Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Cимволизм

См. в Википедии Символизм

Источник - Википедия

Символизм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений 
в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее 
наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в 
самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды 
искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к 
новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства 
современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, 
намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, 
являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представлялось лишь 
«видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.
   Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном 
Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 
года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал:
Символическая поэзия — враг поучений, риторики, ложной чувствительности и 
объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, 
однако эта форма — не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её 
власти. С другой стороны, символическое искусство противится тому, чтобы Идея 
замыкалась в себе, отринув пышные одеяния, приготовленные для неё в мире явлений. 
Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для 
искусства символов не сами по себе, а лишь как осязаемые отражения перво-Идей, 
указующие на своё тайное сродство с ними... Символистскому синтезу должен 
соответствовать особый, первозданно-широкоохватный стиль; отсюда непривычные 
словообразования, периоды то неуклюже-тяжеловесные, то пленительно-гибкие, 
многозначительные повторы, таинственные умолчания, неожиданная недоговорённость 
— всё дерзко и образно, а в результате — прекрасный французский язык — древний и 
новый одновременно — сочный, богатый и красочный...
   К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым 
пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. «Символизм» стал первой 
теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более 
эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. Следует, 
однако, отметить, что в России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти 
термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно 
так его манифестировали, а в декадентстве — безволие, безнравственность и увлечение лишь 
внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:

  Мандрагоры имманентные 
  Зашуршали в камышах, 
  А шершаво-декадентные 
  Вирши — в вянущих ушах.

Основные принципы эстетики символизма впервые появились в творчестве французских 
поэтов Шарля Бодлера, Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме, Лотреамона.

Русский символизм

Новое литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного сознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература «Серебряного века» ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма — 1890-е годы — 1910 год. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции:
   российская — поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского;
   французский символизм — поэзия Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера. Основная мысль: искусство — средство познания мира.
Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.
   Старшие символисты
Петербургские символисты: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, Н. М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.
   Московские символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.
«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.

    Младшие символисты
А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании.

Ссылки:

  • Гиппиус Зинаида Николаевна (1869-1945)
  • Брюсов Валерий Яковлевич (1873 -1924)
  • Брик Осип Максимович (1888-1945)
  • Шкловский Виктор Борисович (1893 — 1984) краткая биография
  • Ходасевич Владислав Фелицианович (1886-1939)
  • Кафе Поэтов и анархизм
  • Серебряный век
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»