Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Малышев Вячеслав Александрович (1902-1957)

Малышев Вячеслав Александрович (16 декабря 1902 г.—20 февраля 1957 г.)
Малышев В. А. родился в г. Усть-Сысольске (ныне г. Сыктывкар, Республика Коми) в семье учителя. Трудовой путь Вячеслав Малышев начал в 16 лет, работая сначала в народном суде г. Великие Луки (См фото 1), затем слесарем в железнодорожных мастерских. Одновременно учился в железнодорожном техникуме, который окончил в 1924 г. и стал помощником машиниста в депо Подмосковная Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. В 1926-1927 гг. В.А.Малышев служил в Красной Армии: был секретарем бюро ВКП(б) батальонной школы, затем - политруком команды. В ноябре 1927 г. он возвращается в депо Подмосковная, затем переходит на работу в депо Люблино Московской железной дороги и становится одним из первых машинистов на новых советских тепловозах. Отлично зарекомендовав себя в трудовом коллективе, в 1930 г. В. А. Малышев был направлен на учебу в Московское высшее техническое училище им. Баумана, которое окончил в 1934 г. Его карьера складывалась очень успешно. Начав работу на Коломенском локомотивном заводе им. Куйбышева  (фото 2) рядовым конструктором, вскоре становится главным инженером этого ведущего предприятия отрасли, а затем и его директором. В 1939 г. он назначается наркомом тяжелого машиностроения СССР.
Через год с небольшим Вячеслав Александрович - заместитель председателя Совета Народных Комиссаров СССР, также возглавляет Совет по машиностроению при этом органе власти. Практически одновременно с этой работой В. А. Малышев до сентября 1941 г. выполнял обязанности руководителя Наркомата среднего машиностроения. 
   В сентябре 1941 г. В. А. Малышев назначается наркомом танковой промышленности СССР. Обстановка в этой отрасли тогда была исключительно напряженной. Достаточно привести такие цифры: к июню 1941 г. специализированные предприятия в СССР могли производить не более 300 танков в месяц, а их требовалось выпускать до сотни в течение суток. Нарком Малышев сумел уже к началу 1942 г. выправить положение, организовав на уральских заводах-гигантах новое для них танковое производство.
   Перестановки в верхнем эшелоне власти привели к тому, что с июля 1942-го В. А. Малышева на посту наркома танковой промышленности сменил И. М. Зальцман, но в июне 1943-го Вячеслав Александрович вновь вернулся на эту должность и занимал ее до октября 1945 г.
   За успехи, достигнутые в важнейшей военно-промышленной отрасли страны в этот период, В. А. Малышев в 1944 г. был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
С 1945 г. он принимал самое активное участие в атомном проекте СССР. Внес существенный вклад в организацию промышленного производства делящихся материалов. Под его руководством строились и развивались комбинаты соответствующего профиля на Урале и в Сибири. Одновременно с большой организационной деятельностью в ПГУ В. А. Малышев выполнял ответственную работу по восстановлению народного хозяйства. С октября 1945 г. по декабрь 1947 г.
он был наркомом (с марта 1946 г. - министром) транспортного машиностроения, затем с января 1950 г. по октябрь 1952 г. возглавлял Министерство судостроительной промышленности. При этом с декабря 1947 г. по март 1953 г. был заместителем Председателя Совета Министров СССР, а с января 1948 г. по октябрь 1952 г. - председателем Госкомитета СМ СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство. В марте 1953 г. В. А. Малышев был назначен на пост министра транспортного и тяжелого машиностроения, но вскоре последовало новое назначение: с июня 1953-го он возглавил Министерство среднего машиностроения. Во время работы Вячеслава Александровича на этом посту были заложены основы для создания атомного надводного и подводного флота. Он являлся неоднократным участником ядерных испытаний, проводившихся в то время.
  В декабре 1953 г. В. А. Малышев вновь стал заместителем Председателя Совета Министров страны, оставаясь на этом посту до декабря 1956 г. К этому времени он уже не был министром среднего машиностроения, а возглавлял (с мая 1955-го) Государственный комитет СМ СССР по новой технике. В декабре 1956 г. В. А. Малышева назначили, сохранив за ним ранг министра, первым заместителем председателя Государственной экономической комиссии СМ СССР по текущему планированию. Но его организм был уже серьезно подорван тяжелой болезнью, и через три месяца генерал-полковника инженерно-танковой службы Малышева не стало. Урна с его прахом захоронена у Кремлёвской стены на Красной площади в Москве. Награды В. А. Малышева говорят о его огромном вкладе в дело укрепления экономики и обороноспособности СССР. Он лауреат двух Сталинских премий, удостоен четырех орденов Ленина, орденов Суворова и Кутузова I степени, многих медалей.

Ссылки:
1. Правецкий
2. В Германию за ракетными и авиационными секретами
3. Королев и Мишин были на испытаниях атомной бомбы
4. Завенягин и Челябинск-70
5. Первая плавка урана в СССР 1944
6. Завенягин отстоял перспективный вариант водородной бомбы 1955-й.
7. Комбинат 817: строительство
8. Завенягин Авраамий Павлович (1901-1956) - краткая биография
9. Организация производства гелия
10. Атомная бомба РДС-1 - первая в СССР: испытание 1949 г.
11. Руководители Советской промышленности в атмном проекте
12. Организация работы Техсовета ПГУ
13. МСМ (Министерство среднего машиностроения СССР, Средмаш)
14. Атомный проект: образование отрасли
15. Музруков Б.Г. (1904-)
16. Лысенковщина в физике 1948
17. О вооружении подводных лодок, встреча с Королевым
18. Начало работ по первой атомной подводной лодке СССР
19. Ванников Борис Львович (1897-1962)
20. МАЛЫШЕВ ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1902-1957) - ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР СТРАНЫ
21. Нарком танковой промышленности

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»