|
|||
|
Н1: ракета ОКБ-1
Сверхтяжелая ракета-носитель ОКБ-1, предпологалась для Лунной программы. Рекордсменом в отношении размеров была ракета Н-1 - самая большая не только в СССР, но и в мире. Ее высота превышала сто метров (что эквивалентно сорокаэтажному дому). Ракета предназначалась для осуществления советской лунной экспедиции в составе двух космонавтов. Стартовый вес равнялся 2820-ти тоннам. Первая ступень имела тридцать жидкостных ракетных двигателей по 150 тонн тяги каждый. Это была действительно "царь-ракета" (по аналогии с "царь-пушкой" и "царь- колоколом"). Всего было сделано четыре пуска и все неудачные. На последнем пуске авария произошла всего за несколько секунд до разделения первой и второй ступеней. Причин аварий было несколько: отказ системы аварийного отключения двигателей; несимметричное затекание атмосферного воздуха в заданное пространство из-за неверного расположения выхлопных патрубков двигателей и создания нерасчетного момента по крену; высокочастотные колебания в турбонасосном агрегате; нерасчётные продольные колебания корпуса. Из-за ссоры академиков С.П. Королева и В.П. Глушко заказ на двигатели для Н-1 был передан Николаю Дмитриевичу Кузнецову , который до этого создавал лишь авиационные двигатели. Естественно, для доводки вновь созданных оригинальных двигателей требовалось время, а его не было: поджимали по срокам конкуренты-американцы, перед которыми президент Дж. Ф. Кеннеди поставил национальную задачу - обогнать русских в космической технике. Тем не менее, к 1974 году Н.Д. Кузнецов отработал свои двигатели до блеска. Но было поздно.- В этом году по ультимативному требованию В.П. Глушко проект Н1-Л3 был закрыт, тем более что приоритет был утерян ( американцы в 1969 году высадились на Луну с помощью ракетной системы "Сатурн" - "Аполлон"). Но задел, который создал Н. Д. Кузнецов, не пропал даром - его прекрасные двигатели через двадцать пять лет закупили американцы для модернизации своих ракет - носителей. Надо сказать, что американская система имела меньший стартовый вес и габариты, поскольку на второй ступени ракеты - носителя "Сатурн-V" стоял кислородно- водородный двигатель, а на первой ступени - керосино-кислородные двигатели с тягой 685 тонн. У нас же на всех ступенях ракеты-носителя Н- 1 стояли керосино-кислородные двигатели, эффективность которых меньше, чем водородно-кислородных. Результат работы водородно-кислородного ракетного двигателя (водяной пар) вырывается из сопла со скоростью более 4000 м/с (на порядок больше, чем скорость пули, вылетающей из автомата Калашникова), в то время как продукты сгорания керосино-кислородного ракетного двигателя вылетают из его сопла со скоростью, на 1000 м/с меньше. Вообще, предельная эффективность химических ракетных двигателей достигается на паре водород - фтор (скорость истечения порядка 5000 м/с), однако хранить и использовать фтор чрезвычайно сложно и опасно. К сожалению, после того, как враждебные силы разрушили Советский Союз, проект "Энергия" - "Буран" был закрыт . Валентин Петрович Глушко дожил до триумфа своего детища - лебединой песни главного конструктора жидкостных ракетных двигателей - и в 1989 году скончался. Но начинал-то он в Петропавловской крепости с создания электрореактивных двигателей. Эта его мечта тоже осуществилась - созданы ионные двигатели, в которых ионизированные продукты сгорания химического топлива ускоряются электрическим полем и вылетают из сопла со скоростями, намного превышающими таковые в обычных химических ракетных двигателях (десятки км/с). В принципе, можно реанимировать проект "Энергия" - "Буран". В России, слава Богу, остался завод по производству жидкого водорода (он работает по схеме Петра Леонидовича Капицы, который, будучи в свое время начальником главка "Главкислород" разработал метод сжижения водорода путём его сжатия с помощью специальных турбин - турбодетандеров). Но это, как говорится, если правительство прикажет-. И если деньги даст-. А технология и документация необходимая имеется. У Бармина прибавилось много новых забот и на других площадках. Началось строительство сразу двух стартовых сооружений для ракеты Н1. Постановлением правительства Бармин был назначен головным главным конструктором по созданию стартовых сооружений для ракеты еще невиданных размеров. Новые старты, созданные по проекту Бармина для челомеевской "пятисотки" - "Протона", были тоже весьма сложными. Но ни в какое сравнение с масштабами стартов для Н1 они не шли. Многие десятки организаций уже включились в создание систем, окружающих будущий старт Н1. Все это множество систем предстояло объединить в единую большую систему, за которую он, Бармин, - головной и главный ответчик. См. Н1Л3: размах работ по всему фронту Совещание по программе пусков Н1 Н1: ПЕРВЫЙ ПУСК И АВАРИЯ, 1969 Н1 N5Л: ВТОРОЙ СТАРТ И АВАРИЯ НА ФОНЕ УСПЕХОВ НАСА ГЛУШКО В.П., ПРОГРАММА Н1-Л3 И НПО "ЭНЕРГИЯ" 1974
Ссылки:
|