Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Конфликт Пилюгина с Челомеем

Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди

Инерциальные системы управления полетом с первых ракетных лет делал Пилюгин . В 1961 году в Харькове Сергеев, опираясь на мощное приборное производство, продолжил линию Коноплева по созданию системы управления для янгелевской Р-16 . Пилюгин очень не хотел работать на Челомея, особенно после конфликта, возникшего в связи с автоколебаниями рулевых машин на ракете УР-200 . Эта ракета была задумана Челомеем как альтернатива Р-36 . В 1963 году ракета УР-200 проходила первые предстартовые испытания. При включении рулевых машин, без подачи на них каких-либо управляющих команд, они начали раскачивать камеры. Вначале это привело к небольшим вздрагиваниям ракеты, но затем процесс самовозбуждения колебаний стал развиваться так интенсивно, что пришлось снять питание с рулевых машин и остановить подготовку к пуску. Челомей , наблюдавшийся это явление, заявил, что такие параметры системы управления Пилюгиным подобраны умышленно. - Пилюгина следовало бы за такие штучки арестовать. В сталинские времена подобное заявление могло оказаться роковым для Пилюгина.

- Ну, это он сгоряча. Плюнь ты на это, Николай, - примирительно высказался Королев. Разговор проходил за столом в нашей столовой "люкс" на "двойке".

- Я больше работать с ним не буду, - заявил Пилюгин.

- Николай, не дури, - поддержал я Королева, - поставишь фильтр, мы это уже не раз проходили. Пилюгин продолжал работать, деваться было некуда. Для УР-100 и тяжелого носителя УР-500 , то есть "сотки" и " Протона ", систему делал Пилюгин. Ракета УР-200 перспектив не имела и ничьим носителем не стала. Являясь одним из сторонников концепции Янгеля , Пилюгин обязан был выполнять постановление ЦК КПСС и правительства - создавать системы управления и для ракет Челомея. Когда возникла необходимость в создании системы управления специальной ступени, разводящей по разным целям боевые головки ракеты Р-36, Янгель уговорил Пилюгина взять эту трудную задачу на себя. Эта задача его увлекла. И, надо отдать должное, коллектив НИИАПа с ней отлично справился. Совета главных, типа старого королевского, Челомей не создал. Фактически под его председательством заседал не совет главных в нашем понимании, а техническое руководство в виде консультативного органа при генеральном конструкторе. Пилюгин на этих советах старался не появляться, посылал туда своих заместителей.

Второй серьезный конфликт у Пилюгина с Челомеем возник по поводу теории маятникового акселерометра, который использовался для управления дальностью полета. Челомей, считавший себя, и не без оснований, специалистом в области теории колебаний, пытался доказать, что большие ошибки по дальности при опытных пусках "соток" следует отнести на счет несовершенства системы управления дальностью, использующей это пилюгинское изобретение. Масло в огонь подливал и Кузнецов , который лишился монополии на гироприборы . Пилюгин не без успеха организовал у себя на новой базе на юго-западе Москвы разработку и прецизионное производство гироскопической техники.

Ссылки:

  • "Малая гражданская война ракетчиков" (между Янгелем и Челомеем)
  • В СССР БЫЛО ПЛОХО С ПЛАНИРОВАНИЕМ СТРАТЕГИЧЕСКИХ СИЛ В 1960-е годы
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»