Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Развитие авиационно-космической отрасли в СССР

В СССР разделили на две отрасли - авиационную и ракетно-космическую И в этот период, я считаю, произошло событие, которое определенным образом отразилось на судьбе нашей авиационно-космической промышленности . Во всем мире эта промышленность едина. В СССР же ее разделили на две отрасли - авиационную и ракетно-космическую . А началось это разделение именно с момента прибытия КБ-1 "Берлин" в СССР. Тогдашний нарком авиационной промышленности А. И. Шахурин не нашел в своем ведомстве площадки для материалов и коллектива этого КБ, и их разместили на заводе *8 в Подлипках , подчиненном Наркомату вооружения , которым руководил Д. Ф. Устинов .

На этом заводе главным конструктором до войны работал знаменитый впоследствии Л. В. Люльев . Там выпускались 100-миллиметровые зенитные пушки . В войну завод был эвакуирован на Урал, в Свердловск (ныне это завод им. Калинина ). А на территории завода в Подлипках занимались ремонтом тех же зенитных пушек. Но в мирное время работы почти не было, и предприятие собирались перепрофилировать. Вот так был организован НИИ-88 . Директором в нем стал М. К. Янгель , который принял часть арсенала, немецких специалистов и вернувшихся из Германии наших "охотников за ракетами". При этом НИИ было организовано КБ-1 , где главным конструктором стал работать Сергей Павлович Королев , будущий Главный конструктор всей космонавтики. Зенитные ракеты были переданы КБ Лавочкина - все эти "Вассерфаль", "Шметерлинг" и "Рейнтохтер". Планирующие бомбы оказались в конструкторском бюро А. Я. Березняка в Дубне ( филиал ОКБ им. А. И. Микояна ). Часть немецких специалистов привезли в Москву, в ОКБ, что располагалось у развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе на "Соколе", руководителем которого назначили С. Л. Берию , а научным руководителем П. Н. Куксенко . Им была поставлена задача создать систему ПВО на базе управляемых зенитных ракет . Туда стали собирать лучших специалистов страны в области радиолокации, в их числе оказались Расплетин и другие будущие корифеи, создававшие наши зенитные ракеты и современные комплексы ПВО. В итоге все, что было связано с ФАУ-2 , в том числе немецкие специалисты, работавшие по этой ракете, разместились в Подлипках; зенитные ракеты - в КБ Лавочкина; системы управления - в КБ-1 на "Соколе" С. Л. Берии; крылатые ракеты - у А. Я. Березняка и, частично, у В. Н. Челомея , который воспроизводил ФАУ-1 на заводе *51 .

Это ракета с пульсирующим двигателем. Сам Челомей работал в то время в ЦИАМе , был специалистом по авиационным двигателям, а также хорошим ученым в области колебаний. Ему были близки по духу автоколебательные режимы, на которых работают пульсирующие двигатели, по этой теме он защищал докторскую диссертацию .

19 октября 1944 года, став главным конструктором завода *51, он начал работу над ракетой 10Х , аналогом ФАУ-1 . Что касается немцев, то единственным, кто действительно с успехом работал на Россию, был доктор Хох . Я его лично не знал, но мне рассказывали, что он добровольно согласился сотрудничать с нами, в отличие от других специалистов, которые, по сути дела, тихо саботировали работу. Это быстро поняли, от работ их отстранили и какое-то время держали на острове в Московском море (на самом деле на оз. Селигер), потом отправили в ГДР, откуда почти все они вскоре перебрались в ФРГ.

См. НЕМЕЦКИЕ РАКЕТНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ В СССР

Хох же открыто симпатизировал России и очень много дал нам в области динамики управления и наведения ракет. Он создал так называемую "Бан-Хох-Модель ". Баллистическая ракета - это изделие, которое нужно разогнать под определенным углом до какой-то заданной скорости, выключить в определенной точке траектории двигатель, и дальше она летит по инерции. В ФАУ-2 команду на "отсечку" двигателя давали интегрирующий гироскоп и акселерометр, которые, по сути дела, определяли достигнутую скорость, интегрируя ускорение. Подобный гироскоп Хох и использовал в своей модели в качестве аналогового интегратора. С помощью нелинейных потенциометров и двух интегрирующих гироскопов он фактически собрал электромеханический аналог уравнения колебательного движения тела вокруг центра тяжести - уравнения второго порядка, и решал его с учетом переменных аэродинамических коэффициентов. Вот эта "Бан-Хох-Модель" на двух гироскопах и была первым устройством, на котором моделировался процесс стабилизации баллистической ракеты. "Итак, в конце концов, все материалы, описания, вся материальная часть вместе с этой "Бан-Хох-Моделью" из Подлипок были перевезены в МВТУ на кафедру М-1 ракетного факультета , которую возглавлял профессор В. И. Феодосьев . И я как аспирант, которому нужно было сдавать определенное количество страниц переведенного с немецкого языка текста, стал переводить этот архив. Чем больше я углублялся в него, тем интереснее становилось. Я начал разбираться, как работают немецкие ракеты, их системы управления. А потом решил собрать автопилот Рейнтохтера , тем более, что меня попросили подыскать новую тему лабораторных работ для студентов, а заодно запустить "Бан-Хох-Модель" , чтобы она решала уравнения движения. С последней задачей мне удалось справиться быстро, а вот с автопилотом пришлось повозиться. Я никак не мог понять, как он работает. И лишь очень нескоро разобрался:

