|
|||
|
Келдыш собрал заседание экспертной комиссии по Н1-Л3
Мы с Бушуевым и Раушенбахом приехали чуть раньше назначенных трех часов, и я пришпилил к доске плакат с текстом распределения работ по Л3. Открывая заседание экспертной комиссии, Келдыш сказал: "Королев уполномочил Бориса Евсеевича сделать доклад о распределении работ и состоянии разработок по системам Л3. Основной вопрос, который всех нас беспокоит, - это состояние с весами. Я прошу в докладе сказать, что творится на самом деле по последним расчетам". Я отлично знал, что Келдыша "на мякине не проведешь", тем не менее решил затянуть доклад так, чтобы для серьезных разговоров о весовых сводках времени не осталось. Королев инструктировал перед отъездом меня и Бушуева: "Там соберется два десятка любопытных. При них вступать с Келдышем в дискуссию о наших весовых проблемах - ни в коем случае! Если будет трудно, Костя должен выручать. Он не зря учился в дипломатической школе". Королев не упускал случая уколоть Бушуева , что до начала своей космической карьеры его сманивали на дипломатическую деятельность. Я начал рассказ о количестве систем и распределении ответственности между головными исполнителями. Исторического интереса ради приведу основное содержание. ОКБ-1 выполняет роль головной организации, но одновременно и самостоятельно разрабатывает ряд систем лунного комплекса Л3. Мы взяли на себя, по договоренности с НИИАПом , разработку систем, по которым уже имели опыт. ОКБ-1 разрабатывает следующие системы: 1. Систему ориентации всего комплекса Л3; 2. Систему ориентации ЛОКа; 3. Систему ориентации ЛК; 4. Систему управления сближением ЛОКа с ЛК; 5. Автономную ручную систему ориентации и навигации. Для всех этих систем чувствительные элементы - оптико-электронные устройства разрабатывают ЦКБ-589 ("Геофизика") и киевский завод "Арсенал" Миноборонпрома. Для сближения кораблей используется радиосистема "Контакт" , создаваемая в ОКБ МЭИ . Чтобы затянуть время и сделать комплимент Келдышу, я сказал: - За эти пять позиций ответственность несет Борис Викторович Раушенбах . Его коллектив после перевода к нам по вашей и Сергея Павловича инициативе по численности увеличился в три раза. Если по этой части будут вопросы, то Борис Викторович может доложить более по дробно. Вопросов, к сожалению, не было, и я продолжил перечень: 6. Систему управления бортовыми системами и приборами ЛОКа и ЛК в соответствии с программой полета, единую электрическую схему и бортовую кабельную сеть. Эта система осуществляет прием, передачу, обработку команд управления бортовыми системами с целью реализации логических операций работы бортовой аппаратуры; 7. Систему единого питания кораблей. При этом для ЛОКа источником электроэнергии служат ЭХГ , создаваемые заводом Минсредмаша, а для ЛК - серебряно-цинковые батареи, разрабатываемые Всесоюзным научно- исследовательским институтом источников тока ( ВНИИИТ ). 8. Антенно-фидерные устройства всех радиотехнических систем, кроме "Контакта" и радиовысотомера; 9. Наземную испытательную аппаратуру для ЛОКа и ЛК на заводе, "техничке" и стартовой позиции. НИИАП разрабатывает и изготавливает со своей кооперацией: 1. Систему управления движением на участках работы двигателей блоков "Г", "Д", "И", "Е", обеспечивающую стабилизацию относительно центра масс и управление движением самого центра масс; 2. Автоматику управления двигательными установками, в том числе автоматику регулирования кажущейся скорости; 3. Систему управления движением на участках торможения для схода с орбиты ИСЛ, гашения скорости на участке спуска и "мягкого прилунения"; 4. Систему управления взлетом с поверхности Луны и выведения на орбиту ИСЛ в район для встречи с ЛОКом; 5. Систему управляемого спуска на Землю со второй космической скоростью; 6. Гиростабилизированные платформы для всех участков работы системы управления движением и ориентации, а также акселерометры, реагирующие на ускорения по всем трем осям, и бортовую вычислительную машину. НИИ-885 разрабатывает: 1. Комплексированную радиосистему, обеспечивающую передачу на борт управляющих команд, траекторные измерения на всех участках полета; 2. Телеметрическую систему и линии передачи телеметрической информации; 3. Устройства для передачи телевизионного изображения (совместно с НИИ-380 ); 4. Аппаратуру для передачи речи и телеграфных посылок (совместно с НИИ-695 ); 5. Систему радиопеленгации направления на Землю для ориентации остронаправленных антенн; 6. Высотомер и вычислительное устройство, обеспечивающее измерения и управление