Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Шкловский Виктор Борисович (1893 — 1984) краткая биография

Из Лунгиной

В 1926 г. Варвара Степанова сфотографировала Маяковского, Шкловского и Родченко в садике дома в Гендриковом переулке. 

Ровесник Маяковского, он учился в Петербургском университете и считался вундеркиндом. Уже в 1914 году он привлек к себе внимание брошюрой "Воскрешение слова", в которой подвергал нападкам устаревающие теории о том, что литература может отражать либо жизнь (реализм), либо высшую реальность ( символизм ).

Шкловский же утверждал, что объектом литературного исследования должна быть "литература как таковая", то есть то, что делает литературу литературой: рифма и звуки в поэзии, композиция в прозе и так далее. "Искусство всегда вольно от жизни, и на цвете его никогда не отражался цвет флага над крепостью города", - сформулирует он позднее несколько заостренно свое кредо. В теоретических рассуждениях Шкловского ощущается влияние идей футуристической поэтики о "самовитом слове", "слове самоцели". Старые, "изношенные" формы утратили смысл и больше не ощущаются. Требуются новые формы, "произвольные" и "производные" слова.

Футуристы создают новые слова из старых корней (Хлебников), "раскалывают его рифмой" (Маяковский) или меняют ударение с помощью стихотворного ритма (Крученых). "Созидаются новые, живые слова, - пишет Шкловский в "Воскрешении слова. - Древним бриллиантам слов возвращается их былое сверкание. Этот новый язык непонятен, труден, его нельзя читать, как "Биржевку". Он не похож даже на русский, но мы слишком привыкли ставить понятность непременным требованием поэтическому языку. Теперь, когда различимы новые эстетические течения, путь должны указывать не теоретики, а художники".

Таким художником был Маяковский, и когда вышло "Облако в штанах", Шкловский стал одним из его первых рецензентов. У Маяковского, как пишет он в альманахе "Взял", "улица, прежде лишенная искусства, нашла свое слово, свою форму". Представленный Маяковским новый человек "не сгибается, а "кричит... Рождается новая красота, родится новая драма, на площадях будут играть ее, и трамваи обогнут ее двойным разноидущим поясом цветных огней".

См.в Википедии Шкловский, Виктор Борисович

Источник - Википедия

Шкловский, Виктор Борисович (12 [24] января 1893 — 5 декабря 1984) — русский советский писатель, литературовед, критик, киновед и киносценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1979).

