|
|||
|
Осип Брик становится лингвистом
Благодаря знакомству со Шкловским Осип вошел в круг молодых филологов и литературоведов, столь же революционно настроенных в своих областях, как футуристы в поэзии, и в августе 1916-го он издал сборник, так поразивший Романа Якобсона . Не имея ни литературного, ни лингвистического образования, Осип с невероятной легкостью и быстротой овладел научными вопросами. Уже во втором томе статей о поэтическом языке, вышедшем в декабре 1916 года под той же издательской маркой ОМБ, он представил эпохальную теорию о "звуковых повторах". "Способность у него была исключительная, - вспоминал Роман Якобсон. Для него "все было как крестословец". Несмотря на то что по-древнегречески он знал всего несколько слов, он быстро пришел к выводам о древнегреческом стихосложении, которые, по определению специалиста, были "поразительными". Столь же поразительной, как его блистательный ум, была другая черта Осипа - "у него не было амбиций", выражаясь словами Романа Якобсона, или "воли к совершению", по утверждению Шкловского. Осип был конвейером идей, но его никогда особенно не заботила их реализация. Зато он щедро делился ими с друзьями и коллегами в беседах и дискуссиях. Однако только ли в отсутствии амбиций было дело? "Меня он вообще любил, - вспоминал Якобсон, - но когда я пришел к нему и сказал, что мне грозит попасть в дезертиры, он ответил: "Не вы первый, не вы последний". И ничего не делал". Может быть, отсутствие амбиций было выражением чего-то иного? Чрезмерной осторожности? Условным рефлексом русского еврея лишний раз не высовывать голову? Безразличием? Виктор Шкловский утверждал, что Брик - "уклоняющийся и отсутствующий". Примером тому было его нежелание идти на военную службу. Кроме того, он был крайне рационален: "Если отрезать Брику ноги, то он станет доказывать, что так удобней". Ссылки:
|