Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Королев С.П: освобождение и работа в ОКБ ракетных двигателей Глушко 1944

В дальнейшем наземные и летные испытания реактивных установок проводились на самолетах С.А. Лавочкина, А.С. Яковлева, П.О. Сухого. Успехи, достигнутые в разработке ЖРД для самолетов, побудили НКВД по согласованию с Наркомавиапромом 25 апреля 1944 г. подготовить, а 16 июля 1944 г. подписать важное для судьбы заключенных специалистов письмо.

Берия отправил Сталину письмо со следующим заключительным абзацем:

Учитывая важность проведенных работ, НКВД СССР считает целесообразным освободить, со снятием судимости, особо отличившихся заключенных специалистов, с последующим направлением их на работу в Авиапромышленность. Прилагая при этом список на 35 заключенных специалистов, прошу Ваших указаний.

Результатом обращения Л.П. Берии к И.В. Сталину явилось решение Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1944 г. о досрочном освобождении перечисленных в его письме специалистов со снятием с них судимости. Под номером 18 значилась фамилия отца. В конце концов им выделили подъезд шестиэтажного дома N 5 по улице Лядова, в километре от места работы. Отец получил комнату в квартире N 100 на пятом этаже. Его соседом по квартире оказался инженер Н.С. Шнякин . В это же время произошли организационно-структурные изменения в КБ завода N 16. На базе двигательного КБ-2 и группы реактивных установок N 5 в системе НКАП было создано ОКБ специальных двигателей - ОКБ СД или ОКБ РД .

Главным конструктором назначили В.П. Глушко . Отец с августа 1944 по август 1945 г., до своего отъезда в Германию, являлся его заместителем. 30 сентября 1944 г. им написана докладная записка "К вопросу о работах бюро самолетных реактивных установок при ОКБ РД на заводе N 16 ". В ней подведены основные итоги работы возглавляемой им группы. Упомянуты и работы над реактивными торпедами с пороховыми и жидкостными двигателями, которые проводились под руководством отца еще в РНИИ-НИИ-3 в 1933-1938 гг. Сделано это не случайно. Перечисляя выполненные работы, отец явно стремился подчеркнуть их значимость. В записке отмечен и значительный практический опыт, приобретенный специалистами его группы. Все это дало основание поставить перед руководством вопрос о создании на базе возглавляемого им коллектива конструкторского бюро по ракетостроению. Предложения отца об организации работ по ракетам дальнего действия не были поддержаны ни тогда, ни после его повторного обращения к руководству 30 июня 1945 г. До весны 1946 г., когда это произошло, было еще далеко.

Тем временем отец продолжал летные испытания реактивной установки на самолете Пе-2 . 12 мая 1945 г. во время очередного полета, в котором он участвовал как ведущий инженер, при включении на высоте 7000 метров реактивного двигателя произошел взрыв, разрушивший двигатель и повредивший хвостовое оперение самолета. Летчик А.Г. Васильченко приказал отцу прыгать с парашютом, но тот отказался - хотел установить причину аварии. Пилоту удалось благополучно посадить самолет, однако у отца было обожжено лицо, опалены веки и брови и, самое главное, пострадали глаза, была даже опасность потери зрения. Его сосед по казанской квартире Н.С Шнякин вспоминал, как, выбравшись из самолета, отец сказал ему, что почти ничего не видит. Они вместе поехали в глазную клинику, где врачи установили ожог слизистой оболочки глаз, сделали соответствующую обработку и на пять дней наложили повязку. При повторном осмотре оказалось, что, к счастью, зрение не потеряно. Через некоторое время отец возобновил участие в полетах. Об этом периоде вспоминал в январе 1957 г. В.П. Глушко в докладе на торжественном заседании Ученого совета НИИ-88 , посвященном 50-летию моего отца: "В 1942-1943 годах Сергеем Павловичем была успешно разработана реактивная установка для самолета Пе-2... Сергей Павлович не только являлся конструктором самолетной части реактивной установки и всего комплекса наземного заправочного и стартового оборудования, но принимал прямое участие в качестве инженера-экспериментатора в летной отработке установки. Работа казанских специалистов-реактивщиков получила высокую оценку: 16 сентября 1945 г. центральные газеты опубликовали Указ Президиума рховного Совета СССР о награждении большой (более ста человек) группа работников НИИ-1 НКАП за создание образцов новой техники. В ее состав были включены В.П. Глушко и Д.Д. Севрук награждены орденами трудового Красного Знамени, а также С.П. Королев , награжденный орденом знак Почета.

Этот орден стал его первой государственной наградой. Демонстрационный полет почему-то не состоялся, но мы очень радовались приезду отца. См. Королев С.П. приезд в Москву 1944

Ссылки:
1. КОРОЛЕВЫ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ
2. КОРОЛЕВ С.П.: ОСВОБОЖДЕНИЕ 1944
3. КОРОЛЕВ С.П.: РАБОТА В ОКБ ГЛУШКО

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»