Советский учёный-физик,академик АН СССР
Дата рождения:11 апреля 1901(1901-04-11)
Место рождения:Москва
Дата смерти:31 октября 1952(1952-10-31) (51 год)
Научный руководитель:Л. И. Мандельштам
Известные ученики:А. С. Алексеев, Н. Н. Баутин, И. Л. Бернштейн, Н.
В. Бутенин, А. В. Гапонов-Грехов, Н. А. Железцов, Е. А.
Леонтович-Андронова,
А. Г. Майер, Ю. И. Неймарк
Алекса́ндр Алекса́ндрович Андро́нов (11 апреля 1901, Москва
— 31 октября 1952,
Горький) — советский учёный-физик, специалист в области электротехники,
радиофизики и прикладной механики, создатель нового направления в теории
колебаний и динамике систем, талантливый деятель высшей школы. Академик АН
СССР
c 30 ноября 1946 в отделении технических наук (механика, радиофизика,
автоматическое регулирование). Профессор, заведовавший кафедрой «Теории
колебаний и автоматического регулирования» радиофизического факультета
Горьковского Государственного Университета им. Н. И. Лобачевского (ныне
ННГУ).
А. А. Андронов родился 11 апреля 1901 года в Москве. Мать —
Липская Лидия
Александровна, домохозяйка. Её отец Александр Петрович Калинин
(1835—1905 гг) —
купец второй гильдии из города Яранска, был достаточно зажиточным
человеком.
Лидия Александровна кончила Третью московскую гимназию, получила
свидетельство
«Домашний учитель». С отцом Александра Александровича она разошлась, когда
дети
(Саша — старший и Нина — младшая) были ещё маленькими. Все трое жили на
средства
деда, купца Александра Петровича Калинина. В 1907 дед умер, а в 1909 Лидия
Александровна вышла замуж за известного в Москве врача-гинеколога
Липского
Корнелия Адамовича, который хорошо относился к детям, и помог дать им
хорошее
образование.
В детстве А. А. Андронов решил, что будет врачом. Ему виделась новая
медицина —
не одно лишь «искусство врачевания», а ещё и наука, широко использующая
достижения математики и физики. Поэтому, готовя себя к медицинскому
поприщу, он
ещё в школьные годы занялся изучением высшей математики.
В 1918 году А. А. Андронов окончил в Москве Трудовую школу
II ступени (среднюю школу).
В 1918-20 гг Александр Александрович трудился рабочим-браковщиком на
заводе
«Пулемёт», монтёром на электростанции, затем вступил добровольцем в
Красную
Армию, работал в военно-продовольственном отряде Латвийской Советской
республики, был лектором Троицкого укреплённого района. Осенью 1920 года
перенёс
плеврит в тяжелой форме, был признан негодным к военной службе и в этом же
году
поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ) на электротехнический
факультет, где была специализация по радиотехнике. С 1921 года одновременно
с
занятиями в МВТУ А. А. Андронов стал посещать лекции на
физико-математическом
факультете Московского университета (МГУ). Интерес к физике оказался
настолько
сильным, что в 1923 году он перевёлся в
МГУ. В 1925 году А. А. Андронов окончил
МГУ по специальности «теоретическая физика».
А. А. Андронов много занимался математикой и приобрёл
математическую культуру,
значительно более глубокую и разностороннюю, чем та, которой обычно
обладают
физики. В годы аспирантуры (1926—1929 гг.) Александр Александрович под
руководством выдающегося физика Л. И.
Мандельштама занимался сначала
статистической физикой и некоторыми вопросами квантовой механики. Затем
его
творческие силы сосредоточились на вопросах генерации колебаний, решение
которых
определило направление его дальнейшей научной деятельности.
Фундаментальная работа А. А. Андронова «Предельные циклы Пуанкаре и теория
колебаний», которую он представил в качестве кандидатской диссертации, была
в
1929 году опубликована в докладах Парижской академии наук. Александр
Александрович установил связь между теорией генерации колебаний и теорией
устойчивости Ляпунова, ввёл понятие и математическое определение
автоколебаний,
разработал их теорию, связав её с качественной теорией дифференциальных
уравнений, с топологией и с общей теорией устойчивости движения. Тем самым
был
заложен фундамент теории нелинейных колебаний, основным методом которой
стал
разработанный А. А. Андроновым метод точечных отображений. В связи с
задачами
теории нелинейных колебаний Александр Александрович занялся дальнейшим
развитием
качественной теории дифференциальных уравнений. Он внёс в неё новые идеи и
получил ряд существенных математических результатов.
