|
|||
|
УР-500 (Протон), УР-700,-ракеты-носители Владимира Челомея
Однако существовал другой вариант. Практически одновременно с Королевым свой проект лунного корабля и ракеты-носителя предложил Владимир Челомей , возглавлявший реутовское ОКБ-52 . В отличие от Н-1 проект челомеевской сверхтяжелой ракеты-носителя не был утопическим. За основу лунного носителя УР-700 Владимир Челомей планировал взять уже находящуюся в эксплуатации трехступенчатую УР-500К , родоначальницу современного семейства "Протонов" . УР-500 имела необычную компоновку первой ступени. Основу составлял центральный блок-бак окислителя. На него навешивались шесть блоков, каждый из которых состоял из бака с горючим и двигателя первой ступени. Преимущество такой компоновки состояло в небольшой длине собранной ступени. Важным преимуществом УР-500 было и то, что все блоки конструировались с учетом габаритов железнодорожных вагонов и платформ, а также ширины железнодорожных путей и размеров тоннелей, мостов и развязок. Ракета-носитель "Протон" до сих пор остается основной тяжелой российской ракетой Ракета строилась на базовых заводах, а на Байконуре происходила только относительно простая сборка из готовых блоков. Ни один из существующих двигателей для такой мощной ракеты не подходил. Тут-то и пригодился двигатель РД-253 , разрабатываемый Глушко для Н-1 и отвергнутый Королевым. Все ступени УР-500 работали на высоко-кипящих токсичных компонентах топлива (окислитель - тетраксид азота, горючее - несимметричный диметил-гидразин). Подобное топливо было необходимым требованием военных: УР-500 создавалась не столько под мирные грузы, сколько под военную нагрузку - от сверхмощных боеголовок до боевых ракетопланов. Лунный носитель УР-700 , позволяющий вывести на орбиту полезный груз массой 140 т, представлял собой уже готовую УР-500, к которой добавлялась новая первая ступень - девять блоков, с одним двигателем РД-270 в каждом. Этот уникальный двигатель тягой в 630 т (более чем в четыре раза мощнее, чем двигатели первой ступени Н-1 ) специально для УР-700 разрабатывал Валентин Глушко. Собственно, это единственный сложный элемент, который требовалось разработать для нового носителя. Все остальные компоненты имели унифицированные размеры с УР-500, что позволяло производить их на существующей оснастке. Сомневаться в том, что Глушко создал бы такой двигатель, оснований не было: после прекращения работ над УР-700 он создал для ракеты "Энергия" самый мощный в мире ракетный двигатель РД-170 тягой в 740 т! "Если бы лет десять- двенадцать назад приняли мой вариант, - говорил впоследствии Челомей, - мы бы имели носитель, не уступающий "Сатурну-5", но с тем преимуществом, что три верхние ступени всегда находятся в серийном производстве, независимо от лунной программы". Ему никто уже и не возражал.
Ссылки:
|