Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Федосов Е.А. и Туполев

Я, как самый молодой и неискушенный в подковерных интригах, естественно, почел его приглашение за честь и приехал. Остальные же начальники оказались хитрыми и мудрыми - никто не явился. Мясищев сослался на болезнь, Строев и Свищев тоже нашли какие-то причины. На самом-то деле они все понимали, что Туполев начнет "выламывать руки", агитируя за свой Ту-22М . Они-то, в отличие от меня, хорошо знали умение, настойчивость и агрессивность (в хорошем смысле слова) "Старика", способность пробивать свои проекты в верхах. Я же напрямую с ним не пересекался, тем более что наши интересы столкнулись к тому времени при работе всего над одной машиной - Ту-128 . В общем, я приехал, он пригласил меня в кабинет, сказал, что надо подождать остальных приглашенных. Слово за слово, выяснилось, что мы оба закончили МВТУ . Андрей Николаевич окунулся в воспоминания студенческих лет, как он в качестве кунака какого-то приятеля-чеченца "воровал" для того будущую жену, скакал на лошади, а братья невесты догоняли его и палили из ружей в воздух. Так у них инсценировался старинный обычай кражи невесты.

Я же в ответ рассказал, как ломал аэродинамическую трубу в МВТУ, которую он строил: - Пришлось этим заняться, потому что на месте старого Физического корпуса надо было ставить новый,- пытался я оправдаться,- вот нас, студентов, и послали ломать.

- И хватило у тебя смелости и нахальства - он засмеялся,- это ж историческая ценность, я ее сконструировал, будучи студентом последнего курса. Он тут же вспомнил еще об одном событии, произошедшем на днях:

- Мало того, что трубу сломали,- он заохал и заахал,- так и гидроканал в ЦАГИ сожгли, который я строил. Ничего не осталось от моего научного вклада. И он стал рассказывать о своих встречах с академиком Алексеем Николаевичем Крыловым . Почему-то эти две истории, которыми со мной поделился Андрей Николаевич, нигде не описаны.

См. Туполев и А.Н. Крылов на авиационной выставке в Париже

Как Туполев построил гидроканал ЦАГИ

А вся эпопея завершилась тем, что, когда мы собрались в кабинете П. В. Дементьева , то я выступал в поддержку все-таки Т-4 . Я считал, что эта машина знаменует собой некий прогресс в самолетостроении, и, имея скорость в три "маха" , блестяще воплощает лозунг, которому мы служили верой и правдой: "Выше всех, дальше всех, быстрее всех!" Это был первый наш самолет, построенный из титана , он и сейчас поражает своим видом всех, кто посещает музей ВВС в Монино . Но двигатели его были плохо отработаны, и поэтому Г. С. Бюшгенс , который на этой встрече выступал от имени ЦАГИ, сделал акцент именно на них: двигатели, дескать, надо дорабатывать, на это уйдет время, а что Федосов говорит нам о каких-то потерях, так то от лукавого. Строев и Свищев молчали, я один защищал Т- 4, и Петр Васильевич, выслушав нас с Бюшгенсом, подвел итог дискуссии весьма афористично. Он сказал так:

- Знаешь, Федосов, есть у нас Царь-пушка, есть Царь-колокол" Так ты хочешь, чтобы я еще сделал Царь-самолет и поставил на Красной площади, всем на удивление! На этом вопрос был решен в пользу Ту-22М , и эта машина служит верой и правдой России по сей день.

Ссылки:
1. ШЕСТИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ: РАЗРАБОТКА УПРАВЛЯЕМОГО АВИАЦИОННОГО ВООРУЖЕНИЯ
2. Соревнование высотных бомбардировщиков Т-4 Сухого и Ту-22М Туполева

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»