|
|||
|
В-1000 противоракета
Приступить к работе над противоракетой сразу после выхода постановления ЦК Петру Дмитриевичу Грушину не удалось - масса проблем, возникших при испытаниях зенитной ракеты В-750 , отвлекла на их решение силы всего коллектива. Неприятностей было, хоть отбавляй, поэтому работали день и ночь. Сначала В-750 "падали в песок" - после отделения ускорителя не запускался маршевый двигатель. Затем, из-за неудачной конструкции нового датчика давления, потеряли восемь ракет подряд... Только в ноябре 1956 года, завершив заводские испытания зенитной ракеты, Грушин взялся за противоракету. По сложившейся традиции, ей присвоили литеру "В", а номер 1000 дали "в честь" скорости, которую предстояло достичь. До начала создания противоракет ведущие конструкторы изделий в ОКБ Грушина не назначались. Первые ведущие появились при разработке темы В-1000. С 1956 по 1958 год ведущим конструктором противоракеты В-1000 был Семен Гершевич Гриншпун . Затем он перешел в НИИ-88 , а в 1958 году ведущим конструктором В-1000 был назначен Владимир Александрович Ермоленко . Бригаду аэродинамиков возглавлял Виталий Георгиевич Васетченков . Первые противоракеты были собраны на опытном производстве МКБ "Факел" . В 1958 году к освоению серии приступил Долгопрудненский машиностроительный завод . Выпуск В-1000 на заводе начался в 1959 году. Всего было собрано около ста изделий. Жидкостный ракетный двигатель разрабатывался в ОКБ-3 НИИ-88 под руководством Доминика Доминиковича Севрука , затем - в ОКБ-2 НИИ-88 под руководством Алексея Михайловича Исаева , пороховой ускоритель - в КБ-2 завода * 81 под руководством Ивана Ивановича Картукова . Бортовая радиоаппаратура, в состав которой входили блок визирования и блок наведения, разрабатывалась в СКБ-30 КБ-1 под руководством Ивана Дмитриевича Омельченко , автопилот разрабатывался в СКБ-36 КБ-1 под руководством Петра Михайловича Кириллова . Стартовая автоматика создавалась в ОКБ завода "Дзержинец" под руководством главного конструктора Алексея Фроловича Федосеева , оборудование технической позиции в ГипроНИИавиапроме под руководством главного инженера проекта Наума Александровича Шапиро . Рассказывает заместитель главного конструктора МКБ "Факел" Р.Б. Ванников . "Раздувая проблемы, возникшие при испытаниях зенитной ракеты В-750 системы С-75 , заместитель министра С.М. Владимирский предложил ликвидировать наше ОКБ-2 (первоначальное название МКБ "Факел - прим. авт.). Однако Петра Дмитриевича Грушина поддерживал заместитель председателя Специальной комиссии при Совмине (позже - ВПК ) Сергеи Иванович Ветошкин . За создание системы С-25 С.И. Ветошкин только что был удостоен звания Героя Социалистического Труда и имел большой авторитет. В отличии от С.М. Владимирского, он считал, что П.Д. Грушин не только справится с зенитной ракетой, но "одолеет" и противоракету. Спор обострился и и нем решил принять участие Председатель Спецкомиссии Василии Михайлович Рябиков . П.Д. Грушин доложил ему о противоракете. В.М. Рябиков внимательно выслушал и сказал: - Лично я считаю. что проблему зашиты от баллистических ракет можно решить только с помощью самих баллистических ракет. Не уверен, что эту проблему сможет решить В-1000 . Но делать ее надо, и я буду помогать вам всеми силами". Рассказывает заместитель главного конструктора МКБ "Факел" Г.С. Иофинов . "Ознакомившись с заданием, мы поняли, какую сложную работу предстоит выполнить. Если проходившая испытания В-750 предназначалась для поражения самолетов, летящих со скоростью до 400 м/с. то противоракета должна была обладать возможностью перехвата целей, летящих со скоростью 2 500 м/с и иметь максимальную скорость полета 1ООО м/с. Почти вдвое возрастала дальность управляемого полета, в четыре раза увеличивался вес, более чем в три раза - масса боевой части и тяга маршевого двигателя. На несколько километров предстояло поднять высоту перехвата". Рассказывает бывший ведущий конструктор противоракет МКБ "Факел" В.