ВПК контролировала и координировала работу всех оборонных отраслей
промышленности, науки и техники. По идее, она заменяла специализированные
межведомственные комитеты, созданные вскоре после войны. После
свержения Хрущева
началась "обратная перестройка" промышленности. Республики,
края, области лишались экономической самостоятельности в управлении
народным хозяйством. Региональные совнархозы были ликвидированы, их права
снова передавались центральным министерствам. Министерства
военно-промышленного комплекса создавались на базе государственных
комитетов по соответствующим отраслям науки и техники, благо их
председатели уже имели ранг министров. ВПК объединяла в 1965 году восемь
министерств. Совнархозы упразднялись, и министерствам возвращались
производственные мощности оборонной промышленности, к великому огорчению
руководителей республик и областей. Власть ВПК не ограничивалась
промышленностью. Членами ВПК были
президент Академии наук
, заместитель председателя
Госплана СССР
, главнокомандующие
ВВС
,
РВСН
,
ВМФ
,
ПВО
и заместитель министра обороны по новым видам вооружения.
Председатель ВПК
был одновременно
заместителем Председателя Совета Министров СССР
. Столь представительный состав давал возможность принимать решения,
имеющие определяющее значение для военного могущества страны. Практически
основная масса научно-технической интеллигенции так или иначе была связана
с тематикой военно-промышленного комплекса. Министерства
электропромышленности, черной и цветной металлургии, транспортного и
тяжелого машиностроения, приборостроения и многие другие формально не
подчинялись ВПК, но были загружены выгодными заказами военной
промышленности значительно больше, чем гражданской продукцией. Высшие
технические учебные заведения и университеты получали секретные задания на
научно-исследовательские работы. Соответственно возрастала масса секретных
кандидатских и докторских диссертаций. По составу ВПК казалось, что в руках
ее председателя концентрируется огромная власть - весь военно-промышленный
комплекс и четыре рода войск. Однако на деле власть и могущество ВПК были
строго ограничены. ВПК не имела права самостоятельного выпуска
правительственных постановлений. Однако аппарат ВПК готовил, согласовывал и
утрясал проекты постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Только после
подписи Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР
любое постановление приобретало силу закона и было обязательным для
исполнения министерствами, входящими в состав ВПК, и отраслями, не
удостоенными такой чести.
Заведующий оборонным отделом ЦК
КПСС и его аппарат зорко следили за поведением ВПК, с тем чтобы не было
никаких попыток проявления избыточной инициативы, создающей угрозу
всевластию Политбюро и партийного аппарата. Министр финансов и председатель
Госплана формально не подчинялись решениям ВПК.
Распоряжаться распределением материальных средств и бюджетными
ассигнованиями ВПК не могла. Чтобы получить средства из бюджета, фонды на
материалы и оборудование или валюту, требовалось постановление ЦК или
личное распоряжение Председателя Совмина. Другой власти Министерство
финансов, Госплан и Госснаб не признавали. Кадровые вопросы также были вне
власти ВПК. Ни снять, ни назначить на руководящую должность даже директора
второстепенного оборонного завода ВПК была не вправе. Кадрами высоких
рангов занимался
секретариат ЦК КПСС
. Кадрами "местного значения" должны были ведать сами министры,
но по согласованию с ЦК национальных компартий, обкомами, крайкомами и
горкомами. Тем не менее заседания ВПК и последующие ее решения имели важное
значение. Здесь руководители промышленности и научных учреждений получали
возможность достаточно подробно излагать свои соображения по новым видам
вооружения и перспективным технологиям. Министры обращались за помощью друг
к другу, апеллируя при необходимости к председателю. Можно было критиковать
проекты, постановку экспериментов, вносить предложения, выходящие за рамки
возможностей одного министерства.