оказалось, существовали два варианта Рейнтохтера : один - стабилизированный по крену, другой же - нестабилизированный. А поскольку это была телеуправляемая ракета, то в ней наблюдался эффект так называемой скрутки координат. В нестабилизированной ракете стояли синусно-косинусные потенциометры, которые делают пересчет этой самой скрутки, а в стабилизированной подстройка шла автоматически.

Читая описание автопилота, я вначале не понял, что часть его относится к одной ракете, а часть - к другой. И лишь когда досконально изучил все тома, сообразил, что речь идет о двух различных приборах. Вот так, совершенно неожиданно для себя, я прошел великолепную школу изучения немецкой ракетной техники. Спустя несколько десятилетий я поинтересовался судьбой этого архива. Оказалось, что его растащили, а жаль, потому что в нем был собран уникальный материал по истории ракет.

Но тогда, конечно, я еще не думал об исторической ценности архива: я изучал новую технику! И здесь пришлось не раз добрым словом вспомнить В.В. Петрова , который читал нам теорию нелинейных систем . Все немецкие ракеты были построены на основе этой теории: в них использовалось так называемое интерцепторное релейное управление . Это когда рули высовываются в поток на какое-то время, а потом убираются. При таком способе управления используются сигналы с широтно-импульсной модуляцией. Эти сигналы формировала и излучала радиолокационная станция "Вюрцбург" .

Приемник на ракете преобразовывал их в соответствующие команды, и они шли на автопилот, который, с одной стороны, решал задачи стабилизации, с другой - управлял рулями. На таком принципе были построены все немецкие ракеты, кроме ФАУ-2 , где стояла линейная система управления с интегрирующим гироскопом.

А вот ракета "воздух - воздух"- Руршталь наводилась по тепловому лучу . В самолете был вмонтирован инфракрасный "прожектор", который подсвечивал цель, и ракета шла по лучу, и сигнал отклонения от него тоже модулировался этой широтной импульсной модуляцией.

Чем больше я знакомился с архивом, тем четче понимал - немцы вплотную подошли к созданию нового класса оружия, на которое отнюдь не зря так надеялся Гитлер. Они сумели решить ряд сложнейших задач, к которым мы у себя только подступались, и если бы война затянулась еще на какое-то время, возможно, под ударами этих ракет людей погибло бы намного больше. Однако надо сказать, что принципы управления немецкими ЗРК у нас не прижились. Мы пошли по пути классических линейных автопилотов и линейных систем управления. Все работы, которые велись в конце сороковых - начале пятидесятых годов в КБ-1 на "Соколе" , шли на базе обычной теории линейных систем. На мой взгляд, это объясняется тем, что в основном там работали радисты, которые хорошо разбирались в частотных методах, они понимали, что в основе управления будущих ракет должна лежать радиолокация, что эти ракеты будут телеуправляемыми и т.д. И КБ-1 стало "классиком" в области телеуправляемых ракет, которые и стояли у нас на вооружении до появления режима самонаведения. Но вернемся к архиву. Благодаря ему, то есть совершенно неожиданным путем, я приобрел знания, которых мне так не хватало и которых у нас в стране, по сути, и не было. А если и были - то настолько засекреченные, что мне, вчерашнему выпускнику, а ныне аспиранту, до них было не добраться. В это время Королев уже сделал ракету Р-5 , заканчивались работы по ставшей потом знаменитой Р-7 , но все это было слишком далеко от меня. Конечно, кандидатский минимум по немецкому я сдал, но, к сожалению, знанием языка мне так и не пришлось воспользоваться, хотя немецкие технические тексты читал без словаря. Так же легко я сдал минимум и по системам управления.

Ссылки:

  • ПЯТИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ: НИИ-2: РАКЕТЫ "ВОЗДУХ-ВОЗДУХ"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»