Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Андронов Александр Александрович (1901-1952)

Андронов Александр Александрович на www.geni.com

Из Википедии.

В 1925 г. М.А. Леонтович вместе с А.А. Андроновым , А.А. Виттом и С.Э. Хайкиным стали первыми аспирантами выдающегося советского физика Л.И. Мандельштама , приглашенного незадолго до этого в Московский университет .

Андронов, Александр Александрович (старший)

Советский учёный-физик,академик АН СССР
Дата рождения:11 апреля 1901(1901-04-11)
Место рождения:Москва
Дата смерти:31 октября 1952(1952-10-31) (51 год)
Научный руководитель:Л. И. Мандельштам
Известные ученики:А. С. Алексеев, Н. Н. Баутин, И. Л. Бернштейн, Н. В. Бутенин, А. В. Гапонов-Грехов, Н. А. Железцов, Е. А. Леонтович-Андронова, А. Г. Майер, Ю. И. Неймарк

Алекса́ндр Алекса́ндрович Андро́нов (11 апреля 1901, Москва — 31 октября 1952, Горький) — советский учёный-физик, специалист в области электротехники, радиофизики и прикладной механики, создатель нового направления в теории колебаний и динамике систем, талантливый деятель высшей школы. Академик АН СССР c 30 ноября 1946 в отделении технических наук (механика, радиофизика, автоматическое регулирование). Профессор, заведовавший кафедрой «Теории колебаний и автоматического регулирования» радиофизического факультета Горьковского Государственного Университета им. Н. И. Лобачевского (ныне ННГУ).

А. А. Андронов родился 11 апреля 1901 года в Москве. Мать — Липская Лидия Александровна, домохозяйка. Её отец Александр Петрович Калинин (1835—1905 гг) — купец второй гильдии из города Яранска, был достаточно зажиточным человеком. Лидия Александровна кончила Третью московскую гимназию, получила свидетельство «Домашний учитель». С отцом Александра Александровича она разошлась, когда дети (Саша — старший и Нина — младшая) были ещё маленькими. Все трое жили на средства деда, купца Александра Петровича Калинина. В 1907 дед умер, а в 1909 Лидия Александровна вышла замуж за известного в Москве врача-гинеколога Липского Корнелия Адамовича, который хорошо относился к детям, и помог дать им хорошее образование.
В детстве А. А. Андронов решил, что будет врачом. Ему виделась новая медицина — не одно лишь «искусство врачевания», а ещё и наука, широко использующая достижения математики и физики. Поэтому, готовя себя к медицинскому поприщу, он ещё в школьные годы занялся изучением высшей математики.