на участках прилунения лунного корабля. НИИ-695 разрабатывает: 1. Системы автономной связи между космонавтами при выходе одного из них на поверхность Луны и при выходе в космос во время перехода из корабля в корабль; 2. Радиосистему поиска спускаемого аппарата после возвращения на Землю. ОКБ МЭИ разрабатывает новую систему измерения параметров относительного движения "Контакт" . Эту систему благодаря ее меньшей массе и компоновочным преимуществам решено было использовать вместо "Иглы" , разработанной для "Союзов" . По всем перечисленным мною системам выпущены эскизные проекты, частично разработана рабочая документация, но ни одной системы для штатного исполнения в производстве пока нет. С учетом цикла производства и последующей доводки у разработчиков и на наших экспериментальных установках, поставка систем на штатные корабли и блоки возможна, в лучшем случае, в конце 1967 года. Таким образом, начало летных испытаний кораблей и блоков Л3 возможно не ранее 1968 года. Я использовал запрещенный прием. Называть 1968 год на официальных заседаниях было "не положено". Постановлениями, а также обещаниями Королева и Келдыша началом летных испытаний был определен год 1967 - год 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Совещание зашумело - поднимать дискуссию о сроках было опасно для всех. Келдыш это прекрасно понимал и, не задавая мне вопросов, сказал: - Давайте послушаем Николая Алексеевича и затем Михаила Сергеевича. От них в первую очередь зависит судьба систем управления. Учтя мой прокол, Пилюгин и Рязанский доложили в оптимистических тонах состояние дел, обойдя проблему массы и сроков. Но оба сочли необходимым обратить внимание экспертной комиссии на проблемные вопросы, которые еще предстояло решить. Пилюгин напомнил о своих достижениях по гироплатформам и акселерометрам на поплавковых гироскопах и сказал, что он установил тесный контакт с НИЦЭВТ для разработки БЦВМ . - Управлять ракетами и спутниками без использования БЦВМ мы умеем, - отметил Пилюгин, - но для спуска на Луну машина нужна обязательно. Без нее мы можем при посадке стравить столько топлива, что на обратную дорогу не хватит. Рязанский поддержал Пилюгина в отношении БЦВМ, сказав, что для НИИ-885 самой сложной является проблема лунного высотомера, измерения которого должны обрабатываться быстродействующей машиной. После обмена репликами о реальности создания вычислительной машины в нужные сроки Келдыш спросил, что происходит с ЭХГ - так называемыми "топливными элементами". - Дело в том, - сказал Келдыш, - что мне звонил Славский (министр среднего машиностроения) и жаловался, что один из его свердловских заводов якобы втягивают в "лунную авантюру", а он, министр, об этом ничего не знает и просит пока на них не очень рассчитывать. Для меня и Бушуева это сообщение было полной неожиданностью. Накануне Виктор Овчинников и подпиравший его своими связями в МСМ Михаил Мельников докладывали Королеву, что в Свердловске обо всем договорились и мы получим ЭХГ гораздо более надежные, чем предлагает фирма Лидоренко. Келдышу мы обещали "разобраться и доложить". Мы разобрались спустя дней десять и сильно хохотали. Вот что рассказал нам отвечавший за переговоры по ЭХГ Овчинников. Они действительно по технике договорились с одним очень надежным КБ завода атомной промышленности на Урале. Инженеры-атомщики очень заинтересованно отнеслись к проблеме получения электроэнергии из жидкого кислорода и жидкого водорода, а в придачу еще кислорода для дыхания и чистой питьевой воды для космонавтов. Чтобы узаконить договор, требовалось благословение МСМ - атомного министерства. Чиновники не возражали, но сказали, что хорошо, если кто-либо со стороны доложит об этой интересной работе Славскому , плохо, если он узнает последним. У Королева со Славским были сложные отношения. С тех пор как под руководством Михаила Мельникова и при очень активной поддержке Василия Мишина у нас было создано большое подразделение по электрическим ядерно-ракетным двигателям (ЭЯРД) , возникало множество проблем, требующих участия профессионалов из атомных фирм. Аппарат МСМ очень ревниво относился к этой "самодеятельности" Королева. Королев считал в настоящее время преждевременным обращение к всемогущему Славскому. Тогда Мельников решил сам пробиваться к министру атомной промышленности. Кто-то в аппарате ему помог, и он оказался в кабинете Славского. Невысокий и худой Мельников смело пошел в атаку на огромного роста, могучего министра, бывшего лихого буденовского бойца. Славский л/
Ссылки:
|