|
|||
|
Черемухин Алексей Михайлович
Из Пономарева В 1930 году прошел испытания одновинтовой вертолет ЦАГИ 1-ЭА . Строил его А. М. Черемухин , возглавлявший секцию ЦАГИ. Он же и испытывал первый вертолет - сначала на цепях, потом в свободном полете. Хотя аппарат был неустойчивым, А. М. Черемухин в 1932 году поднялся на нем на высоту 605 метров. А мировой рекорд высоты для аппаратов подобного типа составлял тогда всего 18 метров. В то время я учился в академии. Оба создателя вертолета преподавали в ней. Но мы даже не слышали об их работе над новым аппаратом - в такой тайне она велась. Между тем винтокрылые машины создавались одна за другой. Черемухин строит ЦАГИ 5-ЭА . Алексей Михайлович Черемухин, нежнейшей души человек, но с хитрецой, наш коронованный прочнист. Живой хранитель и знаток истории советской авиации, помнивший массу подробностей из жизни Н. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина и др. ее зачинателей. Он был способным рисовальщиком и нелегально вел иллюстрированную летопись ЦКБ-29. Все это пропало при эвакуации в Омск. Как и Ю.А. Крутков , он был талантливым рассказчиком, особенно о временах своей юности. " Н.Е. Жуковский , несмотря на преклонный возраст, не бросал педагогической деятельности, хотя слышал и видел уже плохо. Мы, конечно, этим пользовались и сдавали зачеты друг за друга. Надашкевич , например, сдавал вооружение за всех. Принимая у него зачет, Н.Е. меланхолически заметил: "Как интересно, эти башмаки сдают мне сегодня уже третий раз"- однако зачет все же поставил. В.П. Ветчинкин любил устраивать себе "паблисити". На одном совещании, когда он несколько увлекся, С.А. Чаплыгин перебил его: "Вы, В. П., как прыщ на носу, всегда спереди и всегда не вовремя!". Подобных историй он знал множество, и мы любили слушать его воспоминания. Скончавшись за рулем своей машины у г. Паланги, он оставил нас не только без доброго друга, бесспорно крупнейшего авторитета в области точности, но и интереснейшего летописца.
Ссылки:
|