В. Б. Шкловский родился 12 (24) января 1893 года в Санкт-Петербурге в семье преподавателя математики еврейского происхождения, впоследствии профессора Высших артиллерийских курсов Бориса Владимировича Шкловского и его жены Варвары Карловны, урождённой Бундель, русско-немецкого происхождения. Родной брат отца — Исаак Владимирович Шкловский (1864—1935) был известным публицистом, критиком и этнографом, который публиковался под псевдонимом Дионео. Старший брат Виктора Шкловского — Владимир Шкловский — стал филологом, преподавателем французского языка в Санкт-Петербургской духовной академии, в 1919—1922 годах входил в Совет православных братств Петрограда, неоднократно арестовывался, был расстрелян в 1937 году. Другой брат, Николай Борисович (1890—1918), был расстрелян в 1918 году как правый эсер. Сестра — Евгения Борисовна (1891—1919) умерла в Петрограде в 1919 году.
Юность Виктор Шкловский провёл в Петербурге. Хотя много читал, был исключён из школы за плохую успеваемость, впоследствии успешно закончил «снисходительную» гимназию. Ещё гимназистом стал печататься в журнале «Весна». Учился в Петербургском университете на историко-филологическом факультете, посещал лекции таких известных учёных, как академики Крачковский и Бодуэн де Куртенэ.
После начала Первой мировой войны осенью 1914 года ушёл добровольцем в армию. Сменил несколько военных специальностей и в 1915 году вернулся в Петроград, где служил в школе броневых офицеров-инструкторов. В этот период с группой единомышленников (Л. П. Якубинский, Е. Д. Поливанов, О. М. Брик и др.) он готовил первый и второй выпуски Сборников по теории поэтического языка (1916, 1917), куда вошли и ставшие впоследствии хрестоматийными работы самого Шкловского «О поэзии и заумном языке» и «Искусство как приём». В 1916 году Шкловский стал одним из зачинателей «Общества изучения теории поэтического языка» (ОПОЯЗ), объединившего теоретиков формальной школы в литературоведении; ввёл термин «остранение».
Принял активное участие в Февральской революции, был избран членом комитета Петроградского Запасного броневого дивизиона, в качестве его представителя участвовал в работе Петроградского совета. Как помощник комиссара Временного правительства был направлен на Юго-Западный фронт, где 3 июля 1917 лично возглавил атаку одного из полков, был ранен в живот навылет и получил Георгиевский крест 4-й степени из рук Л. Г. Корнилова. После выздоровления в качестве помощника комиссара Временного правительства был направлен в Отдельный Кавказский кавалерийский корпус в Персию, где организовывал эвакуацию российских войск и вернулся с ними в Петроград в начале 1918 года.
В Петрограде Шкловский работал в Художественно-исторической комиссии Зимнего Дворца и активно участвовал в антибольшевистском заговоре эсеров. Когда заговор был раскрыт, Шкловский был вынужден покинуть Петроград и уехал в Саратов, некоторое время скрывался в психиатрической больнице, одновременно работая над созданием теории прозы. Затем он уехал в Киев, где служил в 4-м автопанцирном дивизионе и участвовал в неудачной попытке свержения гетмана Скоропадского.
Выполняя просьбу знакомой, уговорившей его доставить крупную сумму денег в Петроград, добрался почти до самой Москвы, но был узнан агентом ЧК и, спасаясь от ареста, на ходу выпрыгнул с поезда. После этого, добравшись до столицы, он встретился с М. Горьким, который ходатайствовал за него перед Я. М. Свердловым. По некоторым источникам, Свердлов выдал Шкловскому документ на бланке ВЦИК с требованием прекратить его дело. В конце 1918 года Шкловский решил больше не участвовать в политической деятельности и в начале 1919 вернулся в Петроград, где преподавал в Студии художественного перевода при петроградском издательстве «Всемирная литература» теорию литературы.
Весной 1920 года Шкловский стрелялся на дуэли, покинул Петроград и отправился на поиски жены, которая выехала на Украину, спасаясь от голода. В рядах Красной армии Шкловский принял участие в боях при Александровске, Херсоне и Каховке.
Затем Шкловский вновь вернулся в Петроград, 9 октября 1920 был избран профессором Российского института истории искусств. В 1921 и начале 1922 Шкловский активно печатался в журналах «Петербург», «Дом искусств», «Книжный угол», отдельными оттисками издал ряд статей по литературоведению, опубликовал мемуарную книгу «Революция и фронт», участвовал в собраниях группы «Серапионовы братья».
Но в 1922 году начались аресты эсеров, и Шкловский 4 марта 1922, спасаясь от ареста, бежал в Финляндию. Его жена, Василиса Шкловская-Корди, арестованная в качестве заложницы, находилась некоторое время в заключении. В письме Максиму Горькому от 18 сентября 1922 года Шкловский пишет: «Освободили её за виру в 200 рублей золотом. Вира оказалась „дикой“, так как внесли её литераторы купно. Главным образом Серапионы». Шкловский жил в Берлине с апреля 1922 до июня 1923 года — (адрес: Kaiserallee 207, ныне Bundesallee), где издал мемуарную книгу «Сентиментальное путешествие» (1923), название которой позаимствовано у книги Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768).
С конца 1922 года Шкловский начал просить о возвращении в СССР. Вернулся в сентябре 1923, жил в Москве. Был близок к футуристам — В. Хлебникову, А. Кручёных,В. Маяковскому, с которым был особенно хорошо знаком и, которого посещал на квартирах в Гендриковом переулке, 15/13, и Лубянском проезде, 3/6. Со свойственным ему темпераментом активно участвовал в литературных дискуссиях 1920-х, проходивших во Дворце искусств (Поварская улица, 52) и Большой аудитории Политехнического музея (Новая площадь, 3). Один из лидеров группы «ЛЕФ». Его идейные и эстетические позиции подвергались нападкам со стороны идеологов РАПП.
В 1930 году Шкловский выступил с покаянной статьёй «Об одной научной ошибке». С 1930-х годов, вынужденный перейти к принципам более широкого социально-исторического исследования, выступал как критик современной литературы. С московскими впечатлениями связаны книги Шкловского «О Маяковском», «Встречи», мемуары «Жили-были» и другие, дающие яркую картину жизни московской творческой интеллигенции 1920-х годов.
Осенью 1932 года Шкловский отправился в поездку на строительство Беломоро-Балтийского канала. Главной целью его поездки является не сбор материала (тем не менее Шкловский написал обширные фрагменты для коллективной книги 1934 года, воспевавшей строительство канала), а встреча с братом, находившимся в заключении, и, по возможности, облегчение его участи. На вопрос сопровождавшего его чекиста, как он себя здесь чувствует, Шкловский ответил: «Как живая лиса в меховом магазине».
Интерес к отечественной, и в частности к московской, истории отразился в повестях Шкловского «Матвей Комаров, житель города Москвы» (1929), «Минин и Пожарский» (1939) и др. Большое место в творчестве Шкловского занимают работы о Л. Н. Толстом, Ф. М. Достоевском, С. М. Эйзенштейне. Сын Шкловского погиб на фронте Великой Отечественной войны в 1944 году.
В 1960-х на Западе возник интерес к работам Шкловского 1920-х годов.
В. Б. Шкловский скончался 5 декабря 1984 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Семья
Первая жена — Василиса Георгиевна Шкловская-Корди (1890—1977), художница.
Сын — Никита Викторович Шкловский-Корди (1924—1945), погиб на фронте.
Дочь — Варвара Викторовна Шкловская-Корди (род. 1927), физик. Её сын (от брака с биофизиком Ефимом Арсентьевичем Либерманом) — онколог и физиолог Никита Ефимович Шкловский-Корди. Вторым браком замужем за поэтом Николаем Васильевичем Панченко.
Вторым браком (с 1956 года) был женат на Серафиме Суок.

