|
|||
|
Рябчиков Е.И.: Освещение операции "Союз"-"Аполлон" 1975
Завершающая стадия подготовки к "парному" полету "Союз"-"Аполлон" нашего "Союза-19" и американского "Аполлон-18" . Из истории. Соглашение между СССР и США о совместном исследовании и освоении космоса в мирных целях было подписано в 1972 году. На этой основе удалось достигнуть договоренность провести экспериментальный полет двух кораблей ( проект ЭПАС ). "Съемки начались, - вспоминал Рябчиков, - сразу после подписания Соглашения. В процессе трехлетней работы над большим научно- популярным фильмом "Рукопожатие в космосе" ("Союз"-"Аполлон") я имел возможность наблюдать, как происходили первые встречи в рабочих группах, как знакомились и привыкали друг к другу специалисты, как они вникали в творческие замыслы и вели дискуссии, если не сразу все получалось. Переговоры вначале велись через переводчиков, что, конечно, осложняло общение. Иной раз, шутя и весело улыбаясь, "переговорщики" пускали в ход "первобытный способ" - изъяснялись мимикой и жестами, набрасывали на бумаге схемы, выписывали формулы. Вскоре образовался уже общий "словарь". За это время студия "Центрнаучфильм" выпустила на экраны серию короткометражных фильмов о подготовке к совместному полету - "Космические испытания", "Космическая поступь", "Космическое содружество", "К старту готовы" и другие, а также был создан фонд кинонаблюдений для большого фильма "Союз"-"Аполлон"". Когда Е. И. завершил литературный сценарий будущей полнометражной ленты, с текстом познакомился В. П. Глушко . Его резюме: "Настоящий сценарий может лечь в основу фильма об этом историческом событии. Производит сильное впечатление" стало своеобразным допуском к съемкам. На сей раз использовался весь арсенал киносредств, включая мультипликацию (стыковка), съемки на борту космонавтами, цветные диапозитивы, американские видеоматериалы. У Рябчикова осталось немало личных впечатлений от общения с экипажами кораблей. Что-то он наскоро записывал: "Наблюдая загорелых и веселых Алексея Леонова и Валерия Кубасова, думал о них, старался представить себе, что происходит у них в душе, как переносят они всеобщее внимание и как "справляются" с чувством величайшей ответственности? Однажды, выслушав мой вопрос: "Что больше всего беспокоит?", Алексей Архипович шутливо ответил: "Только бы не заболеть!". - Да, только бы не заболеть! - улыбаясь, подтвердил и Кубасов". 15 июля. Старт "Союза-19" и "Аполлона-18" . "В тот день я был гостем в квартире Алексея Леонова, сюда же приехала из Москвы Людмила Ивановна , жена Валерия Кубасова. И вот перед телевизором - семьи космонавтов. Ждут включения. Кинооператор уже "поставил" свет, все готово к съемке. Я смотрел на внешне спокойную, милую и обходительную Светлану Павловну , жену Алексея Архиповича, и вспомнил, как десять лет назад с ней провожали мы ее мужа в его первый космический полет. Тихо, совсем тихо стало в переполненной гостиной. Только слышался стрекот съемочной кинокамеры. Все следят за тем, что происходило на экране. И облегченно вздохнули, когда космонавты, уже на орбите, перешли в орбитальный отсек и стали готовиться к стыковке с "Аполлоном"". Наконец, полет завершен. "Прошелся по Главному залу ЦУПа, в котором было так шумно и радостно. Никто не сидел на месте. Все ходили, возбужденно разговаривали, пожимали друг другу руки. Никто не хотел уходить, "управленцам" не хотелось оставить свои пульты, мониторы и записи. Такое же настроение ощутил и в "отсеке", где работали американские специалисты, - там тоже царило радостное оживление, шли разговоры с Хьюстоном". Ближе к концу года состоялась премьера картины "Рукопожатие в космосе" . Из откликов. А. С. Елисеев , летчик-космонавт ("Искусство кино"): "Я не специалист в области кино и не могу выступить в качестве квалифицированного критика, но, на мой взгляд, фильм "Рукопожатие в космосе" - [безусловно] удачная работа, и мне хотелось бы, пользуясь случаем, поздравить ее авторов - сценариста Евгения Рябчикова, режиссера-постановщика Николая Макарова, главного оператора Бориса Смирнова и их коллег. Зритель становится свидетелем того, как испытываются бортовые системы и готовятся космические корабли к полету, интересно рассказано о совместной подготовке экипажей. Очень сильное впечатление производит та часть картины, где говориься о самом полете. Авторам удалось передать атмосферу особой приподнятости, глубокого сопереживания, царившую в те дни во всем мире. Создавать научно-документальные фильмы на космические темы наверняка труднее, чем на многие другие. Здесь съемки длятся столько времени, сколько времени готовится сам полет - годы! И кинематографистам тоже приходится демонстрировать профессиональное мужество и преданность своему делу, и мы всегда рады их успеху". Штрих к теме. После совместного полета вышла книга Рябчикова "Рукопожатие в космосе" . Среди наиболее авторитетных была рецензия директора НИЦ технической документации СССР Ю. Н. Орешкина , в которой говорилось: "По построению книги, изложению материала видно, что автор не только хорошо изучил материал, но и сам присутствовал и участвовал в проведении ряда подготовительных работ. Это, безусловно, способствовало обстоятельному и интересному рассказу. Книга представляет значительный интерес для зарубежного читателя, написана хорошо, со знанием дела, легко читается." Ссылки:
|