Николай Алексеевич Пилюгин (18 мая 1908 - 2 августа 1982) - советский
инженер-конструктор в области систем автономного управления ракетными и
ракетно-космическими комплексами. Академик АН СССР, член
Совета главных конструкторов
ракетной и ракетно-космической техники, возглавляемого С. П. Королевым.
После окончания 9 классов школы в 1926 году, начал работать слесарем, а
затем файнмехаником, в
ЦАГИ
. В 1930 году по направлению
Туполева
, поступает в
МВТУ
им. Баумана. Дипломным проектом стал прибор <Жирограф>,
предназначенный для записи результатов измерений угловых скоростей
самолета. Окончил МВТУ им. Баумана в 1935 году, работал в ЦАГИ,
Летно-испытательном институте. В 1943 году защитил кандидатскую
диссертацию. В 1944 году работает в отделе управления
НИИ-1
по ракетной технике. В 1944-1946 года изучал по обломкам немецкую
баллистическую ракету
Фау-2
в
Институте "Рабе"
. По предложению С. П. Королева Пилюгин в 1946 году становится главным
конструктором автономных систем управления и членом
Совета главных конструкторов
. Вел разработку автоматизированной системы управления баллистической
ракеты
Р-1
. Разрабатывал системы управления ракет Р-1,
Р-7
(выводившей на орбиту
первый спутник
и
Гагарина
), руководил разработкой систем управления многих межпланетных станций,
ракет
Протон
, советского космического челнока
"Буран"
. Конкурентом Пилюгина был
Виктор Иванович Кузнецов
, также входивший в совет главных конструкторов и занимающийся гироскопами
и системами управления. Николай Алексеевич умер 2 августа 1982 в Москве,
похоронен на Новодевичьем кладбище.
Николай Алексеевич Пилюгин дважды Герой Социалистического Труда, академик,
директор и главный конструктор одной из самых мощных советских космических
электронно-приборных фирм -
НПО Автоматики и приборостроения
, фирмы, которая разрабатывала системы управления многими боевыми ракетами
и космическими ракетами-носителями. Пилюгин 1945 г. прилетел в
Институт "Рабе"
в чине полковника, несмотря на то, что в военном билете значился
нестроевым. С ним прибыл
Воскресенский
, произведенный из рядовых в подполковники.
В 1946 г. головным по системам управления был назначен
телефонный завод МПСС
, который был переименован в
НИИ-885
. Его директором был назначен
Максимов
, первым заместителем директора и главным конструктором -
Рязанский
. Пилюгин был вначале заместителем главного конструктора по автономным
системам управления.
Завод "Коммунар"
стал серийной базой для большинства разработок Пилюгина.
По инициативе Н.А. Пилюгина была впервые использована для целей навигации и
управления двигательными установками бортовая цифровая вычислительная
машина (БЦВМ) "Аргон-11", разработанная
С.А. Крутовских
в Научном институте цифровой электронной вычислительной техники (НИЦЭВТ)
первоначально для самолетов.
Пилюгин, вдохновленный примером Королева, вышедшего из НИИ-88 стремился
приобрести сначала большую самостоятельность внутри НИИ-885, а затем тоже
выделиться в самостоятельную организацию - НПО Автоматики и
приборостроения. Но это случилось только в 1963 году.
Пилюгин развернул работу по системе управления
твердотопливных ракет
уже на своей новой базе на юго-западе Москвы. Получив задание разработать
полностью автоматизированную систему подготовки пуска с временем готовности
не более трех минут, он решил захватить и необязательную для его
организации тематику:
СДУК
- систему дистанционного управления и контроля.