|
|||
|
ОКБ-52 Владимира Челомея - "третья сила" 1962
Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди В соревнование между школами Королева и Янгеля по созданию основных стратегических ракет в 1962 году включилась "третья сила" - ОКБ-52 авиационной промышленности , возглавляемое Владимиром Челомеем . Для Янгеля противостояние Королеву отошло на второй план. Появился новый серьезный идейный конкурент. В марте 1963 года ОКБ- 52 получило задание создать межконтинентальную баллистическую ракету, по всем показателям превосходящую Р-9А и Р-16 . В технику баллистических ракет Челомей влетел на крыльях ракет крылатых . О Владимире Челомее я услышал в начале пятидесятых годов. Приехав в НИИ-885 , как всегда, с массой вопросов по подготовке к пускам ракеты Р-2 , я застал Рязанского и Пилюгина расстроенными и озабоченными сверх обычного. Рязанский очень неохотно, а Пилюгин с саркастической присказкой - "нам с Михаилом рекомендовали сушить сухари" - поведали о работе, которую они якобы завалили. - Есть в авиационной промышленности такой изобретатель Челомей. Он сначала изобрел 10, а потом 16 "экзем". - Каких "экзем"? - недоумевал я. - Вы что, с химическим оружием спутались? - Да нет. Это самолет-снаряд - дальнейшее развитие немецкого Фау-1 . Только у немцев все было элементарно просто, а у нас получилось гораздо сложнее. Челомей сначала воспроизвел Фау-1 . Они, слава Богу, в серию не пошли. Нашлись умные люди, которые сказали, что это уже никому не нужно. Тогда он подвесил самолет-снаряд к настоящему самолету, доработал двигатель и добился скорости 800 километров в час вместо немецких 600. А "эксы" пошли от "иксов". Англичане же говорят не "икс", а "экс". Вот у нас ребята, которьм поручено спасать заваленную в МАПе работу, и говорят не 10 "иксов", 14 "иксов" или 16 "иксов", а столько-то "эксов". Кроме того, появился еще индекс ХМ, а по-рабочему "экземы". - А вы-то здесь причем? Я знаю, что систему управления поручено было делать Антипову , на заводе N 122 . - Правильно, мы и знать ничего не знали, пока Челомей не придумал повысить точность. У автономной системы точность была не лучше, чем у немецких Фау-1, которым, дай Бог, попасть в Лондон. Так вот, 16Х - это самолет-снаряд с радиоуправлением. - Год назад эту задачу "забили" в НИИ-885 . Где-то в аппарате подсказали: "В НИИ-885 все умеют: радиокоррекцию для баллистических ракет делают, двигатели по радио выключают, скорость по радио измерять умеют, телеметрию делают, радиосистему для "Вассерфаля" делали, так и с этой пустяковой задачей справятся". А когда мы разобрались, оказалось, задача - будь здоров! Это все равно, что задом въехать в гараж, который сам на колесах и отворачивается. К тому же, вместо водителя за рулем сидит за пультом оператор, которого обстреливают с земли, с воздуха, а по радиосвязи его материт какой-нибудь начальник, которому надо срочно отрапортовать о поражении цели. - У нас своих забот выше головы, и мы, если честно признаться, за этой работой и не следили. Нашлись энтузиасты, которые чего-то напортачили, сроки сорвали и никакой системы не сделали. Мы оказались виноваты в срыве постановления. Хорошо еще, что вмешался Рябиков . Он-то понимает, насколько сложная это задача. Кроме того, оказалось, что аналогичную работу в КБ-1 ведет Сергей Берия . Он еще в дипломном проекте предложил радиоуправляемую воздушную торпеду для стрельбы по морским кораблям. Рябиков обещал за нас застушпъся, тем более, что ВВС от этой работы хочет отказаться, - закончил свой рассказ Рязанский. Провал работ по самолетам-снарядам грозил крупными неприятностями не только руководству НИИ-885, но и самому Челомею, если бы дело дошло до разбирательства у Сталина. Смерть Сталина сняла угрозу расправы, но работы постепенно прекратились. В 1955 году Челомею удалось воссоздать коллектив энтузиастов крылатых ракет в организации под наименованием ОКБ-52 . Руководители ВМФ , в отличие от ВВС, проявили к самолетам-снарядам больше внимания. Челомей приложил немало усилий, чтобы вооружить подводные лодки крылатыми ракетами - так теперь стали называть самолеты-снаряды. Челомею за место для своих ракет на подводных лодках пришлось выдержать жестокую конкуренцию с именитыми конструкторами авиационной промышленности - Микояном , Ильюшиным и Бериевым . Ракета П-5 , созданная в ОКБ-52 , обладала существенными преимуществами. Основным была автоматическая система раскрытия крыла. Ракета со сложенными крыльями компактно умещалась на подводной лодке в пусковом контейнере. Для запуска включались два мощных твердотопливных ускорителя. Сразу после вылета ракеты из контейнера автомат раскрывал крылья, ускорители сбрасывались и полет продолжался с помощью маршевого турбореактивного двигателя со скоростью, превышающей скорость звука. Крылатые ракеты с автоматически раскрывающимися крыльями были изобретением, которое позволило качественно опередить американцев по вооружению подводных лодок. Подводные лодки с ракетами П-5 были приняты на вооружение в 1959 году - через три года после принятия на вооружение подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами Р-11ФМ Королева - Макеева . Крылатые ракеты Челомея и баллистические - Макеева имели один общий недостаток: для пуска ракеты подводная лодка должна была всплывать. В США подводные лодки , вооруженные крылатыми ракетами , появились раньше, чем у нас. Но они не выдержали конкуренции с системой баллистических ракет подводного старта " Поларис ". В начале пятидесятых годов Челомею с помощью НИИ-885 не удалось довести до реализации систему телеуправления крылатой ракетой с самолета-носителя. Примерно через 10 лет Челомей сдал на вооружение систему, в которой самолет-носитель был заменен на подводную лодку. Крылатая ракета после надводного старта осуществляла радиолокационный контакт с подводной лодкой вплоть до обнаружения целей радиолокационной головкой самонаведения ракеты. Радиолокационное изображение транслировалось на подводную лодку, где офицер-оператор производил выбор наиболее важной цели в морском соединении. После этого с подводной лодки подавалась команда на захват выбранной цели, и в дальнейшем ракета управлялась по сигналам своей системы самонаведения. Эта комбинированная система управления была создана в НИИ-49 . Безусловной заслугой Челомея было создание крылатых ракет подводного старта . В 1968 году на вооружение была принята система крылатых противокорабельных ракет "Аметист" с дальностью полета 80 километров. В 1969 году, используя богатый опыт и задел, ОКБ-52 разработало противокорабельные ракеты дальнего действия "Гранит" , которые были сданы на вооружение в 1983 году. Идея универсальности использовалась Челомеем не только для баллистических ракет. В 1976 году ОКБ-52 , называвшееся уже ОКБ общего машиностроения , начинает работы над универсальной морской крылатой ракетой " Метеорит-М " большой дальности. В результате многих неудач при испытаниях работы были прекращены. Однако, несмотря на загрузку тематикой боевых баллистических "соток" , носителями " Протон " и орбитальными станциями "Алмаз ", коллектив Челомея в течение восьмидесятых годов продолжал создавать новые поколения крылатых ракет. Среди всех "великих" главных и генеральных только Челомей работал над стратегическими крылатыми и баллистическими ракетами одновременно.
Ссылки:
|