|
|||
|
Глушко Валентин Петрович (1908-1989)
Валентин Петрович Глушко - инженер, крупный советский учёный в области ракетно-космической техники; один из пионеров ракетно- космической техники; основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения; главный конструктор космических систем (с 1974), генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса Энергия - Буран , академик Академии наук СССР (1958; член-корреспондент с 1953), действительный член Международной академии аэронавтики, депутат Верховного Совета СССР 7-11-го созывов, лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии, дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Конструируя двигатели для ракеты Р-7 и ее модификаций, внес значительный вклад в выведении первого искусственного спутника земли и первого полета человека в космосе. Вместе с тем, неспособность конструкторского бюро Глушко создать достаточно мощный однокамерный жидкостной двигатель, аналогичный американским F-1, и личный конфликт с Королевым по поводу топлива для ракеты Н-1, по мнению ряда специалистов на Западе, привели к поражению Советского Союза в лунной гонке и соответственно к утрате его статуса доминирующей космической силы в конце 1960-х гг. Основные работы посвящены теоретическим и экспериментальным исследованиям по важнейшим вопросам создания и развития ЖРД и КА . Родился 2 сентября 1908 г. в г. Одессе , украинец. Умер 10 января 1989 г. в возрасте 80-ти лет. В 1919 г. зачислен в Реальное училище имени св. Павла (переименованное в IV Профтехшколу "Металл" им.Троцкого ), которое закончил в 1924 г. Одновременно с учебой в училище руководил Кружком общества любителей мироведения при одесском отделении Русского общества любителей мироведоведения ( РОЛМ ). В эти же годы (с 1920-1922 гг) занимался в консерватории по классу скрипки у проф. Столярова, а затем был переведен в Одесскую музыкальную академию . С 1923 по 1930 гг. состоял в переписке с К.Э.Циолковским. Кроме того, он занимается сбором материалов для написания книги о межпланетных сообщениях, цель которой доказать необходимость завоевания мирового пространства. По окончании IV Профтехшколы в 1924 г. он проходит практику на Арматурном заводе "Электрометалл" им.В.И.Ленина (сначала в качестве слесаря, а затем токаря), после чего получает диплом об окончании школы. В это же время он закончил работу над первой редакцией своей книги "Проблема эксплуатации планет", в газетах и журналах публикуются его научно-популярные статьи о космических полетах "Завоевание Землей Луны" в 1924 г., "Станция вне Земли" в 1926 г. и др. По путевке Наркомпроса УССР направляется на учебу в ЛГУ (Ленинградский государственный университет), куда прибывает в августе 1925 г., но, из-за позднего приезда, не успевает сдать экзамены. В результате 1 курс Университета им прослушан вольнослушателем. В 1926 г. зачисляется на II курс физического отделения физико-математического факультета. Параллельно с учебой он работает в качестве рабочего (сначала оптика, а затем механика) в мастерских Научного института им. П.Ф.Лесгафта , а в 1927 г. геодезистом Главного геодезического управления Ленинграда . В качестве дипломной работы, состоящей из трех частей, Глушко предложил проект межпланетного корабля "Гелиоракетоплана" с электрическими ракетными двигателями. 18 апреля 1929 г. третья часть, посвященная электрическому ракетному двигателю под названием "Металл как взрывчатое вещество", была сдана в отдел при Комитете по делам изобретений. Этой работой заинтересовались военные. В начале мая 1929 г. Глушко был вызван к уполномоченному комитета в Ленинграде Н.Я.Ильину и ему было предложено немедленно начать экспериментальные работы по реализации этого предложения. 15 мая 1929 г. Глушко зачислен в штат ГДЛ (Газодинамической лаборатории) в качестве руководителя подразделения по разработке электрических и жидкостных ракет и ракетных двигателей. В 1930 г. разработана конструкция и начато изготовление первого отечественного жидкостного ракетного двигателя ОРМ-1 . КБ В.