|
|||
|
Королев собрал Совет главных: Р-9, Глобальная ракета 8К713
Под самый Новый год, 30 декабря 1959 года, Королев собрал расширенный Совет главных по текущим вопросам и перспективным планам. На Совете были Глушко , Бармин , Рязанский , Пилюгин . Основным вопросом было состояние проекта новой ракеты Р-9. Открывая совещание, СП счел нужным сказать, что на декабрьском Пленуме ЦК КПСС шел разговор о нашей новой ракете Р- 9. Он добавил: "Видимо, начинается отрезвление в отношении янгелевской Р-16 и будет серьезный нажим на Р-9". При этом СП бросил красноречивый взгляд в сторону Глушко. Но тот, как обычно, сидел с невозмутимо непроницаемым лицом, словно этот вопрос его не интересовал. В отличие от нас Глушко знал, что такими высказываниями Королев выдает желаемое за действительное. Одним из вопросов, при обсуждении которого очень заинтересованно выступили Пилюгин и оживившийся Глушко, было мое предложение о введении на Р-9 так называемого " центрального привода ". Несмотря на развивавшийся антагонизм в отношениях между Глушко и Мишиным, они оба в этом вопросе меня дружно поддержали. После принятия решения по центральному приводу для Р-9 Королев предложил обсудить график проектирования новой "сверхдальней" ракеты, которую он назвал глобальной. Идея заключалась в том, что ракета Р-9 дополнялась третьей ступенью. При этом дальность полета не ограничивалась. Третья ступень была способна выйти даже на орбиту искусственного спутника. Система управления последней ступенью и ее ядерным "полезным грузом" предполагала использование астронавигации . Предложение было, как сказал Королев, восторженно встречено Хрущевым. Однако доведению глобальной 8К713 до этапа летных испытаний помешало решение Королева поставить на первую ступень вместо двигателей Глушко двигатели Кузнецова . А этих двигателей в то время просто еще не было. Кроме того, вскоре были приняты международные ограничения, запрещающие вывод в космос ядерных зарядов. Что касается астронавигации для баллистических ракет , то идея спустя десяток лет была реализована нашими коллегами из "Геофизики" применительно к ракетам Макеева . Через несколько лет "глобальная" ракета 8К713 была изготовлена всего в двух экземплярах и принята "на вооружение" только для военных парадов на Красной площади. Для устрашения военных атташе и всего дипломатического корпуса эта ракета под восторженные аплодисменты трибун торжественно проплывала по Красной площади, замыкая военные парады. Проработки проекта Р-9, которые всячески форсировал Мишин, показали, что при массе головной части 1,7 тонны в ней можно разместить заряд мощностью 1,65 мегатонн. Дальность 11000 -14 000 км достижима при стартовой массе ракеты 90 - 100 тонн вместо 150 тонн американского "Титана-2" или 148 тонн янгелевской Р-16. Руководство проектными работами по Р-9 Мишин поручил Якову Коляко . Сергей Охапкин , в молодости своей работавший у Туполева , рассказывал, что Андрей Николаевич умел "на глаз" оценивать летные качества самолета. "Чтобы самолет хорошо летал, он должен быть красивым",.- говорил Туполев. "Девятка" у нас тоже получалась красивой. Так, по крайней мере, считали мы, ее создатели. В самом начале проектирования было понятно, что легкой жизни, которую мы себе позволяли при распределении массы на "семерке", здесь быть не может. Нужны были принципиально новые идеи. Насколько я помню, Мишин первым высказал революционную идею об использовании переохлажденного жидкого кислорода . Нас консультировали Капица и Векшинский . Я взялся познакомить Королева и Мишина с Векшинским. Такая встреча в интересах Р-9 состоялась. Когда я напомнил Векшинскому о наших работах во время войны, он с тоской в голосе сказал: "Тогда работать на пустой желудок было почему-то легче". В августе 1960 года в Загорске начались огневые испытания ракеты Р-16. Двигатели Глушко на несимметричном диметилгидразине и азотном тетраксиде работали устойчиво. В то же время новые кислородные двигатели на стендах в ОКБ-456 для Р-9 начинала трясти и разрушать "высокая частота" . Неприятности, сопровождавшие начальный период отработки кислородных двигателей для Р-9, сторонники Глушко объясняли принципиальной невозможностью на данном этапе создания мощного кислородного двигателя с устойчивым режимом. Даже не желавший открыто включаться в споры Исаев в приватной беседе со мной сказал примерно следующее: "Дело не в том, что Глушко не хочет. Он просто не может и не знает пока, как сделать устойчивым процесс на кислороде в камерах таких больших размеров. И я не знаю. И, по-моему, никто пока не понимает истинных причин появления высокой частоты". По поводу выбора компонентов топлива Королев и Глушко никак не могли прийти к согласию. Когда была получена информация о том, что в "Титане-1" американцы используют жидкий кислород, Королев и на Совете главных, и в переговорах по "кремлевке" говорил, что это подтверждает правильность нашей линии при создании Р-9. Он считал, что мы не ошиблись, выбрав Р-9А на кислороде, а не Р-9Б на высококипящих компонентах, на чем настаивал Глушко. Однако в конце 1961 года появилась информация, что та же фирма "Мартин" создала ракету "Титан-2" . Американцы отказались от кислорода и использовали высококипящие компоненты. Одновременно поступили данные о снятии "Титана-1" с вооружения в связи с невозможностью сокращения времени готовности из-за использования жидкого кислорода. Теперь уже злорадствовал Глушко. Отношения между Королевым и Глушко никогда не были дружескими. Конфликт по выбору двигателей для Р-9, начавшийся в 1958 году, в последующем привел к обострению и личных, и служебных отношений, от чего страдали как они оба, так и общее дело. Ссылки:
|