В 1918 году А. А. Андронов окончил в Москве Трудовую школу II ступени (среднюю школу).
В 1918-20 гг Александр Александрович трудился рабочим-браковщиком на заводе «Пулемёт», монтёром на электростанции, затем вступил добровольцем в Красную Армию, работал в военно-продовольственном отряде Латвийской Советской республики, был лектором Троицкого укреплённого района. Осенью 1920 года перенёс плеврит в тяжелой форме, был признан негодным к военной службе и в этом же году поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ) на электротехнический факультет, где была специализация по радиотехнике. С 1921 года одновременно с занятиями в МВТУ А. А. Андронов стал посещать лекции на физико-математическом факультете Московского университета (МГУ). Интерес к физике оказался настолько сильным, что в 1923 году он перевёлся в МГУ. В 1925 году А. А. Андронов окончил МГУ по специальности «теоретическая физика».
   А. А. Андронов много занимался математикой и приобрёл математическую культуру, значительно более глубокую и разностороннюю, чем та, которой обычно обладают физики. В годы аспирантуры (1926—1929 гг.) Александр Александрович под руководством выдающегося физика Л. И. Мандельштама занимался сначала статистической физикой и некоторыми вопросами квантовой механики. Затем его творческие силы сосредоточились на вопросах генерации колебаний, решение которых определило направление его дальнейшей научной деятельности.
Фундаментальная работа А. А. Андронова «Предельные циклы Пуанкаре и теория колебаний», которую он представил в качестве кандидатской диссертации, была в 1929 году опубликована в докладах Парижской академии наук. Александр Александрович установил связь между теорией генерации колебаний и теорией устойчивости Ляпунова, ввёл понятие и математическое определение автоколебаний, разработал их теорию, связав её с качественной теорией дифференциальных уравнений, с топологией и с общей теорией устойчивости движения. Тем самым был заложен фундамент теории нелинейных колебаний, основным методом которой стал разработанный А. А. Андроновым метод точечных отображений. В связи с задачами теории нелинейных колебаний Александр Александрович занялся дальнейшим развитием качественной теории дифференциальных уравнений. Он внёс в неё новые идеи и получил ряд существенных математических результатов.
Ещё до окончания университета (с 1924 года) А. А. Андронов начал вести педагогическую работу в качестве ассистента в Московском государственном педагогическом институте, где преподавал механику и теоретическую физику. Таким образом он стал преподавателем будучи сам студентом. Эту же работу А. А. Андронов вёл и во время аспирантуры, и после её окончания, но уже как доцент. С 1929 года Александр Александрович становится научным сотрудником Всесоюзного электротехнического института, а в 1930 году он зачислен в НИИ физики при Московском университете.
   Во время Великой Отечественной войны (в 1941—1944 гг.) А. А. Андронов занимался по заданиям конструкторских бюро работами оборонного характера (магнитная защита кораблей, траление магнитных мин и др.).
Эти работы были отмечены 1 декабря 1943 года приказом Наркома по Просвещению тов. В. П. Потемкиным, в котором Александру Александровичу была объявлена благодарность и премия. 4 ноября 1944 года он был награждён Президиумом Верховного Совета СССР орденом «Красная Звезда».
   В послевоенные годы А. А. Андронов активно участвовал в работе Института автоматики и телемеханики (ИАТ) Академии наук СССР (теперь Институт проблем управления). Вскоре после войны он организовал в этом институте постоянно действующий научный семинар, на котором обсуждались новейшие проблемы теории нелинейных колебаний и теории автоматического регулирования. Приезды А. А. Андронова в Москву и работа этого семинара оказали большое влияние на учёных ИПУ, которое не изгладилось до сего дня. В стенах ИПУ Александр Александрович воспитал целую группу учёных, которые уже много лет ведут оригинальные научные исследования. Это М. А. Айзерман, М. В. Мееров, В. В. Петров и другие.
Однако наиболее интенсивная и плодотворная деятельность А. А. Андронова как учёного, педагога и организатора развернулась в городе Горьком, куда он в 1931 году вместе с группой талантливых молодых учёных (М. Т. Грехова, В. И. Гапонов, Е. А. Леонтович, А. Г. Любина) переехал на постоянное местожительство. Руководствуясь патриотической заботой о росте отечественной науки и развитии высшего образования, А. А. Андронов рассматривал создание крупных центров науки в провинции как важнейшую государственную задачу. Ради выполнения этой задачи он и приехал работать в Горьковский исследовательский физико-технический институт (ГИФТИ) и в Горьковский государственный университет (ГГУ), профессором которого он оставался до конца жизни.
  Всё новое, всё самое передовое А. А. Андронов стремился внедрить в Горьковском университете. Так по его инициативе в ГИФТИ началась работа по созданию цифровой вычислительной машины (т. н. машина ГИФТИ), одной из первых в СССР. Хотя эта работа из-за существовавших в то время организационных и технических трудностей и не была доведена до конца, приобретённая культура в этой области позволила в дальнейшем не только достигнуть больших научных результатов, но и создать впоследствии в Горьковском университете первый в стране факультет вычислительной математики и кибернетики для подготовки высококвалифицированных математиков-вычислителей. А. А. Андронов был одним из организаторов радиофизического факультета ГГУ (1945 г.) — первого в стране факультета этого профиля. На радиофаке были созданы специализации по теории колебаний и автоматическому регулированию, по распространению радиоволн и радиоастрономии, по электродинамике и электронике сверхвысоких частот, по статистической физике и др. Научной базой подготовки специалистов по вышеуказанным направлениям стали созданные затем Научно-исследовательский радиофизический институт (НИРФИ) и Научно-исследовательский институт прикладной математики и кибернетики (НИИ ПМК). В последующие годы эта база ещё более укрепилась после создания при ГГУ Института механики, а также с появлением в г. Горьком Института прикладной физики Академии наук СССР (ныне ИПФ РАН).
А. А. Андронов придавал очень большое значение уровню преподавания и постоянно заботился о его росте. Он создал в Горьковском университете курс теории колебаний, читал лекции по электродинамике и теории относительности. Александр Александрович считал, что для провинциальных вузов особенно опасен отрыв преподавания от переднего края науки и техники, поэтому он требовал тесной связи университета с научно-исследовательскими институтами г. Горького и других городов страны.
В результате трудной организационной работы по созданию условий для плодотворной научно-исследовательской и педагогической деятельности, которая была проведена А. А. Андроновым и его последователями, в Горьковском университете стал преобладать андроновский стиль: высокая требовательность, ответственность, принципиальность, научный и педагогический энтузиазм. Благодаря проделанной работе, уровень преподавания и подготовка специалистов по физике и математике в ГГУ достигли уровня столичных вузов. Борьба за то, чтобы университет был не просто местом, где учат, ставят отметки и выдают дипломы, а местом, где дружный коллектив ведёт большую научную и педагогическую работу, постепенно передавая свои знания молодежи и приобщая её к творческому труду, привела к тому, что ГГУ превратился в крупный научный и педагогический центр нашей страны.
А. А. Андронов считал необходимым приглашать в Горьковский университет крупных учёных из других городов для чтения некоторых курсов и отдельных лекций, чтобы научные работники, преподаватели, аспиранты и студенты всё время чувствовали пульс современной науки, знакомились с новейшими открытиями.
  По инициативе и под руководством А. А. Андронова в последние годы его жизни была проведена большая работа по изучению жизни и деятельности гениального русского математика Н. И. Лобачевского. Изучение, поиски многочисленных документов с несомненностью доказали, что Лобачевский родился в Нижнем Новгороде. Эти изыскания в значительной степени способствовали тому, что Нижегородский университет носит теперь имя Н. И. Лобачевского.
  Вскоре после приезда в г. Горький вокруг А. А. Андронова сплотилась группа молодых учёных и преподавателей (А. С. Алексеев, Н. Н. Баутин, И. Л. Берштейн, Г. С. Горелик, А. Г. Майер, С. М. Рытов и др.). В созданной им творческой атмосфере не могла не развиваться серьёзная, настоящая наука и научная школа в том высоком смысле слова, который вкладывал в это понятие сам Андронов:
Научной школой я назову группу научных работников, возглавляемых одним или несколькими ведущими фигурами, объединённых областью научной работы и её методом, дающих в науке нечто новое, оригинальное, характерное для всех работников данной школы. Для научной школы характерна апробация трудов внутри школы, что обеспечивает высокий научный уровень работ. Живой контакт с крупным учёным, участие в коллоквиумах и семинарах, когда открывается возможность систематически воспитывать научного работника, является фактом первостепенного значения. А. А. Андронов

