Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Классон И.Р.: в МВТУ (1918)

Летом 1918 г. я, значительно поправившись, готовился к сдаче вступительного экзамена (тогда не конкурсного) в МВТУ , который осенью и выдержал. В начале зимы меня призвали [на военную службу] и поместили в лазарет. Но дали отсрочку в связи с малокровием. Я всю зиму и весну занимался в МВТУ. Ходил на лекции Ошуркова по начертательной геометрии и Фортунатова по политической экономии. На лекции Жуковского (в шубе) по теоретической механике я вскоре перестал ходить. Но моя группа в физической лаборатории оказалась упорной. Из-за слабого давления газа в сети нам приходилось проводить в ней не три, а шесть часов, все же мы все необходимые лабораторные работы выполнили.

К сожалению, из-за слабого здоровья и плохого отопления помещений МВТУ Иван, по-видимому, вскоре бросил в нем учебу. К сожалению, обстоятельств последнего он в своих записях не оставил. Летом 1919-го он уже работал на "Электропередаче" по гидроторфу (см. ниже).

Здесь стоит привести выдержку из надиктованного Р.Э. Классоном своему секретарю спича, когда сын учился в МВТУ. Возможно, в этом спиче обнаруживается и другая причина ухода последнего - весьма слабое практическое обучение студентов-технарей. Итак:

"<...> Сейчас вопрос о высшем техническом образовании мне представляется чрезвычайно острым. Недавно я видел курс электротехники, который должны изучать нынешние студенты московских высших учебных заведений, и пришел в ужас: целая толстая книга заполнена исключительно математикой, заполнена интегральными и дифференциальными уравнениями, и для того, чтобы постигнуть такую книгу, нужно затратить, по крайней мере, полгода. Если считать, что в других областях будут предъявлены столь же теоретические курсы и если принять во внимание, что способность студентов воспринимать не безгранична, то окажется, что у студента голова будет забита всецело уравнениями и не останется ни времени, ни сил для того, чтобы постигнуть то, ради чего изучается самая математика и для чего она является лишь подготовительной ступенью. Студент за деревьями не увидит леса, за обилием математических формул он не получит представления о материи, не получит представления о той таинственной силе электричества, которой человек пользуется и под влиянием которой, в свою очередь, складывается промышленность и жизнь страны. Задача высших учебных заведений дать студентам, по возможности, глубокое понимание законов физики и химии, понимание законов механики и умение применять их к практическим вопросам. Будущие инженеры, независимо от специальности, которую они избирают, должны иметь ясное, определенное понятие о законах термодинамики, должны знать свойства важнейших металлов, а не только одни формулы, которые для него не претворяются в жизнь и не ассоциируются ни с какими физическими представлениями. В этом отношении наши учебные заведения всегда чрезвычайно грешили. Студенты знали отдельные формулы, даже решали задачи, но не видели связи одной науки с другой, не вникали в сущность науки и не осязали, не чувствовали, так сказать, тех сил, которые они изучали. Студент оканчивал высшее учебное заведение, зная бесконечное количество математических формул, но не имея понятия о великих достижениях инженерного искусства, знакомство с которыми могло бы пробудить в нем столь нужный во всяком деле интерес и энтузиазм в своей специальности. Студент оканчивал высшее учебное заведение, только мельком слыша о том, что такое Панамский канал, совсем ничего не слыша о гигантских сооружениях в области утилизации водяных сил с их огромными плотинами, искусственными озерами, ирригацией и пр.

Студент, окончивший электротехнический отдел, никогда не слыхал о паровозе, и если бы ему не приходилось в частной жизни ездить по железной дороге, он даже не знал бы о существовании паровоза и железной дороги. Вся большая инженерная деятельность последних десятилетий оставалась ему чуждой и незнакомой, он знал лишь свои формулы и, приходя в соприкосновение с действительной жизнью, оказывался совершенно беспомощным и непрактичным, так как он не мог отличить железа от чугуна, антрацита от кокса, и лишь по окончании высшего учебного заведения начинал учиться реальной технике, реальному инженерному делу".

Ссылки:

  • "Классонята"
  • КЛАССОН ИВАН РОБЕРТОВИЧ (1899 - 1991)
  • Автобиография инженера-электрика И.Р. Классона
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»