Ещё до окончания университета (с 1924 года) А. А. Андронов начал вести
педагогическую работу в качестве ассистента в Московском государственном
педагогическом институте, где преподавал механику и теоретическую физику.
Таким
образом он стал преподавателем будучи сам студентом. Эту же работу А. А.
Андронов вёл и во время аспирантуры, и после её окончания, но уже как
доцент. С
1929 года Александр Александрович становится научным сотрудником
Всесоюзного
электротехнического института, а в 1930 году он зачислен в НИИ физики
при
Московском университете.
Во время Великой Отечественной войны (в 1941—1944 гг.) А. А.
Андронов занимался
по заданиям конструкторских бюро работами оборонного характера (магнитная
защита
кораблей, траление магнитных мин и др.).
Эти работы были отмечены 1 декабря 1943 года приказом Наркома по
Просвещению
тов. В. П. Потемкиным, в котором Александру Александровичу была объявлена
благодарность и премия. 4 ноября 1944 года он был награждён Президиумом
Верховного Совета СССР орденом «Красная Звезда».
В послевоенные годы А. А. Андронов активно
участвовал в работе Института автоматики
и телемеханики (ИАТ) Академии наук СССР
(теперь Институт проблем управления). Вскоре после войны он организовал в
этом
институте постоянно действующий научный семинар, на котором обсуждались
новейшие
проблемы теории нелинейных колебаний и теории автоматического
регулирования.
Приезды А. А. Андронова в Москву и работа этого семинара оказали большое
влияние
на учёных ИПУ, которое не изгладилось до сего дня. В стенах ИПУ Александр
Александрович воспитал целую группу учёных, которые уже много лет ведут
оригинальные научные исследования. Это М. А. Айзерман, М. В. Мееров, В. В.
Петров и другие.
Однако наиболее интенсивная и плодотворная деятельность А. А. Андронова
как
учёного, педагога и организатора развернулась в городе
Горьком, куда он в 1931
году вместе с группой талантливых молодых учёных (М. Т. Грехова, В. И.
Гапонов,
Е. А. Леонтович, А. Г. Любина) переехал на постоянное местожительство.
Руководствуясь патриотической заботой о росте отечественной науки и
развитии
высшего образования, А. А. Андронов рассматривал создание крупных центров
науки
в провинции как важнейшую государственную задачу. Ради выполнения этой
задачи он
и приехал работать в Горьковский исследовательский физико-технический
институт
(ГИФТИ) и в Горьковский государственный университет (ГГУ), профессором
которого
он оставался до конца жизни.
Всё новое, всё самое передовое А. А.
Андронов стремился внедрить в
Горьковском университете. Так по его инициативе в
ГИФТИ началась работа по созданию цифровой вычислительной машины (т. н.
машина
ГИФТИ), одной из первых в СССР. Хотя эта работа из-за существовавших в то
время
организационных и технических трудностей и не была доведена до конца,
приобретённая культура в этой области позволила в дальнейшем не только
достигнуть больших научных результатов, но и создать впоследствии в
Горьковском
университете первый в стране факультет вычислительной математики и
кибернетики
для подготовки высококвалифицированных математиков-вычислителей. А. А.
Андронов
был одним из организаторов радиофизического факультета ГГУ (1945 г.) —
первого в
стране факультета этого профиля. На радиофаке были созданы специализации
по
теории колебаний и автоматическому регулированию, по распространению
радиоволн и
радиоастрономии, по электродинамике и электронике сверхвысоких частот, по
статистической физике и др. Научной базой подготовки специалистов по
вышеуказанным направлениям стали созданные затем Научно-исследовательский
радиофизический институт (НИРФИ) и Научно-исследовательский институт
прикладной
математики и кибернетики (НИИ ПМК). В последующие годы эта база ещё более
укрепилась после создания при ГГУ Института механики, а также с появлением
в г.
Горьком Института прикладной физики Академии наук СССР (ныне ИПФ РАН).
