|
|||
|
Глушко метет "новой метлой" в НПО "Энергия"
Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди 28 июня 1974 года министр утвердил структурную схему НПО "Энергия", в которой уже не было должности главного конструктора H1 . По предложению Глушко были введены должности главных конструкторов по направлениям, подчинявшимся ему непосредственно. Яков Коляко стал главным конструктором по многоцелевым тяжелым ракетам-носителям, Игорь Садовский - по многоразовым транспортным космическим системам, Юрий Семенов - по орбитальным станциям всех назначений, Иван Прудников - по лунному комплексу. Константин Бушуев был назначен директором и главным конструктором программы "Союз" - "Аполлон" . Кроме главных конструкторов непосредственно Глушко по структуре подчинялись: первый заместитель директора и генерального конструктора Юрий Труфанов , первый заместитель директора - директор Завода экспериментального машиностроения Виктор Ключарев , первый заместитель директора по реконструкции, строительству и общим вопросам Георгий Совков , первый заместитель генерального конструктора - начальник и главный конструктор КБ "Энергомаш" Виталий Радовский , первый заместитель директора и начальник КБ "Энергомаш" - директор Опытного завода энергетического машиностроения Богдановский , заместитель генерального конструктора по координации и контролю Михаил Хомяков , заместитель директора по безопасности Анатолий Калыгин , заместитель директора по кадрам Георгий Пауков , заместитель директора по обеспечению летных испытаний Михаил Самохин . Таким образом, Глушко взвалил на себя огромный груз административно- хозяйственной деятельности, к которой он никогда не питал любви и в которой не проявлял таланта. Переселяясь в кабинет Королева в Подлипках, Глушко перевел из Химок и своего помощника Михаила Яремича . Это был кадровый сотрудник органов безопасности, опекавший Глушко еще в казанской "шараге" - особой тюрьме НКВД . Он относился к Глушко с неким трепетным уважением. "Я пытаюсь разгрузить Валентина Петровича и оберегаю его от мелких житейских и административных забот. Он не любит и не умеет этим заниматься", - признавался Яремич. Только через три года Глушко освободился от должности директора НПО "Энергия", оставив за собой должность генерального конструктора НПО "Энергия". Директором НПО "Энергия" в 1977 году был назначен Вахтанг Вачнадзе . Основная научно-конструкторская деятельность НПО была сосредоточена в тематических комплексах. Все руководители комплексов, в том числе получившие звания заместителей генерального конструктора, по структурной схеме были подчинены первому заместителю генерального конструктора и директора НПО "Энергия" Юрию Труфанову , который был до этого главным инженером 3-го главного управления нашего министерства. Мне непосредственно подчинялись Виктор Легостаев - руководитель проектно- исследовательского комплекса N 3 по системам управления и Виктор Калашников - руководитель проектно-конструкторского комплекса N 4 . Другими руководителями комплексов были: Георгий Дегтяренко -расчетно- теоретического, Виктор Овчинников - бортовых систем, Анатолий Абрамов - заместитель генерального конструктора по технической стартовой позиции и экспериментальным установкам, Михаил Мельников - по бортовой энергетике, Анатолий Северов - по материаловедению, Анатолий Ржанов - по наземной экспериментальной отработке, Евгений Шабаров - по подготовке и проведению летных испытаний, Алексей Елисеев - по подготовке экипажей и управлению полетами. Дмитрий Козлов добился не только фактического, но и формального полного отделения от метрополии. На базе Куйбышевского филиала ЦКБЭМ было создано самостоятельное Центральное специализированное конструкторское бюро, главным конструктором и начальником которого был назначен Дмитрий Козлов. Там же при заводе "Прогресс" для ведения нашей тематики из большого филиала, которым руководил Козлов, был выделен маленький, который возглавил Борис Пензин . Чтобы ознакомить своих товарищей с новой структурой, я собрал "треугольники" комплексов и отделов и произнес такую речь: - Королев был организатором ОКБ-1 , которое уже навечно вошло в историю. Мишин преобразовал ОКБ-1 в ЦКБЭМ . И Сергей Павлович, и Василий Павлович именовались главными конструкторами. Новым постановлением правительства во главе нашей организации поставлен генеральный конструктор Валентин Петрович Глушко и мы преобразованы в Научно-производственное объединение "Энергия" . С чем я вас всех поздравляю и докладываю самые предварительные данные об изменениях в нашей тематике и перспективах. На первом месте останется тяжелый носитель или носители. Это новые разработки вместо H1. Что будет на самом деле с H1, не знаю. Смею только высказать свою личную точку зрения. Мы зашли так далеко, что продолжить и довести работу до реальных результатов дешевле, чем ее прекратить. Мы с вами выпустили проект Н1-Л3М. В конце этого года есть реальная возможность пуска H1 N 8 . Я уверен: через один-два пуска ракета начнет летать. Тогда еще за три, максимум за четыре, года мы способны решить две задачи: осуществить лунную экспедицию и лунную базу . Тем самым обойдем американцев. Они прекратили свою лунную программу. Мы технически, идеологически и политически можем доказать, что способны на гораздо большее. В структуре даже есть главный конструктор Прудников , который отвечает за проекты лунных кораблей и проект лунной базы. Для нас с вами на этом поприще не осталось каких-либо принципиально непонятных задач. Мы отлично понимаем, что и как надо делать. Задачи инженерные, конструкторские и технологические могут быть за два-три года решены. Если бы H1 начала летать, то в двух - или трехпусковом варианте через три года мы могли бы высадить не менее трех советских космонавтов на Луну, а через пять лет - иметь там постоянную базу и, чем черт не шутит, пригласить