|
|||
|
Проблема с системами управления новых "Союзов"
По системам управления движением, сближением, стыковкой, управлению бортовьм комплексом, проблемам электропитания и распределению энергии разгорелась дискуссия. Мои соратники - Раушенбах, Легостаев, Башкин, Карпов, Шустов, вкусившие плоды побед на "Востоках", "Восходах", "Зенитах" и "Молнии", - были уверены, что в комплексе решить эту задачу возможно в той кооперации, которая уже создана при нашей головной роли. Действительно, налаживание взаимопонимания и хороших в творческом смысле отношений с инженерными коллективами Иосифьяна, Лидоренко, Быкова, Хрусталева, Кузнецова, Богомолова, Мнацаканяна, Антипова, Ткачева, Зайченкова, Воронина, Каткова, Чачикяна и многих других - процесс много более сложный и длительный, чем разработка протоколов согласования параметров систем друг с другом. За каждым пунктом таких протоколов - живые люди, со свои интересами: личными, фирменными, ведомственными. Формальные отношения в такой сложной кооперации при любом количестве "правильных" бумаг могут погубить большую систему. Бумаги нужны в любом случае, они дисциплинируют. Но хорошие друзья в смежных организациях куда важнее. Люди, участвующие в создании системы, должны сделать ее не только механически устойчивой, но и самоорганизуемой, самоуправляемой, структурно надежной. При формальных отношениях между участниками программы создание такой системы невозможно. Королев при обсуждении планов категорически осудил тенденцию полного отстранения от разработки систем управления для космических кораблей такой мощной организации, как пилюгинский НИИАП . После несчетного числа споров (внутренних, в министерствах и ВПК), обсуждений при встречах на полигоне при вмешательстве Келдыша затвердили компромиссное распределение работ. Головным разработчиком всех бортовых систем 7К-ОК, то есть околоземного "Союза", остается ОКБ-1. Это означало, что на меня фактически возлагалась работа главного конструктора по системам управления "Союзом". Но в ОКБ-1, кроме Королева, не могло быть других "главных", поэтому главным ответственным и за систему управления оставался Королев. Главным конструктором системы управления комплекса для облета Луны назначался Пилюгин . Это было записано постановлением правительства. Все же мы до конца не смирились и "по-хорошему", уже сверх постановлений, договорились с заместителям Пилюгина Финогеевым и Хитриком , а они уговорили своего шефа чтобы часть задач лунной навигации с участием космонавта, также проблемы ручного управления и заботу о датчиках для солнечной и звездной ориентации оставить за нами. Ссылки:
|