Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

База огневых испытаний двигателей А-4 в Леестене

Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди

В Леестене наши двигателисты без труда отыскали руководителей этой уникальной двигательной испытательной базы - инженера Шварца , директора кислородного завода Хаазе и многих других специалистов, которых американцы не сочли нужным увозить в свою зону. Леестен представлял собой огромный песчаный карьер, на одном из склонов которого был построен огневой стенд. В этом же карьере находились подземный завод, производивший жидкий кислород для испытаний, и подземное хранилище этилового спирта. Каждый двигатель, устанавливаемый на ракету Фау-2, проходил в Леестене предварительную огневую обкатку на компонентах, которые под давлением подавались из толстостенных огромных баков. Чтобы не срывать серийное производство на подземном заводе "Миттельверк" , в Леестене "прожигали" свыше 30 двигателей в сутки. Вся техника огневых испытаний была хорошо отлажена. Американцы по непонятным причинам отсюда ничего не вывезли и ничего не забрали. Двигатели, прошедшие огневые технологические испытания в Леестене, после сушки и профилактики отправлялись в Нордхаузен на "Миттельверк". Сюда же поступали и турбонасосные агрегаты, прошедшие испытания на специальном стенде. Соединение турбонасосных агрегатов с двигателем проводилось на сборке ракеты. Такая технология была вынужденной и себя не оправдала.

У нас с самого начала ракетного производства на сборку ракеты подается вся двигательная установка, т.е. двигатель, спаренный с системой подачи - турбонасосным агрегатом. Дело в том, что выходные характеристики двигательной установки в целом определяются при их совместной работе. Уже в июле Арвид Палло стал "огневым" хозяином Леестена и начал налаживать огневые испытания. На подземном складе было обнаружено свыше 50 новеньких, подготовленных к испытаниям камер сгорания. На подъездных железнодорожных путях были найдены в полной сохранности вагоны с имуществом, вывезенным из Пенемюнде. Здесь было 15 железнодорожных вагонов с двигателями для А-4, платформы с наземным оборудованием, в том числе установщики - "майлервагены", тележки для перевозки ракет, цистерны для перевозки и заправки жидкого кислорода, заправщики спирта и много другого из наземного хозяйства. Это были очень ценные находки. Палло договорился с военными властями об их охране. В Леестен зачастили высокие гости, которые не отказывались и от дегустации ракетного топлива: благо это был этиловый спирт высшей очистки . Весь период с июля по сентябрь наши двигателисты изучали и осваивали технологию испытания и регулировки двигателей. Было проведено свыше 40 огневых пусков на различных режимах. К удивлению немцев наши испытатели оказались более смелыми и вышли далеко за пределы режимов по регулированию тяги, которые были разрешены. При этом было обнаружено, что двигатель А-4 может быть сильно форсирован - вплоть до тяги 35 т. Были отработаны технология замеров тяговых характеристик, расчет и подбор бленд, проливки кислородных форсунок, экспресс-анализы химических и физических свойств горючего для камеры сгорания и компонентов для парогазогенератора, проливки спиртовых форсунок и т.д. Испытательная работа, описание которой составило 22 папки отчетов, была прервана командой о подготовке к огневому пуску на Ленинских горах в Москве .

С отъездом Исаева и последующим отъездом Палло руководство всем двигательным хозяйством взял на себя Глушко , а непосредственным начальником Леестенской базы стал его будущий заместитель по испытаниям Шабранский .

Валентин Петрович Глушко прилетел в Берлин одновременно с Королевым. Они вместе работали в спецтюрьме НКВД в Казани . Там Глушко значился главным конструктором двигательных установок для самолетов, а Королев - его заместителем по испытаниям. Оба они не любили вспоминать этот период своей совместной деятельности. После частичного снятия запретов на исторические публикации по ракетно-космической технике Глушко приложил много усилий для выпуска исторической и популярной литературы. И в одном из наиболее солидных трудов - энциклопедии "Космонавтика" - он упоминает: "В 1942-46 Королев работал в КБ (см. ГДЛ- ОКБ) зам. гл. конструктора двигателей, занимаясь проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями...* *Космонавтика: Энциклопедия / Гл. ред. В.П. Глушко. М.: Сов. энциклопедия, 1985.

Здесь сразу две "неточности". Во-первых, ГДЛ в этот период не существовало. Были специалисты - заключенные, которые под руководством главного конструктора Глушко работали в КБ, которое официально именовалось "спецтюрьмой НКВД", а в просторечии - "шарашкой" при заводе * 16 в Казани. Во-вторых, Королев уже в конце 1945 года был свободен и находился в Германии, а с весны 1946 года он занимал должность главного инженера института "Нордхаузен" . Не он подчинялся Глушко, а Глушко ему. В том же 1946 году Королев был переведен в НИИ-88 и назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия . Таким образом, стремление Глушко в последних публикациях продлить подчинение себе Королева еще на целый год характеризует в какой-то мере отношения, сложившиеся между этими двумя талантливыми и очень не простыми руководителями нашей отечественной космонавтики.

Когда Глушко и его люди прибыли в Леестен, работы получили новый импульс. Систематизация большого экспериментального материала по отработке двигателей и технологии их серийных испытаний, снабженная статистическими данными по тяговым, температурным, расходным характеристикам, представляла для наших двигателистов большую ценность. Кроме камер сгорания, хранившихся в самом Леестене, в окрестностях обнаружили составы из пятидесяти восьми вагонов с камерами А-4, пять вагонов с установками для стрельбы и транспортировки А-4 и девять цистерн для перевозки жидкого кислорода. Все это богатейшее имущество давало двигателистам большие преимущества перед специалистами других направлений, в том числе перед нами, управленцами.

Ссылки:
1. Артамонов
2. Десант ракетчиков-двигателистов в Германию
3. Черток Б.Е.: первая встреча с Королевым С.П.
4. Лист Георгий Георгиевич
5. Шабранский
6. Институт "Нордхаузен" - огромная научно-производственная кооперация
7. Витка
8. Сделать Р-1 - "копию" немецкой А-4, оказалось очень не просто
9. Подготовка демонстрации наших ракетных успехов в на Ленинских горах
10. РАКЕТЧИКИ-ДВИГАТЕЛИСТЫ В ГЕРМАНИИ, 1945
11. "Верк драй" в Кляйнбодунгене
12. Королев, немцы и разработка ракеты на дальность 600 км.
13. Хаазе
14. СЕВРУК Доминик Доминикович 1908-1994

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»