П. Глушко было основано 15 мая 1929 года (ныне НПО "Энергомаш" ). В 1930 г. Глушко в качестве компонентов ракетных топлив были предложены азотная кислота, растворы в ней азотного тетроксида, перекись водорода и др. Разработано и испытано профилированное сопло, разработана теплоизоляция камеры ракетного двигателя двуокисью циркония и другими составами (патент получен в 1931 г.). В 1932 г. одновременно с работой в ГДЛ работал консультантом в Отделе лабораторий Путиловского завода. За время работы в ГДЛ были разработаны конструкции и испытаны двигатели серии ОРМ: ОРМ-1 ... ОРМ-52 на азотнокислотном-керосиновом топливе. Кроме того, разработаны конструкции ракет серии РЛА-1, РЛА-2, РЛА-3 и РЛА-100. В январе 1934 г. Глушко был переведен в Москву и назначен начальником сектора РНИИ Наркомата Обороны. В 1933-1934 гг. им прочитаны два курса лекций:"Жидкое топливо для реактивных двигателей" и "Конструкция ЖРД" в Военно-воздушной инженерной академии им.Н.Е.Жуковского , а в 1935 г. параллельно с работой в РНИИ он заведующий и преподаватель Реактивных курсов по переквалификации инженеров при ЦС Осоавиахима. В декабре 1935 г. вышла в свет книга "Ракеты их устройство и применение" под редакцией Г.Э.Лангемака и В.П.Глушко. В марте 1936 г. опубликована работа В.П.Глушко "Жидкое ракетное топливо для реактивных двигателей" (курс лекций). В 1936 г. Глушко получил звание главного конструктора ЖРД. 5 ноября 1936 г. проведены официальные стендовые испытания ЖРД ОРМ-65 тягой до 175 кг на азотнокислотно-керосиновом топливе для ракетоплана РП-318 и крылатой ракеты 212 конструкции С.П.Королева , а 16 декабря 1936 г. проведено первое огневое наземное испытание ЖРД ОРМ-65 на ракетоплане РП-318 конструкции С.П.Королева. 27 августа 1937 г. проведены официальные стендовые испытания первого отечественного газогенератора ГГ-1, работавшего на азотной кислоте и керосине со вспрыском воды. В 1937 г. опубликовано 7 статей в сборниках научных работ РНИИ "Ракетная техника". Член научно-технического совета. Валентин Глушко, который после войны проектировал большие жидкостно- реактивные двигатели, был арестован и отправлен на авиационный завод в Москве для работы над ракетными ускорителями для самолетов [ 72 ].В марте 1938 г. Глушко был необоснованно репрессирован и по август 1939 г. находился под следствием внутренней тюрьмы НКВД на Лубянке и в Бутырской тюрьме . 15 августа осужден Особым совещанием при НКВД СССР сроком на 8 лет, впоследствии оставлен для работы в техбюро. До 1940 г. он работает в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД при Тушинском авиамоторном заводе N 82 . За это время были разработаны проект вспомогательной установки ЖРД на самолетах С-100 и Сталь-7 . В 1940 г. Глушко был переведен в Казань на завод No 27, где он продолжает работы в качестве главного конструктора КБ 4-го Спецотдела НКВД при Казанском заводе No 16 по разработке вспомогательных самолетных ЖРД РД-1, РД-1ХЗ, РД-2 и РД-3. 27 августа 1944 г. по решению Президиума Верховного Совета он был досрочно освобожден со снятием судимости, а в декабре 1944г. назначен главным конструктором ОКБ-СД. С 1944 по 1945 гг. проведены наземные и летные испытания ЖРД РД-1 на самолетах Пе-2Р , Ла-7 , Як-3 и Су-6 . Разрабатывается трехкамерный азотнокислотно-керосиновый ЖРД РД-3 тягой 900 кг., проведены официальные стендовые испытания ЖРД РД-1ХЗ с химическим повторным зажиганием. В 1945 г. Глушко назначен заведующим кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института . С июля по декабрь 1945 г. и с мая по декабрь 1946 г. служебная командировка в Германию для изучения трофейной немецкой ракетной техники. 3 июля 1946 г. приказом МАП был перепрофилирован авиазавод N 456 в Химках под производство жидкостных ракетных двигателей с перебазировкой коллектива ОКБ-СД из Казани. Этим же приказом В.П.Глушко был назначен главным конструктором ОКБ-456 . 29 сентября 1946 г. распоряжением Правительства СССР ОКБ-СД во главе с В.П.Глушко было переведено из Казани в Химки. Под руководством В.П.Глушко в 1947 г. проведены государственные стендовые испытания двигателя РД-2 для самолетов . На этом работы над ЖРД малой тяги были завершены. ОКБ переключается на воспроизведение ЖРД РД-100 .
