|
|||
|
Политика на Раушской электростанции
Итак, после самоубийства Л.Б. Красина должность заведующего кабельным отделом при Раушской станции оказалась вакантной. В музее-квартире Г.М. Кржижановского на Садовнической ул. (а теперь и в ф. 9508 РГАЭ - в ксерокопии) сохранилась такая подобострастная записка Р.Э. Классону: СПб, 11 XI 09 Глубокоуважаемый Роберт Эдуардович! Сегодня имел решительный разговор с Э.Р. [Ульманом] , прося его разрешить мне переехать в Москву. Теперь все дело в Ваших руках. Э.Р. дал принципиальное согласие и обещал в этом смысле переговорить с г. Брюнигом. Он обещал даже написать Вам лично письмо с ходатайством за меня. Дорогой Роберт Эдуардович: простите мои "шатания" и поддержите! Подробности разговора узнаете от В.В. [Старкова]. Преданный вам Г. Кржижановский . Сам проситель в 1926-м на вечере памяти Р.Э. Классона так описывал обстоятельства своего перехода на службу из Северной Пальмиры в Первопрестольную: "Вспоминаю, что в 1909 году, когда я работал в Ленинграде, как раз в это время Роберт Эдуардович искал кабельного инженера в Москву, и ему указали на меня. Когда он сам приехал из Москвы в Ленинград переговорить, передо мной стоял выбор: либо перейти в Москву, либо остаться в Ленинграде на весьма льготных условиях. Вспоминаю, что беседа с Классоном, после длительной разлуки с ним, этот привлекательный образ открытого ясного человека, веселого, полного сил, с увлечением рассказывавшего, какие большие работы предстоят в Москве при переделке московской сети на 6000 вольт, все это решило вопрос для меня. Я решил, какие бы льготы мне в Питере ни предлагали, поеду с ним в Москву. И я скажу, что не раскаялся в выборе. Я рад, что пришлось и мне пройти отчасти школу технической работы под руководством Классона. У него, действительно, было возможно многому поучиться всякому технику. Он был великолепный знаток европейской техники, а, главное, удачный великолепный искатель в этой технике. Он с удивительной быстротой читал колоссальное количество западных журналов и в огромной массе прочитанного умел находить главное, существенное и интересное, и, как активный человек, запрягал окружающий персонал и заставлял работать таким образом, чтобы то или другое техническое усовершенствование не висело в воздухе, а реализовалось в жизнь". Возможно, это была вполне объективная характеристика нашего героя. Но, выходит, если обратиться к персоне просителя, что до революции Г.М. Кржижановский был лишь служащим средней руки в "Обществе 1886 г.". Сделать до октябрьского переворота 1917-го полноценную инженерную карьеру ему мешала, по-видимому, активная противоправительственная деятельность. После смерти Р.Э. Классона Г.М. Кржижановский (уже известный руководитель плана ГОЭЛРО, председатель Госплана) перебрался в административное здание давно национализированного "Общества 1886 г." (называвшегося теперь Московским объединением государственных электрических станций, МОГЭС), где занял под проживание с женой и прислугой весь второй этаж, в том числе большой кабинет своего бывшего шефа. На Садовнической ул., д. 30 теперь весь 2-й этаж занимает музей- квартира Г.М. Кржижановского, без каких-либо следов пребывания здесь Р.Э. Классона, зато с всевозможными идеологическими побрякушками типа посмертной маски В.И. Ульянова-Ленина. Кстати, еще более мелким служащим был Петр Гермогенович Смидович - до большевистского переворота он какое- то время работал рядовым инженером кабельной сети Раушской станции. Зато был членом РСДРП с 1898-го. Вот что свидетельствовал про 1907 год Илья Эренбург : "Недавно мне привелось встретиться после пятидесятилетнего перерыва с [бывшей курсисткой] Таней ; она оказалась вдовой В.П. Ногина . Мы вспоминали далекое прошлое: как мы, начинающие пропагандисты [РСДРП], собирались на электрической станции у П.Г. Смидовича , как хорошо шутил Николай Иванович [Бухарин] , какой задорной и светлой была наша ранняя молодость. <...> Мальчишкой я часто слышал в кружке П.Г. Смидовича, что путь к социализму откроет пролетариат передовых индустриализированных стран" ("Люди, годы, жизнь"). В 1913-м П.Г. Смидович, по рекомендации Г.М. Кржижановского, занял уже должность начальника 4-го отдела кабельной сети. И, под прикрытием своей должности, шире развернул активную противоправительственную деятельность. К 1917-му подпольная группа большевиков на Раушской станции насчитывала шесть человек (а сколько к ним, под разными предлогами, приходило революционеров, или же какую массу неискушенных душ завербовали эти штатные работники станции?). Из воспоминаний Ф.А. Рязанова : "Непосредственно ответственным лицом за установку [напряжением] 6 кв [при монтаже Измайловской трансформаторной подстанции в 1914 году] являлся заведующий районом кабельной сети А.А. Сафонцев, который раза два в неделю приезжал на подстанцию и разрешал все возникающие технические вопросы. Почти всегда его сопровождал П.Г. Смидович, который был его помощником. Меня очень удивляло то обстоятельство, что П.Г. Смидович не участвовал вместе с А.А. Сафонцевым в разрешении технических вопросов, а, как правило, устраивался неподалеку от подстанции на траве вместе с двумя-тремя монтерами кабельной сети и, покуривая, мирно с ними беседовал. Лишь один раз, когда Сафонцев разрешал на месте вопрос, как рациональнее провести при пересечении три фазы сборных шин, в связи с тем, что на чертежах это было неясно показано, он попросил позвать для консультации Смидовича. Тот пришел и после ознакомления с вопросом предложил наиболее хороший вариант, который и был принят. Лишь в 1917 г. я узнал, что П.Г. Смидович был партийным работником и понял, что на Измайловской подстанции он беседовал на политические темы с монтерами-большевиками? (ф. 9592 РГАЭ). Быстрый карьерный рост П.Г. Смидовича при большевиках вызвал и такой неэтичный поступок последних: при его жизни (sic!) (и еще до смерти Р.Э. Классона) они присвоили его имя Раушской станции, каковое она носит до сих пор. Почему? - теперь непонятно никому. Каково это было видеть Роберту Эдуардовичу, который не выносил низкопоклонства, мы можем только предполагать. Рискнем утверждать, что Р.Э. Классон, будь его воля, присвоил бы Раушской станции имя ее замечательного строителя Николая Васильевича Смирнова . Ссылки:
|