Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Болховитинов Виктор Федорович

Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди

Имя профессора Болховитинова мало известно широкой публике. В истории нашей авиации он не пользовался славой всемирно известных генеральных конструкторов, и его почти не поминают в истории космонавтики. После двух неудач: гибели Леваневского на самолете Н-209 и Бахчиванджи на самолете-ракете БИ-1 - его иногда называли в именитых авиационных кругах неудачником. Действительно, коллектив Болховитинова не создал ни одного самолета, принятого на вооружение. Но в коллективе были собраны люди, которые, пройдя школу "патрона" - так мы его звали, сами стали создателями техники, нашедшей мировое признание. Позволю себе перечислить только несколько имен: Александр Березняк - конструктор крылатых ракет, Алексей Исаев - разработчик ЖРД для ракет подводных лодок и космических аппаратов, Василий Мишин - первый заместитель главного конструктора Королева, Константин Бушуев - заместитель Королева и руководитель проекта "Союз"-"Аполлон" , Николай Пилюгин - главный конструктор систем управления многих боевых ракет и носителей. К этой компании я имел смелость причислить и себя. Во время войны Болховитинов "пригрел" на Урале в Билимбае и выпустил в самостоятельное "плавание" Архипа Люлька - автора и первого разработчика отечественных турбореактивных двигателей . Производство талантов не столь почетно, как выпуск самолетов или ракет. Но историческое значение этого производства заслуживает большой признательности потомков.

Я ( Черток ) неизменно вспоминаю Болховитинова, которого мы называли не иначе как патрон, со смешанным чувством досады и благодарности. Благодарности за воспитание стиля теплых человеческих отношений в творческом коллективе, независимо от должностной иерархии. Главный конструктор Болховитинов никогда не был главным и грозным начальником. Он был нашим старшим товарищем, которого власть облекла необходимыми по тем временам правами и обязанностями. Его не боялись, а попросту любили. Чувство досады связано с явной несправедливостью судьбы к таким ученым-конструкторам, как Болховитинов. Чтобы быть полноценным "главным" или "генеральным", надо было иметь в дополнение к интеллигентности больше того, что принято называть "исключительными организаторскими способностями". Болховитинов любил талантливых и не боялся, в отличие от других, что его ученики способны превзойти учителя и затмить его славу. Исаев , Березняк , Мишин , Пилюгин , бывшие соратники и подчиненные Болховитинова, сами стали "главными". Своими успехами они во многом обязаны школе Болховитинова. Одним из качеств, которое культивировалось в этой школе, было умение размышлять и в процессе повседневной рабочей суеты обобщать отдельные факты и события, стремясь понять движущие силы развития науки и техники. Однако никто из моих друзей военных лет не мог себе представить, какую революцию совершит наука с нашим непосредственным участием.

Кербер     В.Ф. Болховитинов, способный инженер, но неудачник, создал модификацию ТБ-3 с гладкой обшивкой и полуубирающимися шасси, самолет ДВА , на котором погиб Леваневский . Затем реактивный истребитель двигателем, на нем разбился Бахчиванджи . Построил истребитель с двумя двигателями Климова в тандеме, - неудача с центровкой. Махнул рукой на все, ушел на педагогическую работу. В.Ф. был военным инженером, и его всегда опекали работники ВВС, возможно это сыграло свою роль, и его не тронули.

Ссылки:
1. Черток Б.Е. в НИИ-3 смотрит ЖРД для самолета БИ
2. Бомбардировщик "Б" проект Болховитинова
3. Пенемюнде разбомбили, но ракеты продолжают испытывать в Дебице
4. Впервые было разработано катапультируемое сиденье летчика
5. Роль Келдыша в истории космонавтики СССР
6. НИИ-3 переходит в НИИ-1, взрыв интереса к ракетам, 1944 г.
7. Смушкевич Я.В.
8. Завод N 22: новый директор Б.Н. Тарасович переводит КБ 22 в Казань
9. Завод 293 принимает СКБ-1 Архипа Люлька, поездка в "шарашку" к Глушко
10. Перелет СССР-США Громов, Данилин, Юмашев 1937 г.
11. Немецкий проект ракетного самолета-бомбардировщика
12. БИ: истребитель-перехватчик с ЖРД: постройка за месяц 1941
13. БИ: первый полет на ракетном самолете
14. Королев ищет для космоса новую кооперацию
15. Система ПВО должна быть дополнена системой ПРО - противоракетной обороны
16. КБ-22 Болховитинова: работа над дальним бомбардировщиком ДБ-А
17. Исаев А.М. 1947
18. Гибель Бахчиванджи при испытании ракетного истребителя БИ
19. Положение в авиации накануне войны
20. Абрамович Генрих Наумович
21. Свечарник Д.В.
22. Черток Б.Е.: первая встреча с Глушко в Германии
23. Черток Б.Е.: немного о себе
24. Черток Б.Е.: путешествие из Берлина в Тюрингию, 1945 г.
25. Директор и главный конструктор завода N 293
26. В Германию за ракетными и авиационными секретами
27. Отбор кандидата для первого полета в космос
28. Алкснис Яков Иванович (1897-1938)
29. Завод N 293 НКАП (Болховитинова)
30. В Москве было плохо в 1945 г.
31. Институт "Рабе": структура и деятельность, 1945 г.1
32. Немецкое наступление на Москву
33. Возвращение завода N 293, подходы к проблеме наведения перехватчика
34. Исаев Алексей Михайлович
35. БИ: истребитель-перехватчик с ЖРД: факультативный проект
36. Черток Б.Е. переходит в КБ-22 Болховитинова вместо покорения Эльбруса
37. КБ Болховитинова: судьба ДБ-А в Казани
38. Институт "Рабе": создание, 1945 г.
39. БИ: рождение идеи ракетного перехватчика
40. Сабуров конструктор
41. Шахурин А.И.
42. Пышнов Владимир
43. Авральная доводка ДБ-А до арктического варианта
44. Эвакуация завода 293 и КБ Болховитинова в Билимбай на Урал
45. Возвращение к Болховитинову, завод N 293
46. БАЙДУКОВ Георгий Филиппович 1907-1994
47. Мишин Василий Павлович
48. ГЛАВНЫЕ "ВОЛЬНЫЕ" АВИАЦИОННЫЕ КОНСТРУКТОРЫ

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»