|
|||
|
Рябчиков Е.И.: В 1990-х гг космические программы сокращены, киноархивы были уничтожены
"Космическая" фильмотека , в создании которой участвовал Е. Рябчиков, насчитывает свыше 30 документальных лент (добрая треть всей кинокосмонавтики!). Не забудем и о примерно полутора десятках тематических, т.е. закрытых фильмах. "Думаю, - цитирую К. М. Симонова, - что нет среди нас, писателей, журналистов, пожалуй, никого, кто бы лучше Рябчикова знал людей, которые летают там, в космосе, людей, которые готовят полеты и руководят ими, знал их дела, заботы, их не всегда и не всем известные будничные, повседневные подвиги, подвиги воли, характера, упорства". (Не случайно космонавты называли его по-родственному - дядя Женя). Штрих к теме. Однажды С. П. Королев, памятуя о приближающейся 10-й годовщине запуска первого спутника , ободрил Рябчикова и подсказал правильный ход: "Я поддерживаю ваше желание сделать большой фильм о нем. Это надо записать в правительственное решение - когда займетесь проектом. Надо показать то время - время наших сомнений, расчетов и перерасчетов. Ведь все иное, непохожее - иная среда, иные принципы движения. Ну, возьмем судно: оно отталкивается от воды веслами или винтом; а самолет? - винтами, птица - крыльями. В космосе же нет ничего". У нас тогда, в часы напряженных дискуссий, сомнений и даже отчаяния, родилась неплохая поговорка: "Мы откладываем все сомнения и приступаем к работе"". Смерть Сергея Павловича поставила крест на этом замысле. После короткометражки о Королеве Евгений Иванович оказался вне "источника", который долгие годы питал его живительной энергией, придавал силы, создавал эмоциональный настрой. Может, окончание "кинокосмонианы" связано с неудачным возвращением на Землю спускаемого аппарата космического корабля "Союз- 23" с В. Зудовым и В. Рождественским : 16 октября 1976 года он, проскочив расчетную точку, угодил в казахстанское озеро Тенгиз , а потом, не без приключений, доставлен на берег. Какой мог быть фильм? Видимо, руководители советской космической программы решили, что картины 1977 года "Повесть о звездном доме" - о развитии космонавтики от станции "Салют" до станции "Салют-5", "Земля крупным планом" (киноотчет, знакомящий с уникальным экспериментом на корабле "Союз-22") и "Академик С. П. Королев" (первый и третий по сценарию Е. Рябчикова, второй - В. Кузина) достойно завершают фильмографию, которая "стартовала" 20 лет назад. Был бы жив С. П. Королев, точку бы не поставили. А потом последовали перестроечные времена , лихие 1990-е. Программу полетов сокращают, съемки приобретают все более секретный характер, информация предельно дозируется, и Е. И., лишившись возможности разговаривать со страной на космические темы, вынужден замолчать. Ничего более существенного у Рябчикова уже не было. Свои жизненные, творческие силы он целиком, без остатка отдал повествованию, начатому в начале 1960-х лентой о Ю.А. Гагарине. Каково это пережить? К сложностям съемок и показа прибавились совсем уж печальные обстоятельства. В 1971-м не вошедшее в фильмы было. уничтожено : хранить секретные материалы дорого, они занимают площади в архивах, а стране нужно "пленочное" серебро. И Рябчиков , и режиссер Н.В. Макаров были в шоке. Только счастливая случайность помогла Николаю Владимировичу распихать некоторые ленты по архивам предприятий. Где они сейчас? Ну а Евгений Иванович. Надо его знать! Он просто-напросто похитил (то бишь, украл) по экземпляру выпущенных фильмов, а его сын, Борис Евгеньевич, в 2000 передал их на ТВ, где их отсканировали, после чего стали доступны незатертые, хорошего качества цветные кадры полета Гагарина. Поставив точку в долгом "космокинорассказе", Рябчиков продолжал оставаться популяризатором темы, к которой, что называется, прикипел. Он пишет книги, очерки, статьи, "сопровождает" альбомы, выступает по телевидению (передачи "Человек. Земля. Вселенная", "Звездочет", "Этот фантастический мир"), организует встречи с космонавтами (просмотр фильмов - обязателен) и учеными, которые занимаются проблемами космонавтики. Е. И. - среди организаторов и ведущих юбилейных встреч, митингов и вечеров, тематических выпусков устных и тележурналов. Его гостям - космонавтам и ему всегда рады в Центральном доме литераторов и Центральном доме журналиста, их тепло приветствовали в заводских Дворцах культуры, на ВДНХ, в Центральном Доме актера, Историческом, Политехническом музеях и Щигровском музее истории космонавтики, ЦДРИ. Можно только поразиться тому, как он везде успевал. Штрих к теме. Из письма Б. Н. Полевого : "Дорогой Евгений Иванович! Простите за то, что с таким опозданием прочел я Вашу новую книгу "Звездный путь". Зато читал ее с большим интересом. Вы выстроили в ней общеизвестные фигуры. Но это не музей восковых фигур мадам Тюссо, все, даже спешно набросанные портреты, согреты Вашим