Награды и премии
Государственная премия СССР (1979) — за 2-е издание книги «Эйзенштейн»
три ордена Трудового Красного Знамени (31.01.1939; …)
орден Дружбы народов
Георгиевский крест IV степени

Интересные факты
Выражение «по гамбургскому счёту», введённое в русский язык благодаря Шкловскому, основывалось на рассказе о недоговорных матчах в Гамбурге, когда борцы решали, кто из них сильнее, для себя, а не для публики, и всё это происходило тайно. По всей видимости, эти гамбургские матчи — выдумка Шкловского, и их никогда не существовало.
Шкловский, к которому М. А. Булгаков питал неприязнь на почве любовного соперничества, выведен им под фамилией Шполянский в романе «Белая гвардия», как человек с демоническими бакенбардами, командовавший автомобильной ротой в Киеве и саботировавший её перед приходом С. В. Петлюры — поступок, реально совершённый Шкловским, хотя и в другое время.
«Zoo, или Письма не о любви» основываются на частично выдуманной, частично настоящей переписке безответно влюблённого в Берлине Шкловского с Э. Триоле, сестрой Л. Ю. Брик. Несколько писем написано ею. Через некоторое время она станет известной французской писательницей и супругой Л. Арагона. Писать книги ей посоветует М. Горький, прочитавший её письма в «Zoo».
Кроме того, Виктор Шкловский выведен в качестве героя или же выступал прототипами следующих произведений: книги О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» (под именем «Жуканец»), романа В. А. Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» («Некрылов»), книги В. Н. Иванова «У» («Андрейшин»). По предположению исследователей, он также был прототипом Сербинова из романа «Чевенгур» А. П. Платонова и Льговского из романа-поэмы "Орфография" Дмитрия Быкова.
Имя героини Суок романа «Три толстяка» Ю. К. Олеши — на самом деле фамилия. Эта фамилия принадлежала до замужества жене Олеши — Ольге Густавовне. А две её сестры вышли замуж за Шкловского и Э. Г. Багрицкого: на Серафиме Густавовне (1902—1982) в 1956 году женился Шкловский, а на Лидии — Багрицкий. Серафима сначала сама была гражданской женой Олеши (бездушная кукла — это именно она), а с 1922 года — В. И. Нарбута, а после Н. И. Харджиева, и лишь потом Шкловского. Она выведена как «подруга ключика», «дружочек» в романе В. П. Катаева «Алмазный мой венец». Шкловский также был женат на художнице Василисе Георгиевне Шкловской-Корди (1890—1977).
Музыкант, режиссер и сценарист Михаил Местецкий назвал свою группу в честь В.Б. Шкловского - "Шкловский".

Высказывания 
Богему создал ВАПП, накооптировавший в писатели 3000 человек (из выступления).
Когда мы уступаем дорогу автобусу, мы делаем это не из вежливости (по Б. Сарнову).
Любовь — это пьеса. С короткими актами и длинными антрактами. Самое трудное — научиться вести себя в антракте («Третья фабрика»).
Для того, чтобы познать своё сердце, надо немножко знать анатомию («Лев Толстой»).
Лестница литературных объединений ведёт к нарисованным дверям. Лестница существует эта, пока идёшь («Третья фабрика»).
Что касается электричества, телефона и ванны, то уборная в 100 саженях («Третья фабрика»).
Советская власть научила литературоведение разбираться в оттенках говна.
Мы получаем деньги не за труд, а за трудности, с которыми их получаем.