в гости одного американца. Если эту задачу мы попытаемся решать на новых носителях, то прибавьте к сегодняшнему 1974 году как минимум лет восемь. Получим год 1982, потребуется еще, как минимум, пять-шесть миллиардов рублей сверх расходов для варианта с H1. Новая структура содержит новое направление, которое поручено Садовскому - МКТС (многоразовые транспортные космические системы). Это должен быть ответ американскому Спейс шаттлу . Мое мнение: если на нас всерьез навалят эту работу, лунная проблема отойдет на второй план или вообще будет забыта. Самое опасное в этой теме, что ею всерьез занимаются американцы. Из имеющейся информации известно, что НАСА уже три года успешно работает над конкретным проектом. Наши товарищи, посетившие США по программе "Союз" - "Аполлон" , были ознакомлены с основными параметрами этой системы. После того как американцы официально опубликовали основные параметры, некие молодые и ретивые ребята из Института прикладной математики (ИПМ) просчитали возможные орбиты Спейс шаттла с учетом возможного аэродинамического маневра в атмосфере на 2000 километров в сторону от баллистической орбиты. Они перепугали Келдыша. Келдыш доложил Устинову, а затем и Брежневу. Получалось, что мирно летающий вдали от наших границ "Спейс шаттл", усыпив бдительность ПРО и ПВО, может внезапно сделать маневр - "рывок на север" и, пролетая над Москвой, уронить на нее термоядерную бомбу весом до 25 тонн и мощностью взрыва не менее 25 мегатонн. Я недавно имел случай присутствовать на совещании, где обсуждался вопрос о том, стоит ли нам вообще делать МКТС в американском варианте. Валентин Петрович на этом совещании высказался в том смысле, что эта работа отнимет у нас столько сил, что лунные программы будут нереальными. Он сказал также, что опасается за досовское направление. На это Келдыш возразил, что США после ввода в эксплуатацию "Спейс шаттла" могут получить решающее военное преимущество в плане нанесения превентивного ядерного удара по жизненно важным объектам на территории нашей страны. А раз так, то, хотим мы или нет, нас заставят разрабатывать аналогичную систему. Сейчас уже даны поручения для подготовки проекта постановления по этой работе. Учитывая позицию Келдыша, я прогнозирую, что эта работа вскоре будет включена в наши планы, по-видимому с участием авиационной промышленности. Всем, кто работает над ДОСами и Союзами , грозит не сокращение, а увеличение объема работ. Через год нам предстоит сближение и стыковка с "Аполлоном" Здесь на карту поставлен не просто престиж Советского Союза, но наш с вами технический и научный авторитет на международном уровне. Кроме таких личных престижных соображений надо учитывать, что успех в этой программе может вообще привести к потеплению в атмосфере "холодной войны". Американцы победили нас в лунной гонке, после чего загнали в тупик свою лунную программу. Не исключена надежда, что с нами вместе они захотят ее продолжить. Имейте в виду, что Валентин Петрович меня предупредил: "Несмотря на то, что по структуре направления, связанные с пилотируемыми программами ( ДОСы , Союзы и Союз-Аполлон ), имеют своих главных конструкторов - Семенова и Бушуева, он желает лично разбираться в основных проблемах управления, а в критических ситуациях будет принимать решения как генеральный конструктор. Каждый из вас, кто со мной или без меня будет с ним объясняться, должен быть полностью, до мелочей компетентен в проблемах, за которые несет ответственность. Я уже убедился, что в электричестве Глушко разбирается достаточно хорошо. Наши отчеты и проектные материалы будет читать с пристрастием. Перед тем как документы пойдут на подпись генеральному конструктору, перечитывайте их по пять раз и не жалейте исполнителей. Я за вас не хочу получать замечания по поводу лишней запятой. Первые три месяца работы в новом качестве Глушко не жалел времени на разработку предложений по перспективной программе развития советской космонавтики. По существу, решения о создании орбитальных станций типа ДОС и транспортных кораблей уже были приняты до его прихода к нам. Их следовало доработать, добиваясь большего совершенства, надежности, ресурса. Предстояло уточнение программы перехода от корабля типа 7К к 7К-С, управляемому бортовой цифровой вычислительной машиной. Предстояла программа "Союз" - "Аполлон". До конца 1974 года были запланированы пуски трех "Союзов" и ДОСа * 4. На 1975 год приходилась отработка и стыковка с американцами. Все это отнимало много внимания и времени. Но эти работы были идейно начаты еще при Королеве, продолжены и развиты при Мишине. Глушко никак не мог называть себя генеральным конструктором этих объектов. Вот почему он уделял много времени разработке перспективной программы, в которой на первый план выходили ракеты-носители, создаваемые по его идеям, и для них - двигатели еще не виданной в мире мощности. Судьба H1 предрешена, но МКТС может помешать его честолюбивым творческим замыслам. Надо спешить. Ему уже 66 лет. Он уже дважды Герой Социалистического Труда. Но главное не это, в историю техники должны войти такие ракеты и двигатели, чтобы ни у кого не возникало сомнений относительно их истинного главного создателя. Как сегодня никто не сомневается в том, что истинный главный конструктор ракеты Р-7 и корабля Восток - Королев . Наплыв новых задач, требовавших постоянного напряжения, постепенно заглушил тоску по H1. В семье, где мало детей, потеря одного ребенка может быть очень тяжелой травмой для родителей. В многодетной семье необходимость ежедневной заботы об остальных детях смягчает горе. Каждый день надо было заниматься проблемами предстоящей встречи "Союза" с "Аполлоном", испытаниями нового ДОСа - "Салюта-4", подготовкой очередного "Союза-15" для пуска к челомеевскому "Алмазу" . Кроме того, в то жаркое лето нет-нет да и закрадывались крамольные мысли об отпуске. Ссылки:
|