МВТУ им. Н.Э. Баумана (б. Императорское Московское Техническое Училище)
МВТУ основано в 1830 г. как ремесленное училище для "подготовки
искусных мастеров с теоретическими сведениями" на базе Московского
воспитательного дома и занимало здание слободского дворца, построенного в
середине XVIII в. на берегу Яузы. Во время войны 1812 г. дворец сгорел. В
1826 г. знаменитому архитектору Д. Жилярди было поручено перестроить бывший
дворец под Московское ремесленное учебное заведение. Здание переоборудовали
и отреставрировали. До сих пор изумляют красотой сохранившиеся кое-где
сводчатые потолки и арки, чугунная решетка и белокаменные львы, а также два
красивых зала - Актовый и для заседаний Ученого Совета. Все работы были
закончены к 1830 г. С 1860 г. учебное заведение стало называться
Императорским московским техническим училищем, а в 1868 г. получило статус
высшего учебного заведения с механическим и химическим факультетами. В 1917
г. появилось новое название: Московское высшее техническое училище (МВТУ) -
с последующим присвоением ему в 1930 г. имени российского революционера
Н.Э. Баумана, убитого в 1905 г. в этом районе черносотенцем. В 1918 г. в
училище были открыты новые факультеты - электротехнический и инженерно-
строительный, а в 1925 г. на механическом факультете организовано
аэромеханическое отделение, в 1930 г. преобразованное в аэромеханический
факультет, на базе которого в том же году был создан
Московский авиационный институт
. С годами авторитет училища непрерывно возрастал, и оно прочно заняло
место ведущего технического учебного заведения страны, крупнейшего центра
научно-технической мысли. В течение почти полувека (1874-1921) в МВТУ
преподавал выдающийся русский ученый
Николай Егорович Жуковский
, основоположник современной гидроаэродинамики, "отец русской
авиации". Его труды по аэродинамике явились фундаментом, на котором
строилось обучение студентов аэромеханического отделения. По инициативе
Н.Е. Жуковского в декабре 1918 г. недалеко от МВТУ был создан
ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт)
, первым руководителем которого он стал и в котором после окончания училища
работал отец. Н.Е. Жуковскому принадлежат мудрые слова, начертанные на
памятнике у его дома-музея на улице Радио, 17: "Человек полетит,
опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума". Н.Е.
Жуковским была основана крупнейшая научно-конструкторская школа страны.
Выдающиеся представители ее -
А.Н. Туполев
,
В.П. Ветчинкин
,
Б.С. Стечкин
,
Б.Н. Юрьев
,
A.M. Черемухин
и другие - преподавали в МВТУ. Андрей Николаевич Туполев, известный
авиаконструктор, академик, генерал-полковник-инженер, трижды Герой
Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР,
сам окончил МВТУ. Вместе с Н.Е. Жуковским он был организатором ЦАГИ и в
1918-1935 гг. являлся заместителем руководителя института. В 1922 г. он
сформировал в составе ЦАГИ и возглавил
КБ Туполева
- конструкторское бюро, занимавшееся созданием тяжелых сухопутных и
морских, боевых и гражданских самолетов, торпедных катеров и аэросаней.
И
Малышев
, которому было уже под тридцать (в 1931 году у него родилась вторая дочь
Майна
), и
Степан Акопов
, будущий
директор Уралмашзавода
, в 1940 году заместитель Малышева, наркома среднего машиностроения, и
Алексей Горегляд
, будущий заместитель наркома, и
Б. Л. Ванников
, будущий
нарком боеприпасов
, и
Д. Ф. Устинов
, некоторое время учившийся здесь, и
В. Э. Дымшиц
, крупнейший инженер-строитель, все они приходили в МВТУ не юношами, а
людьми с серьезным жизненным опытом. И им нужна была наука как образ
действия, как ведущий компонент индустриального развития страны. В научном
потенциале страны - залог настоящего и будущего могущества государства.
- Мы стоим на таком уровне техники, когда чертежи и расчеты определяют уже
80-90 процентов успеха, - резко скажет позднее Малышев.
- Мы не находимся в детски наивном возрасте техники, чтобы, на глаз видя
принципиальные крупные недостатки конструкции, ее недоработку, все же
сказать: давайте попробуем сделать, может быть, в процессе изготовления
агрегата мы все уясним, поймем... Это технический авантюризм... с
продолжением.