Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Королев С.П.: учеба в МВТУ и занятия планеризмом

Основное свое время отец отдавал учебе в МВТУ. Сохранилась фотография главного корпуса училища с автографом отца. Он перевелся сразу на 3 курс аэромеханического отделения механического факультета, так как много общих предметов прошел в КПИ. Училище поразило его своей грандиозностью. МВТУ было более старинное, чем КПИ, учебное заведение, имевшее почти столетнюю историю. В 1922 г. А.Н. Туполев сформировал в составе ЦАГИ и возглавил КБ Туполева - конструкторское бюро, занимавшееся созданием тяжелых сухопутных и морских, боевых и гражданских самолетов, торпедных катеров и аэросаней.

Значительная часть жизни моего отца связана с этим замечательным человеком, который был его учителем, руководителем дипломного проекта, наставником, наконец, товарищем по несчастью в тяжелые предвоенные и военные годы во время работы в так называемой " Туполевской шараге ".

Владимир Петрович Ветчинкин , преподавал динамику полета самолета, и Королев тесно взаимодействовал с ним, особенно после организации ГИРД (Группы изучения реактивного движения) , которой В.П. Ветчинкин оказывал консультативную помощь. Борис Сергеевич Стечкин , известный ученый в области гидроаэромеханики и теплотехники, создатель теории воздушно-реактивных двигателей, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, также преподавал в МВТУ. Отец слушал его лекции, а в последующие годы имел с ним многочисленные деловые контакты. Посещение лекций в МВТУ не было обязательным, но большинство их были настолько интересными и полезными, а материал преподносился так увлекательно, что аудитории, как правило, оказывались переполненными. Методика преподавания на аэромеханическом отделении предусматривала, помимо лекций, еще и практические занятия, в том числе в лабораториях находившегося по соседству ЦАГИ . Работе в ЦАГИ придавалось не меньшее значение, чем учебе. Благодаря возможности свободного посещения занятий многие студенты успевали подрабатывать на различных заводах, приходя только на особо важные лекции или для сдачи зачетов. Отец, который, стремясь к самостоятельности, работал с юных лет и в Одессе, и в Киеве, вплоть до отъезда в Москву, первое время полностью отдавался учебе. Он старался вжиться в новый для него коллектив, быть в курсе всех дел и начинаний. И только весной 1927 г., уже освоившись с учебой в МВТУ и московской жизнью, поступил работать конструктором на авиационный завод N 22 в Филях , так как хотел практически осваивать свою будущую специальность и, кроме того, уже привык иметь заработанные собственным трудом деньги. На этом заводе до 1926 г. строились самолеты Юнкерса , а с 1927 г. завод начал выпускать самолеты конструкции А.Н. Туполева . В первые же дни своей учебы в МВТУ отец узнал, что работает Московская планерная школа . Оказалось, что начальником ее является студент того же факультета В.М. Титов . Отец сразу же разыскал его и записался на летное отделение. Эта первая московская школа летчиков-планеристов была создана по инициативе планерной группы авиационной секции ОДВФ (Общества друзей воздушного флота) , организованного весной 1923 г. В тот период молодое советское государство решало задачу массовой подготовки кадров для авиации, притом в кратчайшие сроки и при наименьших затратах. Тогда и была одобрена идея отбора лиц, годных к летной службе, через обучение на планерах, а для этого следовало сначала подготовить необходимое число инструкторов-планеристов.

Московская планерная школа положила этому начало.

Кроме планерной школы, увлеченные авиацией студенты старших курсов МВТУ организовали АКНЕЖ - Аэродинамический кружок имени Н.Е. Жуковского , целью которого стало изучение проблемных вопросов развития авиации. При АКНЕЖ была создана даже своя библиотека с авиационными журналами и книгами. Разумеется, отец сразу же в этот кружок записался. В декабре 1926 г. АКНЕЖ организовал экскурсию в Ленинград для ознакомления с его достопримечательностями. Отец никогда не бывал в этом городе и очень обрадовался такой возможности. Он принимал активное участие в организации поездки и был назначен старшим группы. Тогда и произошло его знакомство с будущим другом и единомышленником Петром Васильевичем Флеровым .