Первый пуск ракеты Р-1 произведен 17 сентября 1948 г., а 10 октября 1948 г. произведен успешный пуск ракеты Р-1 с ЖРД-100. Продолжаются работы над модификацией двигателя РД-100: РД-101, РД-103, в результате чего 19 апреля 1953 г. осуществлен успешный пуск ракеты Р-5 с ЖРД-103 . Наряду с основной работой с 1947 по 1954 гг. В.П.Глушко читал курс лекций на Высших Инженерных курсах при МВТУ им.Н.Э.Баумана , которые были изданы в 1948 г. под названием "Основы устройство реактивных двигателей на жидком топливе". 23 октября 1953 г. В.П.Глушко был избран член- корреспондентом АН СССР, а 26 октября 1957 г. решением Высшей Аттестационной Комиссии ему присуждена степень доктора технических наук без защиты диссертации. В 1958 г. избран действительным членом Академии наук СССР. С 1965 по 1989 гг. председатель Научного Совета по проблеме "Жидкое топливо" при Президиуме АН СССР , главный редактор энциклопедии "Космонавтика" 1968, 1971 и 1985 гг., с 1969 г. председатель научно-методического совета по астрономии и космонавтике Всесоюзного общества "Знание". Научный руководитель и ответственный редактор справочника "Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания". Под руководством В.П.Глушко до 1988 г. были созданы более 50 самых совершенных ЖРД и их модификаций на высоко и низкокипящих окислителях, применяемых на 17 боевых и космических ракетах. Конструируя двигатели для ракеты Р-7 и ее модификаций, внес значительный вклад в выведении первого искусственного спутника земли и первого полета человека в космосе. Вместе с тем, неспособность конструкторского бюро Глушко создать достаточно мощный однокамерный жидкостной двигатель, аналогичный американским двигателям F-1 , и личный конфликт с Королевым по поводу топлива для ракеты Н-1 , по мнению ряда специалистов у нас на Западе, привели к поражению Советского Союза в лунной гонке и соответственно к утрате его статуса доминирующей космической силы в конце 1960-х гг. Глушко так и не сумел преодолеть проблемы с нестабильностью процесса горения в больших ракетных двигателях, что вплоть до середины 1980-х годов не позволяло создавать сверхтяжелые ракеты-носители класса Сатурн-5 . Чувствуя себя всегда в тени Королева , на его похоронах в 1966 году Глушко заявил: "Если бы мне устроили такие похороны, я бы мог умереть хоть завтра" 22 мая 1974 г. В.П.Глушко назначен директором и генеральным конструктором НПО "Энергия" , в состав которого входило и КБ энергетического машиностроения. В этой должности он работал до июня 1977 г. В результате изменения в схеме управления НПО "Энергия" за В.П.Глушко была сохранена должность генерального конструктора. По его проекту и под его непосредственным руководством была создана многоразовая космическая система "Энергия-Буран" и постоянно действующая многомодульная станция "Мир" . Кроме того, он возглавляет работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей "Союз" и разработке их модификаций "Союз Т" и "Союз ТМ" , а также грузового корабля "Прогресс" , совершенствованию орбитальных станций "Салют" , реализации программы пилотируемых полетов, в том числе и международных. За свою многолетнюю деятельность В.П.Глушко был удостоен звания дважды Героя Социалистического Труда, награжден пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и многими медалями. Он лауреат Ленинской и Государственных премий. Избирался депутатом Верховного Совета 7-11 созывов. Был членом КПСС с 1956 г., избирался делегатом XXI-XXVII cъездов КПСС и членом ЦК КПСС с 1976 г. В 1994 г. решением XXII Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза имя В.П.Глушко присвоено кратеру на видимой заповедной стороне Луны. Имеет четверых детей: дочь Глушко Евгения (1938 г.р.) , дочь Глушко Елена (1948 г.р.) , сына Глушко Юрия (1952 г.р.) и сына Глушко Александра (1972 г.р.) . Александр Валентинович Глушко любезно предоставил для нас некоторые редкие фотографии из своего семейного архива, рассказывающие о жизни и деятельности академика В.П.Глушко
Ссылки:
|