|
|||
|
ДВИГАТЕЛИ ПРОТИВОРАКЕТЫ В-1000
К разработке маршевого ЖРД второй ступени под индексом С3.42А Доминик Доминикович Севрук приступил сразу после выхода постановления о системе "А" в 1956 году. Серия двигателей С3.40 с регулируемой тягой была его лебединой песней. Занимался он ею с 1954 по 1958 год и достиг успехов. Первый двигатель С3.40 предназначался для скоростной зенитной управляемой ракеты 217 С.А. Лавочкина , второй двигатель С3.41 - для морской баллистической ракеты Р-15 М.К. Янгеля . Оба изделия имели конструктивные недостатки и вскоре Севрук создал С3.42. После некоторых доработок, проведенных в соответствии с техническим заданием П.Д.Грушина, к освоению двигателей под индексом С3.42А приступил Днепропетровский завод * 586 (Южный машиностроительный завод) . В 1957 году этим двигателем были оснащены проходившие испытания зенитные ракеты 217 , в 1958 году вышедшая на испытания противоракета В- 1000. Двигатель был двухрежимным, с тягой, регулируемой от семнадцати до пяти тонн. Испытания проходили неудовлетворительно, и в 1958 году Севрук создал специальную противоракетную модификацию С3.42П, которую также малой серией освоил Днепропетровский завод. Севрук задумывал очень интересные двигатели, но работали они, как правило, неустойчиво и были ненадежными. В ОКБ-3 трудилось большое количество кандидатов наук. считали себя крупными учеными и спорить с ними было себе дороже. Как правило, и Севрук. и его подчиненные, после неудачных испытаний очередного изделия на стенде, винили кого угодно, но только не себя. Более того, "севруковцы" были великими мастерами объяснять и даже оправдывать любое испытание с отрицательными результатами. Взятый ими на вооружение известный принцип: "Отрицательный результат тоже результат" был хорош для науки, но не для армии и промышленности. В неудачных пусках Севрук начал обвинять Грушина , причем делал это даже в случаях явных недоработок конструкции маршевого ЖРД. В отношениях двух главных конструкторов росла напряженность, и в 1957 году Петр Дмитриевич Грушин обратился к главному конструктору ОКБ-2 НИИ-88 Алексею Михайловичу Исаеву с просьбой параллельно заняться противоракетным двигателем. Исаев согласился и приступил к разработке однокамерного ЖРД с переменной тягой от 10,5 до 3 тонн, которому присвоили индекс С2.726. В декабре 1958 года ОКБ-3 Севрука было ликвидировано. Севрук и часть его сотрудников вернулись к В.П. Глушко , часть сотрудников продолжили работу в ОКБ-2 Исаева. Объединенному коллективу удалось создать двигатель требуемой тяги и временем работы 55 секунд. Его сухая масса была всего лишь 90 килограммов. Рассказывает инженер-конструктор КБ химического машиностроения имени A.M. Исаева В.С. Петров . "У Исаева был незыблемый принцип: "Одно неудовлетворительное испытание на сто удовлетворительных дает соотношение один к одному". На первый взгляд, принцип выглядит чрезмерно жестким, однако неукоснительное следование ему позволяло нам создавать конструкции двигателей, обладающих высочайшей степенью надежности. Создателям ракет импонировало стремление Исаева к надежности и безотказности. Особенно ценили это качество Лавочкин и Грушин , чья продукция должна была выпускаться большими сериями. Массовое производство затрудняло внесение изменений в конструкцию при обнаружении скрытых дефектов, поэтому полная отработка двигателя до запуска в серию играла важную роль. Стремясь выявить все возможные неисправности и своевременно устранить их, Исаев "гонял" свои двигатели на стенде почти непрерывно, и добивался неплохих результатов. Двигатель Исаева получился, но, к сожалению, он имел один конструктивный дефект: в головке камеры сгорания иногда "проскальзывали" высокочастотные колебания , в результате чего вылетали форсунки, прогорало днище и двигатель терял свои характеристики. Этот дефект проявлялся с неизменной периодичностью, и, несмотря на все усилия конструкторов, устранить его так и не удалось. Для боевой ракеты он не годился, надо было создавать новый двигатель, с которым вышла заминка. Минавиапром , выпускавший зенитные ракеты, хотел выпускать и двигатели для них, и, тем