В 1960 году буквально у него на руках на
полигоне в районе Балхаша
умирает Лавочкин. После смерти Семена Алексеевича Лавочкина Бабакин
возглавил его организацию, ставшую ведущей в стране по автоматическим
межпланетным космическим аппаратам.
С.А. Лавочкин в 37-38 годы ушел в "подполье" и совместно с
летчиком
Капло
занялся проектированием глиссеров для спасения экспедиции Папанина, чем
и избежал неприятностей. В войну он создал прославленный
ДА-15
и тяжелый перехватчик, за длинный фюзеляж получивший кличку
"Анаконда". После чего вступил в затяжной период неудач и успеха
не имел. Разуверившись, он перешел на ракеты, создал крылатую ракету
"Буря"
, тоже не очень удачную. От всех этих огорчений при очередном неудачном
старте "Бури" он умер от разрыва сердца. Помощниками С.А.
Лавочкина были:
Л.А. Закс
,
Н.А. Хейфиц
,
С.И. Зеншаин
,
В.А. Пирлик
,
Ю.В. Эскин
.
Семён Алексеевич (Симон Алтерович) Лавочкин (1900 — 1960) — советский
авиационный конструктор. Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат
четырёх Сталинских премий.
Родился 29 августа (11 сентября) 1900 года в Смоленске в еврейской семье.
Отец — Алтер Ильич Лавочкин, Меламед; мать Гита Савельевна —
домохозяйка.
Окончил городское училище в Рославле, а затем Курскую гимназию (1917;
золотая медаль). С 1918 года — в РККА — воевал красноармейцем. В 1920 году
служил в пограничной охране. В конце 1920 года был демобилизован и
направлен на учёбу в Москву. Окончил в 1927 году
МВТУ имени Н. Э. Баумана — получил
квалификацию инженера-аэромеханика. После защиты дипломного проекта
отправился в
КБ Ришара П.М., Лавочкин был
назначен заведующим сектором прочности. После С.А. Лавочкин работал в Бюро
новых конструкций , под руководством А. Лявиля, став его помощником,
разработанный ими двухместный
истребитель ДИ-4.
В конце концов КБ было распущено . Затем Лавочкин переходит в
Главное управление авиационной
промышленности (ГУАП). В ГУАП , вместе с
В.П. Горбуновым и
М.И Гудковым, был разработан
истребитель из Дельта-древесины
ЛаГГ-3.
Умер от последствий ОСН на полигоне
Сары-Шаган 9 июня 1960 года при испытании системы ПВО «Даль». Похоронен
на Новодевичьем кладбище(участок № 1), рядом с женой — филологом Розой
Герцевной Лавочкиной (1903—1994), сыном Александром (1938—1967) и дочерью
Аллой (1930—2001).
В 1939—1940 годах под руководством Владимира Горбунова в
ОКБ-301 (город Химки Московской
области) был одним из инициаторов и участников создания советского
современного самолёта-истребителя ЛаГГ-3 из дельта-древесины.
Вместе с Владимиром Горбуновым и Михаилом Гудковым в 1939 году получил
служебное звание — главный конструктор по самолётостроению.
Ряд последующих моделей этого самолёта — Ла-5, Ла-7 и различные их
модификации, созданные уже в
ОКБ-21 под руководством Лавочкина в
городе Горьком (назначен начальником ОКБ 23 ноября 1940 года), обнаружили
высокие боевые качества и сыграли важную роль в ходе Великой Отечественной
войны.
В октябре 1945 года после возвращения из города Горького назначен
начальником ОКБ-301 в городе Химки Московской области (ныне
ФГУП «Научно-производственное объединение
имени С. А. Лавочкина»).
После войны Семён Алексеевич работал над созданием реактивных самолётов. В
его ОКБ-301 были разработаны серийный (Ла-15) и многие опытные реактивные
истребители.
В 1954 году Лавочкин начинает работу над
межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракетой «Буря» (руководитель
работ —
Н. С. Черняков).
В 1956 году присвоено служебное звание — Генеральный конструктор по
самолётостроению.
С 1944 года Лавочкин — генерал-майор инженерно-технической службы, с 1958
года — член-корреспондент АН СССР. Депутат ВС СССР 3—5 созывов (1950—1958),
член КПСС с 1953 года.
Награды
дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1956)
Три ордена Ленина,
орден Красного Знамени
орден Суворова I степени
орден Суворова II степени
медаль «За боевые заслуги»
другие медали
Сталинская премия первой степени (1941) — за разработку новой конструкции
самолёта («ЛаГГ-3»)
Сталинская премия первой степени (1943) — за модификацию и
усовершенствование боевого самолёта («Ла-5»)
Сталинская премия второй степени (1946) — за создание нового вида
авиационного вооружения («Ла-7»)
Сталинская премия первой степени (1948) — за создание новых типов боевых
самолётов