А. А. Андронов придавал очень большое значение уровню преподавания и
постоянно
заботился о его росте. Он создал в Горьковском университете курс теории
колебаний, читал лекции по электродинамике и теории относительности.
Александр
Александрович считал, что для провинциальных вузов особенно опасен отрыв
преподавания от переднего края науки и техники, поэтому он требовал тесной
связи
университета с научно-исследовательскими институтами г. Горького и других
городов страны.
В результате трудной организационной работы по созданию условий для
плодотворной
научно-исследовательской и педагогической деятельности, которая была
проведена
А. А. Андроновым и его последователями, в Горьковском университете стал
преобладать андроновский стиль: высокая требовательность, ответственность,
принципиальность, научный и педагогический энтузиазм. Благодаря
проделанной
работе, уровень преподавания и подготовка специалистов по физике и
математике в
ГГУ достигли уровня столичных вузов. Борьба за то, чтобы университет был
не
просто местом, где учат, ставят отметки и выдают дипломы, а местом, где
дружный
коллектив ведёт большую научную и педагогическую работу, постепенно
передавая
свои знания молодежи и приобщая её к творческому труду, привела к тому, что
ГГУ
превратился в крупный научный и педагогический центр нашей страны.
А. А. Андронов считал необходимым приглашать в Горьковский университет
крупных
учёных из других городов для чтения некоторых курсов и отдельных лекций,
чтобы
научные работники, преподаватели, аспиранты и студенты всё время
чувствовали
пульс современной науки, знакомились с новейшими открытиями.
По инициативе и под руководством А. А. Андронова в последние годы
его жизни была
проведена большая работа по изучению жизни и деятельности гениального
русского
математика Н. И. Лобачевского. Изучение, поиски многочисленных документов
с
несомненностью доказали, что Лобачевский родился в Нижнем Новгороде. Эти
изыскания в значительной степени способствовали тому, что Нижегородский
университет носит теперь имя Н. И. Лобачевского.
Вскоре после приезда в г. Горький вокруг А. А. Андронова сплотилась
группа
молодых учёных и преподавателей (А. С. Алексеев, Н. Н. Баутин, И. Л.
Берштейн,
Г. С. Горелик, А. Г. Майер, С. М. Рытов и др.). В созданной им творческой
атмосфере не могла не развиваться серьёзная, настоящая наука и научная
школа в
том высоком смысле слова, который вкладывал в это понятие сам
Андронов:
Научной школой я назову группу научных работников, возглавляемых
одним или
несколькими ведущими фигурами, объединённых областью научной работы и
её
методом, дающих в науке нечто новое, оригинальное, характерное для
всех
работников данной школы. Для научной школы характерна апробация
трудов
внутри школы, что обеспечивает высокий научный уровень работ. Живой
контакт с крупным учёным, участие в коллоквиумах и семинарах, когда
открывается возможность систематически воспитывать научного
работника,
является фактом первостепенного значения.
А. А. Андронов
Именно такой и представляется школа нелинейных колебаний Андронова, в
которой
воспиталось уже не одно поколение учёных. Конкретный предмет исследования
научной школы — теория нелинейных колебаний, а в более широком,
современном
плане — динамика систем. Сюда входят математические аспекты теории,
разработка и
обоснование математических методов и приёмов исследования динамики и,
разумеется, расчёты динамики (в том числе расчёты автоколебательных
режимов) в
самых различных прикладных областях — от механики и теории управления до
биологии и экономики. Научная школа Андронова известна сейчас во всём
мире.
Ученики А. А. Андронова и ученики его учеников, развивая научные идеи
своего
учителя, достигли значительных успехов. Научная тематика школы существенно
расширилась, значительно возросло число исследователей, занятых
разработкой
проблем теории колебаний и смежных областей науки.
Последние годы жизни
Научные труды и общественная деятельность А. А. Андронова были высоко
оценены
правительством и народом. А. А. Андронов не только академик: в 1947 году
он
избран депутатом Верховного Совета РСФСР. Он был также избран членом
Президиума
Верховного Совета РСФСР. В 1950 году А. А. Андронов был избран депутатом
Верховного Совета СССР.
31 октября 1952 года А. А. Андронова не стало. В возрасте 51 года он умер
от
тяжёлой формы гипертонии.
Сын А. А. Андронова — член-корреспондент РАН А. А. Андронов (младший)
(родился в
1938 году).