самым, держать в руках все "бразды правления". Исаев работал в системе Министерства оборонной промышленности . Миноборонпром увеличивал объемы производства баллистических и космических ракет, и тоже не прочь был кое от чего освободиться. Морская и космическая тематика нарастали в общем объеме работ, и Исаев начал освобождать свое явно перегруженное заказами ОКБ от некоторых тем. В это время он сблизился с Макеевым , а в отношениях с Грушиным появилась прохлада. В конце 1959 года Алексей Михайлович принял решение о постепенной передаче противоракетной и зенитной тематики в Минавиапром". В связи с неудачами в освоении самолетного двигателя АМ-9, Ленинградский завод * 466 Минавиапрома (ныне - ОАО "Красный Октябрь") в декабре 1955 года прекратил выпуск авиационных моторов и решением Минавиапрома был переориентирован на выпуск вертолетных агрегатов. В 1956 году директором завода был назначен Василий Иванович Тарасов . Понимая, что вертолетного заказа для его коллектива явно недостаточно, он добился размещения серии ЖРД С2.711 конструкции А.М.Исаева для ракет комплекса С-75 . 20 апреля 1959 года главным конструктором ОКБ-466 был назначен Анатолий Сергеевич Мевиус . В это же время на заводе началось освоение серии противоракетных двигателей Исаева. Приглядываясь к Мевиусу, Алексей Михайлович понял, что этот конструктор сможет не только осуществлять серийное сопровождение, но и заняться доработкой двигателя С2.726, а в дальнейшем, на его основе, создать боевое изделие. В декабре 1959 года ЖРД С2.726 вышел на испытания и началась передача дел от Исаева к Мевиусу, перед которым первоначально были поставлены две задачи: доработка конструкции двигателя с целью обеспечения максимальной надежности и создание на его основе двигателя для дальнобойной зенитной ракеты нового комплекса С-200 . В 1962 году передача дел завершилась. Разработка твердотопливного разгонного двигателя ПРД-ЗЗ на Заводе * 81 началась в 1957 году. Начальником КБ-2 завода был Павел Гаврилович Десятчиков , главным конструктором - Иван Иванович Картуков , начальником бригады - Николай Тихонович Жирухин . Конструктором двигателя был назначен Виктор Иванович Кузнецов . В то время ПРД-ЗЗ был самым мощным в мире пороховым ракетным двигателем. Некоторые специалисты даже считали, что создать двигатель с такими высокими энергетическими характеристиками не удастся. Заряд на основе баллиститного пороха НМФ-2 разрабатывался в НИИ-125 под руководством начальника института Бориса Петровича Жукова . Главным конструктором заряда был Леонид Алексеевич Смирнов . Учитывая сложность и новизну разработки, конструкторы НИИ-125 не решились сразу приступать к заряду в натуральную величину, а предложили отработать все вопросы на моделях в четверть и половину величины. Вспоминает ветеран МКБ "Искра" В.И. Кузнецов . "Первое испытание ПРД-ЗЗ, в целях безопасности, не рискнули проводить на стенде. На полигоне в Красноармейске вырыли яму два на два метра, положили металлическую плиту и опустили двигатель. О габаритах нашего детища говорит тот факт, что ни в Москве, ни в Московской области не нашлось предприятия, способного провести термообработку корпуса. Пришлось для термообработки отправлять изделие в Горький. Решение этих и многих других вопросов затянуло сроки разработки, и в конце 1958 года для проведения первых летных испытании противоракеты на полигоне решено было использовать связку из четырех разгонных двигателей ПРД-18 , созданных нами в свое время для зенитной ракеты В-750 . Связке присвоили индекс ПРД-23 . С ее помощью было проведено несколько автономных пусков противоракеты В-1000. В 1959 году двигатель ПРД-33 был, наконец, отработан и передан для производства на Куйбышевский механический завод . Осенью 1959 года начались первые испытательные пуски противоракет В- 1000, оснащенных штатным двигателем. ПРД-33 развивал тягу 200 тонн, имел длину около пяти метров, длину пороховой шашки 3,1 метра, диаметр корпуса 1,1 метра, вес многошашечного заряда 2 700 килограммов, время работы от 3 до 4,5 секунды". Остается добавить Основные характеристики противоракеты В-1000 Ссылки:
|