Список сочинений
Собрание сочинений в 3 тт.
«Воскрешение слова», 1914. Теоретическая работа
«Встречи», 1944
«Второй май после октября». Историческая проза
«В Ясной Поляне». Историческая проза
«Гамбургский счёт», 1928.
«Дневник», 1939. Сборник статей
«Достоевский», 1971. Статья
«Жили-были». Мемуары
«Житие архиерейского служки». Историческая проза
«За и против. Заметки о Достоевском», 1957
Заметки о прозе Пушкина, М., 1937
«Заметки о прозе русских классиков», 1955
«За 60 лет. Работы о кино». Сборник статей и исследований.
«За сорок лет. Статьи о кино». [Вступ. ст. М. Блеймана], 1965. Сборник статей и исследований.
«Иприт». Фантастический роман (в соавторстве с Вс. Ивановым), 1925
«Искусство как приём». Статья
«Исторические повести и рассказы», 1958. Сборник
«Константин Эдуардович Циолковский»
«Лев Толстой». М.: Молодая гвардия, 1967.- 800 с. ЖЗЛ
«Литература и кинематограф», 1923. Сборник
«Марко Поло». Историческая повесть. (ЖЗЛ, 1936.)
«Матвей Комаров, житель города Москвы», 1929. Повесть
«Минин и Пожарский», 1940. Историческая проза.
«О мастерах старинных». Историческая проза.
«О Маяковском», 1940. Мемуары
«О поэзии и заумном языке». Теоретическая работа.
«О солнце, цветах и любви»
«О теории прозы»,1925. Теоретическая работа.
«О теории прозы». 1983. Теоретическая работа.
«Повести о прозе. Размышления и разборы», 1966. Основан на переработке старых сочинений:
«Художественная проза. Размышления и разборы», 1959
«Заметки о прозе русских классиков», 1953
«За и против. Заметки о Достоевском», 1957
«Заметки о прозе Пушкина», 1937
«Повесть о художнике Федотове». «Капитан Федотов», 1936,(«Федотов» в биографической серии ЖЗЛ, 1965).
«Подёнщина», 1930
«Поиски оптимизма», 1931
«Портрет». Историческая проза
«Пять человек знакомых», [Тифлис], «Заккнига», 1927. 100 с. 3 000 экз.
«Развёртывание сюжета», 1921. Теоретическая работа.
«Революция и фронт», 1921. Мемуары. Позже входит в состав «Сентиментального путешествия»
«Розанов». Статья
«Свинцовый жребий», 1914. Поэтический сборник
«Сентиментальное путешествие». Автобиографическая проза о периоде Гражданской войны.
«Созрело лето»
«Тетива. О несходстве сходного», 1970. Теоретическая работа
«Техника писательского ремесла», 1927
«Третья Фабрика». Автобиографическая проза. 1926
«„Тристрам Шенди“ Стерна и теория романа“, 1921. Теоретическая работа
„Удачи и поражения Максима Горького“, [Тифлис], «Заккнига», 1926. 65 с. 4 000 экз.
„Ход коня“, Сборник статей. Москва—Берлин, «Геликон», 1923.206 с.
«Чулков и Левшин», 1933.
«Эйзенштейн». Книга отмечена Государственной Премией.
«Энергия заблуждения», 1981
«Zoo. Письма не о любви или Третья Элоиза», 1923. Эпистолярный роман

Кинематографические сценарии
Многие из них написаны в соавторстве.
Немое кино
«Проститутка», (реж. Олег Фрелих)
«Крылья холопа», 1926
«По закону», 1926. (Экранизация рассказа Джека Лондона).
«Предатель», 1926. Режиссёр — Абрам Роом.
«Третья Мещанская», 1927. Режиссёр — Абрам Роом.
«Ухабы», 1927. Режиссёр — Абрам Роом.
«Евреи и земля», 1927. Документальный фильм.
«Ледяной дом», 1927. (Экранизация романа Ивана Лажечникова)
«Два броневика», 1928
«Дом на Трубной», 1928. Режиссёр — Борис Барнет. В ролях — Вера Марецкая. Сценарий совместно с Эрдманом и др.
«Казаки» (Грузия), 1928
«Овод» (Грузия), 1928
«Капитанская дочка», 1928
«Последний аттракцион», 1928
«Турксиб», 1929. Документальный фильм
«Американка» (Грузия), 1930.
«Отчим» (Грузия), 1930

