|
|||
|
Болховитинов Виктор Федорович
Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди Имя профессора Болховитинова мало известно широкой публике. В истории нашей авиации он не пользовался славой всемирно известных генеральных конструкторов, и его почти не поминают в истории космонавтики. После двух неудач: гибели Леваневского на самолете Н-209 и Бахчиванджи на самолете-ракете БИ-1 - его иногда называли в именитых авиационных кругах неудачником. Действительно, коллектив Болховитинова не создал ни одного самолета, принятого на вооружение. Но в коллективе были собраны люди, которые, пройдя школу "патрона" - так мы его звали, сами стали создателями техники, нашедшей мировое признание. Позволю себе перечислить только несколько имен: Александр Березняк - конструктор крылатых ракет, Алексей Исаев - разработчик ЖРД для ракет подводных лодок и космических аппаратов, Василий Мишин - первый заместитель главного конструктора Королева, Константин Бушуев - заместитель Королева и руководитель проекта "Союз"-"Аполлон" , Николай Пилюгин - главный конструктор систем управления многих боевых ракет и носителей. К этой компании я имел смелость причислить и себя. Во время войны Болховитинов "пригрел" на Урале в Билимбае и выпустил в самостоятельное "плавание" Архипа Люлька - автора и первого разработчика отечественных турбореактивных двигателей . Производство талантов не столь почетно, как выпуск самолетов или ракет. Но историческое значение этого производства заслуживает большой признательности потомков. Я ( Черток ) неизменно вспоминаю Болховитинова, которого мы называли не иначе как патрон, со смешанным чувством досады и благодарности. Благодарности за воспитание стиля теплых человеческих отношений в творческом коллективе, независимо от должностной иерархии. Главный конструктор Болховитинов никогда не был главным и грозным начальником. Он был нашим старшим товарищем, которого власть облекла необходимыми по тем временам правами и обязанностями. Его не боялись, а попросту любили. Чувство досады связано с явной несправедливостью судьбы к таким ученым-конструкторам, как Болховитинов. Чтобы быть полноценным "главным" или "генеральным", надо было иметь в дополнение к интеллигентности больше того, что принято называть "исключительными организаторскими способностями". Болховитинов любил талантливых и не боялся, в отличие от других, что его ученики способны превзойти учителя и затмить его славу. Исаев , Березняк , Мишин , Пилюгин , бывшие соратники и подчиненные Болховитинова, сами стали "главными". Своими успехами они во многом обязаны школе Болховитинова. Одним из качеств, которое культивировалось в этой школе, было умение размышлять и в процессе повседневной рабочей суеты обобщать отдельные факты и события, стремясь понять движущие силы развития науки и техники. Однако никто из моих друзей военных лет не мог себе представить, какую революцию совершит наука с нашим непосредственным участием. Кербер В.Ф. Болховитинов, способный инженер, но неудачник, создал модификацию ТБ-3 с гладкой обшивкой и полуубирающимися шасси, самолет ДВА , на котором погиб Леваневский . Затем реактивный истребитель двигателем, на нем разбился Бахчиванджи . Построил истребитель с двумя двигателями Климова в тандеме, - неудача с центровкой. Махнул рукой на все, ушел на педагогическую работу. В.Ф. был военным инженером, и его всегда опекали работники ВВС, возможно это сыграло свою роль, и его не тронули.
Ссылки:
|