Именно такой и представляется школа нелинейных колебаний Андронова, в которой воспиталось уже не одно поколение учёных. Конкретный предмет исследования научной школы — теория нелинейных колебаний, а в более широком, современном плане — динамика систем. Сюда входят математические аспекты теории, разработка и обоснование математических методов и приёмов исследования динамики и, разумеется, расчёты динамики (в том числе расчёты автоколебательных режимов) в самых различных прикладных областях — от механики и теории управления до биологии и экономики. Научная школа Андронова известна сейчас во всём мире. Ученики А. А. Андронова и ученики его учеников, развивая научные идеи своего учителя, достигли значительных успехов. Научная тематика школы существенно расширилась, значительно возросло число исследователей, занятых разработкой проблем теории колебаний и смежных областей науки.
  Последние годы жизни
Научные труды и общественная деятельность А. А. Андронова были высоко оценены правительством и народом. А. А. Андронов не только академик: в 1947 году он избран депутатом Верховного Совета РСФСР. Он был также избран членом Президиума Верховного Совета РСФСР. В 1950 году А. А. Андронов был избран депутатом Верховного Совета СССР.
31 октября 1952 года А. А. Андронова не стало. В возрасте 51 года он умер от тяжёлой формы гипертонии.
Сын А. А. Андронова — член-корреспондент РАН А. А. Андронов (младший) (родился в 1938 году).

Ссылки:

  • Гинзбург (Ермакова) Нина Ивановна
  • Леонтович М.А.: начало научной деятельности 1925
  • В Крыму 1923 (Парийский, Леонтович, Свешникова Татьяна, Парийская Л.)
  • НИИ-88: Отдел "У"2
  • Евгений Фейнберг. Веруете? Воля ваша
  • Белоусов Борис Павлович (1893-1970) и его колебательная реакция
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»