П.В. Флеров учился на том же факультете МВТУ, но на втором курсе, ранее они друг друга не знали. Позднее Флеров вспоминал и образно описывал первую встречу с моим отцом на Ленинградском вокзале: "К месту сбора группы подошел молодой человек в демисезонном пальто, картузе и каких-то обращающих на себя внимание глубоких калошах". Это и был мой отец. В поезде он как руководитель группы пошел посмотреть, как все устроились, и разговорился с П.В. Флеровым. Оказалось, что у них много общего: оба бредили авиацией и приобщились к ней с 15 лет, оба помогали механикам обслуживать самолеты, оба уже летали и даже попадали в аварии. Отец посоветовал новому знакомому поступить в Московскую планерную школу , в которой занимался сам. Договорились в ближайшее после Нового года воскресенье поехать в Горки Ленинские на Летную станцию .

П.В. Флерову занятия в планерной школе понравились, и с тех пор они всегда ездили туда вместе. Однажды отец пригласил П.В. Флерова домой. Из комнаты вышла Мария Николаевна, а ей тогда еще не было сорока и она выглядела очень молодо. Петр Васильевич подошел к зеркалу, поправил волосы и сказал: "Сергей! Познакомь же меня со своей девушкой!" - "Это моя мама", - последовал ответ. Я помню, как Петр Васильевич, описывая эту сцену, говорил, что был поражен, увидев, какая молодая и красивая у Сергея мать.

После официального открытия летная станция стала работать еще более интенсивно. В распоряжении энтузиастов были четыре планера. Вначале ученикам, или как их тогда называли, "учлетам", предстояло летать на "Пегасе" - простейшем учебном планере, подаренном нашим парителям немецкими планеристами в 1925 г. на состязаниях в Коктебеле . Аппарат не имел кабины - планерист садился на дощечку, пристегивался широким поясом и ставил ноги на педали. После освоения полетов на "Пегасе" учеников переводили на планер "Мастяжарт", построенный в 1923 г. в кружке при мастерских тяжелой артиллерии - отсюда и название планера. Автором его был всемирно известный в будущем авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин . Для обучения планеристов в Горках использовали и другие учебные планеры: "Закавказец" конструкции А.В. Чесалова , изготовленный по заданию Закавказского Авиахима для международных планерных испытаний в Германии в 1925 г., и "Старайся вверх" конструкции Д.А. Ромейко-Гурко , на котором летали очень редко. Отцу нравилось летать на планерах. Он говорил Марии Николаевне , что испытывает ни с чем не сравнимое наслаждение, когда отрывается от земли и летит, даже если это продолжается всего несколько секунд. По отзывам очевидцев, он летал уверенно, спокойно, может быть немного резковато, но выдержанно. В начале марта 1927 г. в планерной школе состоялся экзамен, в связи с которым туда снова приехало начальство из Осоавиахима. Планеристы должны были подняться на планере "Мастяжарт", сделать два разворота и сесть. Вызывали по алфавиту и ко всеобщему удовольствию с заданием справились все. После этого в Мосоавиахиме учлетам выдали дипломы пилотов-планеристов . Свидетельство Сергея Королева о получении звания пилота-планериста было конфисковано после ареста отца в 1938 г. 27 января 1977 г. Комитет Государственной безопасности СССР передал его Мемориальному музею космонавтики в Москве.

В середине марта снег начал таять и полеты в Горках пришлось прекратить - земля "аэродрома" предназначалась под пашню. Надо было искать новое место. Место для летной станции нашли у станции Красково Казанского направления железной дороги.

Однажды отец обратился к В.М. Титову с просьбой посоветовать, где бы получить консультацию по расчету и конструированию планеров. Тот направил его в конструкторское отделение школы, которое отец посещал затем до 1929 г.

Ссылки:
1. КОРОЛЕВ С.П В МВТУ и ЦАГИ (1926-1931)

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»