в вас даже что-то человеческое есть, так что же вы лепите такие трафаретные фразы? Народ!, Народ! - как будто вы его у себя из штанов вынимаете. Вы знаете прекрасно, что вам вообще нельзя произносить это слово - народ. Бедный Дмитрий Алексеевич шумно набрал воздуху в грудь, походил по кабинету, и, вооружившись терпением, снова подступил к Боре. - Ну, теперь все кончено, теперь будем мириться, потихоньку все наладится, Борис Леонидович! А потом вдруг дружески похлопал его по плечу, - эх, старик, старик, заварил ты кашу! Но Боря, разозлившись, что при мне его назвали стариком (а он себя чувствовал молодым и здоровым!), сердито сбросил руку со своего плеча: - Пожалуйста, вы эту песню бросьте, так со мной разговаривать нельзя. Но Поликарпов не сразу сошел с неверно взятого им тона: - Эх, вонзил нож в спину России, вот теперь улаживай! Боря вскочил: - Извольте взять свои слова назад, я больше разговаривать с вами не буду, - и рывком пошел к двери. Поликарпов послал мне отчаянный взгляд: - Задержите, задержите его, Ольга Всеволодовна! - Вы его будете травить, а я буду его держать? - ответила я не без злорадства, - возьмите свои слова назад! - Беру, беру, - испуганно пробормотал Поликарпов. ( Ольга Ивинская . В плену времени. М. 1972. Стр. 286-287.) Таких сцен там, надо полагать, было еще немало. Едва только утих первый, главный скандал, как вдруг вспыхнул новый. Пастернак написал стихотворение "Нобелевская премия" ("Я пропал, как зверь в загоне!") и отдал его первому подвернувшему под руку западному корреспонденту. В ответ последовали новые репрессии. Тотчас были расторгнуты все договоры на его переводы Шекспира, рассыпаны наборы уже готовящихся к выходу их изданий. Вот по этому поводу Поликарпов и уговаривал его написать Хрущеву . Свое отношение к новым кремлевским властителям Пастернак, как мы уже знаем, выразил весьма недвусмысленно: И каждый день приносит тупо, Так что и вправду невтерпеж, Фотографические группы Одних свиноподобных рож. В это же самое время Ахматова не стеснялась говорить о себе: "Я - хрущевка!" Она была благодарна Хрущеву за разоблачение сталинских преступлений, за распущенные лагеря и вышедших на свободу зэков, среди которых, между прочим, был ее сын. Эренбург , которому, как и Пастернаку, при Хрущеве досталось круче, чем при Сталине, тем не менее отозвался о нем скорее благожелательно: Смекалист, смел, не памятлив, изменчив, Увенчан глупо, глупо и развенчан. Не только от сохи и от утробы Он власть любил, но не было в нем злобы, Охоч поговорить, то злил, то тешил, И матом крыл, но никого не вешал. Ну, а что касается хрущевской "оттепели", тут и говорить нечего - это ведь не кто иной, как он, дал имя его десятилетнему царствованию. К "оттепели", наступившей после лютых сталинских холодов, Пастернак тоже отнесся так же. С удовлетворением отметил, что "Смягчается времен суровость" Поделился даже своими надеждами на новые, еще более благодетельные перемены: Воспоминание о полувеке Пронесшейся грозой уходит вспять, Столетье вышло из его опеки. Пора дорогу будущему дать. Но писать письмо Хрущеву, искать у него помощи и защиты - не хотел. Обращаться к "жестокому и страшному Сталину" он не считал для себя зазорным. А обратиться к Хрущеву, который "и матом крыл, но никого не вешал", было ему поперек души. К Поликарпову еще куда ни шло. А к Хрущеву - ни за что, ни за какие блага! И это не потому, что Сталин к нему благоволил, а Хрущев позволил своим холуям публично сравнивать его со свиньей. Нет, дело тут было не в личной обиде. Со Сталиным у него были отношения. (Так, во всяком случае, ему казалось.) Даже с Поликарповым у него были - какие-никакие, но все-таки личные - отношения. А с Хрущевым никаких личных отношений у него не было и быть не могло. Под нажимом Поликарпова (а может быть, и не его одного) он потом Хрущеву все-таки написал. Сдержанно, почти официально. Не "дорогой", как Сталину, а "глубокоуважаемый", хотя обращение "Дорогой Никита Сергеевич" в этих случаях тогда было уже частью обязательного ритуала. И уж конечно, без изъявлений преданности и любви. И без всяких этих своих "таинственностей". Но, написав, он его все-таки не отправил.
См. в Википедии Дмитрий
Алексеевич Поликарпов
Дмитрий Алексеевич Поликарпов (21 мая 1905, Новгородская губерния,
Российская империя — 1 ноября 1965, Москва) —советский партийный и
государственный деятель, заведующий отделом культуры ЦК КПСС (1955—1962),
(1965). Известность получил как организатор публичной травли писателя,
лауреата Нобелевской премии
Бориса Пастернака.
Ссылки:
|