|
|||
|
Отставание СССР в создании тяжелых носителей из-за недооценки водорода
Вскоре Келдыш приехал к Королеву в ОКБ-1 для обсуждения нашей адекватной программы. Он рассказал, что Хрущев задал ему вопрос, насколько серьезным является заявление президента Кеннеди о высадке человека на Луну. - Я ответил Никите Сергеевичу, - сказал Келдыш, - что технически задача реализуема, но потребует очень больших средств. Их надо изыскивать за счет других программ. Никита Сергеевич был явно озабочен и сказал, что к этому вопросу мы вернемся в ближайшее время. В то время мы были бесспорными лидерами в мировой космонавтике. Однако в лунной программе США опередили нас уже тем, что сразу объявили ее общенациональной: "Каждый американец должен внести свой вклад в успешное осуществление этого полета". "Космические доллары" начали проникать почти в каждую область американской экономики. Таким образом, подготовка высадки на Луну оказалась под контролем всего американского общества. В 1941 году Гитлер поставил перед фон Брауном совершенно секретную национальную задачу создания баллистической ракеты "Фау-2" - секретного "оружия возмездия" для массового уничтожения англичан. В 1961 году президент Кеннеди открыто перед всем миром доверил тому же фон Брауну общенациональную задачу создания самой мощной в мире ракеты-носителя для пилотируемого полета на Луну. Фон Браун предложил для новой многоступенчатой ракеты на первой ступени использовать для ЖРД уже хорошо освоенные компоненты - кислород и керосин , а на второй и третьей - новую пару - кислород и водород . Обращают на себя внимание два фактора: во-первых, отсутствие предложений об использовании для новой тяжелой ракеты высококипящих компонентов (типа азотного тетроксида и диметилгидразина) несмотря на то, что в это время создавалась тяжелая межконтинентальная ракета "Титан-2" на таких высококипящих компонентах; и, во-вторых, для следующих ступеней сразу, а не в перспективе предлагается использование водорода. Фон Браун, предлагая использование водорода в качестве топлива, по достоинству оценил пророческие идеи Циолковского и Оберта. К тому же для одного из вариантов ракеты "Атлас" уже разрабатывалась вторая ступень "Кентавр" с ЖРД, работавшим на кислороде и водороде. "Кентавр" впоследствии успешно использовался американцами и в качестве третьей ступени ракеты "Титан-3" . Водородный двигатель RL-10 для "Кентавра", разработанный фирмой "Пратт энд Уитни" , имел тягу всего 6,8 тс. Но это был первый в мире ЖРД с рекордной по тем временам удельной тягой 420 единиц. В 1985 году вышла в свет энциклопедия "Космонавтика" , главным редактором которой был академик Глушко. В этом издании Глушко воздает должное водородным ЖРД и работам американцев. В статье "Жидкостный ракетный двигатель" написано: "При равной стартовой массе РН они ( кислородно-водородные ЖРД ) способны вывести на околоземную орбиту втрое больший полезный груз, чем кислородно-керосиновые ЖРД" . Однако известно, что в начале своей деятельности по разработке ЖРД Глушко отрицательно относился к идее использования в качестве горючего жидкого водорода. В книге "Ракеты, их устройство и применение" ( Лангемак Г.Э., Глушко В.П., 1935 ) Глушко приводит сравнительную оценку ракетных топлив для случая движения в космическом пространстве, пользуясь формулой Циолковского. В заключение расчетов, анализ которых не входит в мою задачу, 27-летний инженер РНИИ в 1935 году писал: "Таким образом, ракета с водородным топливом будет иметь большую скорость, чем ракета того же веса с бензином, лишь в том случае, если вес топлива будет превышать остальной вес ракеты более чем в 430 раз... Отсюда мы видим, что мысль об использовании жидкого водорода в качестве горючего должна быть отброшена". Ошибку молодости Глушко понял не позднее 1958 года, судя по тому, что завизировал постановление, предусматривающее в числе прочих мероприятий также и разработку ЖРД на водороде . К сожалению, в практических разработках водородных ЖРД СССР отстал от США в самом начале лунной гонки. Это отставание во времени нарастало и оказалось в конечном счете одним из факторов, определивших существенное преимущество американской лунной программы. Отрицательное отношение Глушко к кислородно-водородной паре в качестве топлива для ЖРД было одной из причин резкой критики со стороны Королева и особенно Мишина . Среди ракетных топлив кислородно-водородная пара по эффективности находится на втором месте после фторо-водородного топлива . Особое возмущение вызвало сообщение, что Глушко создает на берегу Финского залива специальный филиал для испытаний фтористых двигателей. "Он может Ленинград отравить своим фтором", - неистовствовал Мишин. Справедливости ради надо сказать, что, став генеральным конструктором НПО "Энергия" , при разработке ракетно-космического комплекса "Энергия" - "Буран" Глушко пришел к решению о создании второй ступени на кислородно-водородном двигателе. Ссылки:
|