живым видением. В этой книге Вы не наблюдатель, а сопричастник, и от того, что книга как бы согрета фактором присутствия, она живо читается, и все ее герои от Лайки до Леонова и Стаффорда выглядят живо и убедительно. Так держать!". В премудростях темы нам помогает разобраться и сам Евгений Иванович: "Писателю трудно описать то, что он не видел, не пережил, не ощутил всем своим сердцем. Как известно, никто из литераторов еще не побывал на космической орбите, хотя некоторые из них и проходили в лабораторных условиях вместе с космонавтами сложные тренировки. Конечно, при известной фантазии, знании физических основ существа, скажем, невесомости и при наличии кинокадров литератор может "с чужих слов" нарисовать картину жизни и труда человека в мире без тяжести, но это, как показывает опыт, все же будет бледным". Да, по горячим следам исследование, роман, повесть не напишешь. Но интервал между событием и появлением книги может быть кратким. "Теория дистанций" - ухода художника по времени на далекое расстояние от свершений своего поколения - не выдерживает критики. В исследовании и освоении космоса уже можно проследить четко оформившиеся этапы, и их осмысление давно могло бы быть делом художественной литературы. Выжидать здесь - значит терять, обеднять духовную жизнь народа. Автор этих строк посвятил едва ли не всю свою творческую жизнь теме освоения космоса. Мои книги "Русские в космосе" , "Красные ракеты" , "Колумбы космоса" изданы в США, Франции, ФРГ, Венгрии, Англии, Италии и других странах. Волею судьбы я стал автором "кинокосмонианы" - большой серии документальных и научно-популярных фильмов о всех полетах космонавтов". Со временем возникли и трудности, порожденные активным вторжением в космотематику телевидения. Рябчиков воспринял этот процесс позитивно и призвал "деятелей научно-популярного и документального кино в [новых условиях] искать свое место, свои темы и характер повествования о космосе и космонавтах, чтобы в творческом соревновании сохранять свои позиции. Делать это становится все труднее, поскольку творческое объединение "Экран" умножает силы, шире привлекает к созданию фильмов космонавтов, ученых, конструкторов". Евгений Иванович хранил верность космической теме "до последнего". Самым святым для него оставался гагаринский старт, и он не забыл отметить его "круглую", 30-ю годовщину очерком "Вперед - вот их лозунг" ("Советская культура").
А в заключение приведу оценку, которая, думается, была среди самых памятных для Евгения Ивановича, - выдающегося ракетного двигателиста В. П. Глушко : "[Книги, статьи, очерки, радио- и телевизионные передачи] Рябчикова об исследовании и освоении космического пространства - явление во всех отношениях примечательное. Читателям дороги личные наблюдения автора, его отношение к экспериментам, раздумья над удачами и неудачами, стремление заглянуть за кулисы творчества ученых и конструкторов. Не меньший успех [у нас в стране] и в мире имели научно-популярные и документальные фильмы Е. И. о космосе и космонавтах. [Рябчиков] талантливо запечатлел становление космонавтики, ее начальный период, вхождение в быт народа, [отразил], как она становилась необходимой в исследованиях планеты Земля, ее недр, состояния атмосферы, акватории Мирового океана. [Созданное] писателем о космосе очень важно и дорого". А скупой на похвалы, сдержанный в проявлении чувств С. П. Королев по- своему вознаградил неутомимого киносценариста: однажды перед тем, как попрощаться с Рябчиковым после длительной беседы, решил вручить ему сувенир. Что и говорить, момент волнительный: "СП достал из шкафа коробочку, в которой на синем бархате лежали фрагменты металла аппаратов, доставленных на Луну. На крышке - карта Луны с отмеченной "точкой" попадания ракеты. Главный конструктор достал баночку с тушью и острым чертежным пером написал: "Евгению Ивановичу Рябчикову на добрую память. С. Королев. 7.09.63". Этот бесценный подарок Е. И. Рябчикову от Генерального конструктора сын Евгения Ивановича, Борис, хранит на почетном месте в отцовском кабинете. Справка. Е. И. Рябчиков неоднократно отмечен почетными наградами Федерации космонавтики, которых, по совокупности, похоже, нет больше ни у одного журналиста, писателя, причастного к "космической" теме. Он удостоен самых значимых медалей: имени академика С. П. Королева, имени Ю. А. Гагарина, имени К. Э. Циолковского. Общий смысл наградных формулировок - за большой вклад в пропаганду советских достижений в исследовании и освоении космического пространства, пропаганду идей К. Э. Циолковского. Последняя из медалей, гагаринская, - от 12 апреля 1991 года (отмечалось 30-летие первого полета) как "ветерану космической журналистики". В 1991-м Евгений Иванович стал академиком Академии космонавтики СССР (позднее переименованной в Академию космонавтики имени К. Э. Циолковского ). Ссылки:
|