Мультфильмы
«Три медведя», 1937. Мультфильм.
«Три толстяка», 1963. Мультфильм.
«Сказка о золотом петушке», 1967. Мультфильм

Звуковое кино
«Молодёжь побеждает», (Грузия), 1928.
«Мёртвый дом», 1932. (Экранизация Ф. М. Достоевского). Кроме соавторства сценария, Шкловский также снялся в роли Петрашевского.
«Горизонт», 1932. Режиссёр — Л. В. Кулешов
«Беломорско-Балтийский водный путь», 1933
«Минин и Пожарский», 1939. Режиссёр — В. И. Пудовкин. (Экранизация книги Шкловского)
«Алишер Навои», 1947 (совместно с Алексем Спешневым)
«Далёкая невеста», 1948
«Чук и Гек», 1953
«Овод», 1955. В гл. роли — О. А. Стриженов.
«Казаки», 1961. Режиссёр — В. М. Пронин.
«Баллада о Беринге и его друзьях», 1970

Телепередачи
Шкловский выступал рассказчиком в следующих многосерийных передачах:
«Жили-были» (1972)
«Слово о Льве Толстом» (1978)

Ссылки:

  • Бабель Исаак Эммануилович (1894-1940)
  • ШКЛОВСКИЙ ВИКТОР БОРИСОВИЧ: СОЛДАТ, ЛИТЕРАТУРОВЕД
  • Шолохов Михаил Александрович (1905-1984)
  • Гумилев Лев Николаевич (1912 — 1992)
  • ДИСК (дом искусств)
  • Грин (Александр Степанович Гриневский, 1880-1932)
  • Маяковский: выставка "20 лет работы", ссора с Пастернаком
  • У Маяковского и Элли в США родилась дочь-Элли
  • Маяковский, Николай Пунин, Лили Брик и ее сексуальные предпочтения
  • Брики прибыли в Москву на похороны Маяковского
  • Метаморфоза - Лили Брик делает Маяковского "приличным" человеком
  • Искусство должно быть тенденциозным и политически направленным 1929
  • Выставка "20 лет работы" была проигнорирована властями и поэтами
  • Брик, Якобсон и Шкловский начали изучение новой поэзии
  • Маяковский идеализировал войну и был призвали в армию 1915
  • Хорошее отношение Маяковского к лошадям и плохое к Горькому
  • Маяковский: постскриптум
  • Лживый отчет о Берлине, Лиля Брик отставила Маяковского
  • Маяковский: снова кинематограф: "КАК ПОЖИВАЕТЕ?" 1926-1927
  • Маяковский, Лили и Эльза Брик в Берлине, 1923
  • ЛЕФ, "Про это", 1923
  • ЛЕФ распался, катализатор - Пастернак
  • Мозг Маяковского: 1700 граммов гениальности
  • МСЬЕ ТРИОЛЕ (Эльза с матерью эмигрируют)
  • Маяковский: Источники и использованная литература
  • Треугольник, не считая Андре - Эльза-Якобсон-Шкловский
  • Виктор Шкловский и Роман Якобсон
  • Маяковский - Лили Брик: новый кризис, 1924
  • Осип Брик становится лингвистом
  • Супружеская поездка на государственный счет? (Маяковский и Брики)
  • Что случилось с Галичем 15 декабря?
  • Витали Серена
  • Враги не простые [Войнович В.Н. и КГБ]
  • Донцова Дарья
  • Отношение Сталина к живому и мертвому Маяковскому
  • Булгаков: "Я - МИСТИЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ" 00
  • Последние годы жизни Горького
  • Эренбург: отношение к сионизму и Израилю
  • Интерес Сталина к смерти Маяковского
  • Разные интерпретации телефонного звонка Сталина Пастернаку
  • Зачем Сталину понадобился Иван Грозный?
  • Горький, Ходасевич и вопрос о возвращении в СССР
  • Эренбург, проживая за границей, всецело зависел от Советов
  • Авербах - свой человек в семье Горького
  • О поэзии Д.Бедного
  • "Высокая страсть" настоящих поэтов и Мандельштама
  • Горький сближается с Ходасевичем, осознание этического краха человека
  • Горький не защищал писателей и поэтов
  • Благие деяния Горького в 1917-19 гг
  • "Русские сказки" Горького - жестская сатира на общество 10-х гг
  • Уэллс в России 1920, роман с Закревской
  • Горький с "семейством" в Германии. Тайны Марии Будберг
  • "Беседу" не пускают в Россию
  • Мария Будберг заставляет Горького написать "Воспоминания о Ленине" и с
  • Глубокое различие между Горьким и Уэлльсом1
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»