|
|||
|
Малышев перепрофилирует заводы на танковые
Источник: Чалмаев В.: Малышев, 1981 Но, помимо Урала, еще только готовившегося к сокрушительной контратаке, помимо Ленинграда и Ростова, находившихся уже под ударами вражеской авиации врага, терявших свою броневую базу, была еще и Москва , и Подмосковье, Поволжье... Был Горький , этот "внутренний порт России", как назвал когда-то этот город Петр Первый, с заводами "Красное Сормово" и гигантом автозаводом , насчитывавшим тогда - это Малышев зпал прекрасно - несколько десятков тысяч рабочих. Первая пятилетка создала на Волге эту "промежуточную" - как сейчас было видно! - линию обороны, на флангах которой находились Горький и Сталинград. Малышев, с первых же дней войны настойчиво искавший выхода из сложной ситуации - как дать фронту уже сейчас весомое количество хотя бы легких танков, восполнить потери, но не перейти в опрощение, в так называемую "промышленную партизанщину" (опыт с постановкой оружия и брони на тракторы), - сразу же стал искать путей развертывания танкового производства в Поволжье, прежде всего в Горьком. Этот город на Волге стал вскоре подлинной кузницей оружия. Отсюда шли на фронт и "катюши" , и пушки , и бронепоезда . Горький будет давать сотни и тысячи танков! Малышев понимал, что ЦК ВКП(б), доверяя ему организацию новых центров танковой индустрии, исходит из того, что он распорядится гигантскими и уникальыми заводами с предельной точностью. Армии нужны и Т-34 и КВ. Что же именно, какой танк дать Горькому, Коломенскому заводу , множеству предприятий Москвы и Подмосковья? Малышев понимал, что идея "100 танков в день" должна опираться и на уже отработанную конструкцию, и на мощности московской и приволжских групп заводов. Своей Магнитки или "Азовстали" эти группы заводов не имели: Урал далек, да и много металла возьмут в будущем его же танковые заводы. И модель танка должна быть наиболее технологичной, так как времени для подготовки производства совсем нет. Среди множества предвоенных конструкций легких танков, танкеток - вот когда пригодился Малышеву курс танковых наук! - был плавающий танк Т-40 , созданный в 1940 году. Толщина бронелиста на этом танке - 14 миллиметров, оружие - два пулемета (один из них крупнокалиберный - 12,7 миллиметра), экипаж - два человека, скорость на суше - 46 километров, на воде - 6 километров в час. Это был как бы последний всплеск давней, уходящей в начало 30-х годов "танкеткомании", имевшей лишь один положительный результат - был пройден какой-то необходимый подготовительный этап развития малых, транспортабельных танков, бронетранспортеров и танков-амфибий. Вероятно, о танке с такими данными и не вспомнили бы в это время, если бы не целый ряд разнообразных обстоятельств. Прежде всего, конечно, потери и неизбежность - в связи с эвакуацией заводов - спада в производстве Т-34 и КВ. Но выяснилось также и другое: 30-миллиметровая броня фашистского танка Т-III это тоже в известной мере НИ ("на испуг"). Наша 57-миллиметровая противотанковая пушка в борьбе с такой броней имела столь большой запас мощности, что наблюдалось явление, которое по содержанию "укладывается" в старинную формулу о пушках, палящих по воробьям. Нечто подобное было и в танкостроении - нужна была машина более дешевая, без избытка мощи, как у KB и Т-34, машина легкая, которая тем не менее могла бы бороться с немецкими танками... Такой машиной и стала модификация Т-40 легкий танк Т-60 . ...Малышев снова в дороге. Главная цель поездок в Горький и 2 июля 1941 года, и в последующие месяцы состояла, конечно, в том, чтобы положить начало производству Т-34 на заводе "Красное Сормово" . Но одновременно Малышев вместе с рядом работников вел работу и на автозаводе - решался вопрос о Т-60 . В этом деле ему и помогали бывший главный инженер Горьковского автозавода Павел Кучумов , начальник главка, старый знакомый по МВТУ Александр Аравин , крупнейший специалист по броне Артемий Хабахпашев , мартеновец Дмитрий Поликарпов ... В итоге было выпущено фактически за 1941-1942 годы шесть тысяч танков Т-60 и уже в 1943 году свыше восьми тысяч Т-70 (улучшенная модификация Т-60). имевшая уже и броню в 45 миллиметров, и пушку калибром в 45 миллиметров. А. А. Хабахпашев рассказывает: "И даже в середине войны, когда легкий танк безвозвратно был снят с вооружения, разделив участь танкеток, идея Малышева не умерла. Эвакуированный из Коломны паровозостроительный завод, как и автозавод, стал делать СУ-76 - любимую пехотой самоходную пушку. Вспоминая о ней, маршал К. К. Рокоссовский скажет впоследствии: "Особенно полюбились солдатам самоходные артиллерийские установки СУ-76. Эти легкие, подвижные машины поспевали всюду, чтобы выручить пехоту, а пехотинцы, в свою очередь, готовы были грудью заслонить их от огня вражеских бронебойщиков и фаустников". Но это начинание, за которое в декабре 1941 года коллектив автозавода и группа работников во главе с директором И. К. Лоскутовым были награждены орденом Ленина, было лишь частицей общих дел Малышева в Горьком. Танк Т-34 на заводе "Красное Сормово" - на старейшем заводе! Танковый конвейер рядом с недавно еще работавшими стапелями... Даже для Малышева такая резкая, смущавшая многих перестройка завода была нелегкой, потребовала предельной мобилизации инженерного таланта и силы воли. Сормово в известном смысле было дальше от танков, чем уральские заводы. Сама номенклатура профессий - судомонтажники, медники, трубопроводчики, сборщики судокотельного цеха, гибщики - говорила о том, что значительной части коллектива придется переквалифицироваться довольно основательно. В ночь на 3 июля в кабинете главного инженера завода Г. И. Кузьмина собрались руководители всех ведущих служб заводоуправления, начальники цехов, партийный комитет завода, конструкторы. Малышева здесь знали еще по совсем недалекой Коломне , знали и паровозники и дизелисты, знали мастера цехов и участков. Ссылки:
|