Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

"Оттепель"

Из Лунгиной

 Первые ласточки оттепели - неслыханной смелости статьи в "Новом мире", ставившие под вопрос священные понятия: соцреализм и партийность литературы. В первую очередь - статья Померанцева "Об искренности в литературе". Номер с этой статьей исчез из киосков в мгновенье ока - шел нарасхват. А мы с Симой получали "Новый мир" по подписке, и у нас собралось человек пятнадцать друзей, чтобы почитать вслух. Марк Щеглов , очень талантливый молодой критик, вскоре, к несчастью, умерший, критиковал в "Новом мире" роман "Русский лес" Леонида Леонова - Леонов был одним из динозавров сталинской литературы, до той поры неприкосновенных. А Эмиль Кардин вообще утверждал, что крейсер "Аврора" вовсе не давал исторического залпа, который, как мы знали из всех учебников, послужил сигналом к началу Октябрьской революции.

Потом появились рассказы Паустовского , повесть Эренбурга , которая называлась "Оттепель" и дала имя всему этому периоду, а главное - эпохальная для того времени книжка Дудинцева "Не хлебом единым" .

Сначала ее напечатали в журнале, потом издали в "Роман-газете", в мягкой обложке. Книжки не было. Все экземпляры были зачитаны не то что до дыр, а в лохмотья, в клочья. Не было за все советское время, могу это смело сказать, ни одной книги, ни до ни после - и даже Солженицын не идет ни в какое сравнение,- которую бы так зачитали, как эту.

Потому что это было что-то очень примитивное, простое, но касающееся огромного количества людей. Это была - грубо говоря, схематически - история инженера, который придумал способ модернизировать предприятие и сэкономить миллионы рублей и не мог пробиться сквозь бюрократическую стену. Вот такая история. Очевидно, что-то похожее пережил каждый, скажем, третий или пятый инженер. Так же как Некрасов первым сказал правду о войне, Дудинцев первым показал абсурдность всей нашей производственной системы. Поэтому это действительно стало массовым чтением. Тут очень интересно, как явление литературы и жизни духа превратилось в какое-то массовое: не увлечение, нет, а в массовое богатство людей. Реакционеры сурово реагировали на эту книгу, особенно писатели,- они боялись, что если начать так писать, то их царству придет конец. И устроили обсуждение в Союзе писателей . Было такое скопление народа, что прислали конную милицию. Она охраняла входы и не давала людям войти в дом Союза писателей.

Появилась в те годы плеяда новых поэтов. В первую очередь - Евтушенко , но вокруг него - Белла Ахмадулина , самая талантливая из этой группки, Вознесенский , Рождественский того времени, потом он отошел. Дело здесь было не в каких-то политических позициях, хотя Евтушенко писал и политические вещи. Это было что-то очень живое, очень свежее, очень подлинное. И люди страшно увлекались их стихами. Вскоре пошли эти грандиозные чтения, когда на спортивных стадионах выступали поэты и стадион не мог вместить всех желающих.

Другого такого времени потом уже не было. Все жаждали услышать свежее, живое слово. Я думаю, это была тоска по чему-то живому, теплому, человечному. Ведь целлулоидная литература тех лет отбила у людей желание ее читать, а все-таки потребность в поэзии живет, особенно у молодежи. И вот когда вдруг прорвалось сквозь это искусственное мертвое царство живое человеческое слово, то увлечение было невероятным. Надо еще сказать, что в этих больших чтениях на стадионах было соучастие публики - ребята кричали с мест, просили то, другое: они были не только слушателями, это было некое действо, социальное действо, в котором все присутствующие были соучастниками. И это было замечательное, удивительное явление. Я думаю, нигде в мире вообще не было ничего похожего - чтобы целые стадионы собирались слушать поэзию.

Можно считать, что с апреля 53 г началась оттепель

Ссылки:

  • Хрущев Никита Сергеевич (1894-1971)
  • Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906-1975)
  • Аджубей Алексей Иванович
  • ЛИЛИАНА ЛУНГИНА - ОТ СМЕРТИ СТАЛИНА ДО БРЕЖНЕВА. АСТРИД ЛИНДГРЕН
  • Бульдозерная выставка
  • Асеев Николай Николаевич (Штальбаум; 1889—1963)
  • Кафедра Биофизики Физического факультета МГУ
  • Рабичев Л.Н.: Вопросы 2005 г
  • Тарковский Андрей (1932-1986)
  • О СТРАННОСТЯХ ЦЕНЗУРЫ, РУКОПИСИ Е. Г. ЭТКИНДА И КНИГАХ ГЛЕБА СЕМЕНОВА
  • Валя Абрамова (Ткаль): О КОНЦЕРТНЫХ БРИГАДАХ НАЧАЛА 60-Х ГОДОВ
  • Светлана Посувалюк (Целикова): ДОРОГА СНОВА ВДАЛЬ ЗОВЁТ...
  • Евгений Шеин: МАНС (1967-1975)
  • Галича принимают в Союз писателей, "оттепель"
  • Галич и КГБ в конце 60-х
  • Знакомства и разговоры [Войнович В.Н. и писатеьская среда]
  • 1950-х конец, 1960-х начало
  • Шульгин Василий Витальевич
  • Статья Сарнова "Если забыть о часовой стрелке"
  • САРНОВ Б. И ЭРЕНБУРГ
  • Б. Сарнов кончил десятилетку и погрузился в антисемитскую атмосферу
  • Шноль С.Э. о Тимофееве-Ресовском Н.В.
  • Хрущев - сталинист, перековавшийся в лениниста
  • Хрущев и культура
  • Ахматова, Война, эвакуация
  • Фальшивка - "Письмо старого большевика"
  • Бальтерманц Дмитрий Н.
  • Мотовилова С.Н. - эмиссар Наркомпрса
  • Строительство Пущинского научного центра
  • Отношения В.В. Познера с отцом и его смерть
  • Познер В.В.: общество и писатели
  • Познер В.В. в журнале Soviet Life
  • журнал "Спутник"
  • Познер В.В.: сближение с литературным миром, "оттепель"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»