|
|||
|
"Русские сказки" Горького - жестская сатира на общество 10-х гг
Горькому в середине десятых годов вся философия окончательно опротивела - он хочет другой, ясной, сознательной жизни, а интеллигентские споры больше не занимают его. В 1915 - 1917 годах он пишет едва ли не самый актуальный и живучий свой текст - "Русские сказки" , самим острием своим направленный против интеллигенции . Это вообще удивительный цикл - не зря первая невенчанная жена Горького, Каминская , уверяла его, что он рожден для сцены, для комического амплуа. Сам Лев Толстой покатывался над его устными новеллами. Горьковская сатира жестока, в меру цинична (но здесь это как раз кстати), прицельно точна - почти все "Сказки" и сегодня бьют в яблочко. И главная мишень тут - не деспотизм, не тупость власти, не полицейский произвол и прочие русские пороки, а именно конформизм, слабость и трусость родной интеллигенции, в особенности из литераторского сословия. Шкловский говорил Лидии Гинзбург , что у всякого писателя в старости бывает период, когда хочется наконец написать правду обо всех; у Горького этот период настал в сорок семь лет. Впрочем, он и себя не пощадил - мы уже говорили о том, что в поэте-декаденте Закивакине- Смертяшкине узнается сам ранний Горький с "Девушкой и смертью", только пафос у него был другой, жизнеутверждающий, а стилистика очень похожа. Особенно хороша для нынешних времен пятая сказка, посвященная поискам своего национального лица - тогда огромная часть интеллигенции кинулась его отыскивать, потому что войну без национальной идеи не выиграешь. Многие ударились тогда в такое русофильство , в такой пещерный национализм, что космополитический пафос русской революции поневоле становится понятен; главное же - что "национальное лицо" пытались слепить не из принципов, правил и идей, а из голых данностей типа крови и почвы. Есть сказка против интеллигенции, которая воззваниями борется с погромами. Есть сказка против толстовства. А есть сказка, которая, верно, должна была особенно понравиться Ленину, выдвинувшему тогда лозунг превращения империалистической войны в гражданскую. Эта сказка была особенно ненавистна тем, кто считал величайшим предательством в военное время хоть слово говорить против российского общественного строя, а таких было много. Опять трудно сказать, кто был прав, - поскольку мы знаем, чем все кончилось, - но одного у Горького не отнять: четырнадцатая сказка из прославленного цикла обладает редкой убедительностью. Там Ивашку все время зовут воевать - то против поляков, то против французов, то против немцев, - а начальство его только порет. Смущают его разные бесы - ты, спаситель России, за себя бы хоть раз постоял, - а он в ответ только в затылке чешет. Один раз захотел почесать - а головы-то у него и нету. Все. Сказку эту Горький опубликовал в самом начале 1917 года. И, как всегда, попал в нерв: этот его призыв был услышан даже слишком быстро. Ссылки:
|