А. Ермоленко . "Предварительные расчеты показали, что обеспечить заданные требования можно, используя классическую в то время двухступенчатую схему с пороховым ускорителем и жидкостным маршевым двигателем второй ступени. Вначале предлагалось шахтное вертикальное хранение противоракет с автоматизированной подачей на пусковую установку в процессе полготовки к старту. Однако в целях экономии и упрощения комплекса от этого способа отказались. Полностью подготовленная и заправленная противоракета привозилась с технической позиции на транспортном устройстве и перегружалась на находящиеся в горизонтальном положении направляющие пусковой установки. Под второй ступенью из-за ее большой длины устанавливалась дополнительная опора, скользившая при старте по направляющим вместе с противоракетой. Угол старта был постоянным - 70 градусов. Хранилась противоракета в горизонтальном наложении. В процессе подготовки к старту B-1000 разворачивалась по азимуту и поднималась на угол cтарта. В 1957 году ОКБ-2 было переведено в ГКАТ и включено в состав 2-го главною управления (начальником управления сначала был Федор Павлович Герасимов , затем - Александр Александрович Целибеев ). С учетом большой важности работ по ПРО и сложной кооперации разработчиков, во 2-м ГУ было создано 9-е управление , начальником которого стал Николай Николаевич Власов , а начальниками отделов - Олег Андреевич Морозов и Василий Семенович Молоканов . К 1958 году были изготовлены пусковая установка, аппаратура стартовой позиции и оборудование технической позиции. На опытном производстве ОКБ- 2 собраны первые образцы противоракет с пороховым ускорителем и габаритно-весовым имитатором второй ступени (так называемой, болванкой, заполненной балластом), что было необходимо для отработки старта и механизмов пусковой установки. Позднее наше ОКБ-2 выпустило около десяти противоракет в полной комплектации. После монтажа пусковой установки на 6-й площадке Балхашского полигона началась подготовка к летным испытаниям первых образцов (болванок). Общее руководство испытаниями осуществлял начальник отдела ОКБ-2 Федор Иванович Заволокин , а затем - заместитель главного конструктора по испытаниям Григорий Филиппович Бондзик . Непосредственную работу по подготовке противоракет, пускам и анализу результатов проводили инженеры-испытатели Валентин Иванович Юманов , Леонид Евгеньевич Спасский , Вячеслав Сергеевич Тимофеев и Витольд Еремеевич Слобода ". Рассказывает ведущий конструктор МКБ "Факел" В.Е. Слобода . "На временной стартовой позиции 6-й площадки были построены две пусковые установки. Для полной надежности мы предполагали проводить пуски двух противоракет В-1000 по одной цели с интервалом 5-10 секунд. Однако на стрельбах мы всегда экономили, и реально по одной цели двумя противоракетами ни разу не стреляли. Проектировщики предусмотрели возле каждой пусковой установки котлован с отбойником газовой струи разгонного двигателя. Увидев огромных размеров котлован, я усомнился в его необходимости, а, проведя расчеты, пришел к выводу, что он не нужен, и стал доказывать это руководству проектировщика - ЦПИ-20 Минобороны . Однако переделывать проект никто не хотел, да и боялись, - мало ли что случится. Помог мне заместитель Кисунько - Елизаренков . Во время очередной бесплодной поездки я встретился с ним в коридорах ЦПИ-20 и выложил свои расчеты. Елизаренков поддержал меня, доложил Кисунько, и вторую ПУ сделали уже без котлована. Мои расчеты подтвердились - все пуски проходили нормально. См. В-1000 основные характеристики На пусковую установку временной стартовой позиции противоракета устанавливалась с помощью крана. Это было очень неудобно, медленно и небезопасно. Строительство сооружений постоянной стартовой позиции шло полным ходом, и вскоре пусковые установки, на которые ракета устанавливалась без помощи крана прямо с машины, были введены в строй. С постоянной позиции начались первые парные пуски противоракет В-1000. Неожиданно в автопилоте возник так называемый исчезающий дефект: иногда он появлялся, иногда - исчезал. Искать такой дефект - сплошное мучение. Поэтому решили не "копаться" и не срывать график испытаний, а включить автоматику за два часа до пуска, проверить работу всей аппаратуры и надеяться на то, что дефект не проявится. О поговорке "Поспешишь - людей насмешишь" не подумали. На помощь из КБ-1 срочно прилетел главный конструктор автопилота П.М. Кириллов . Г.Ф. Бондзик в это время болел, я позвонил ему домой и он одобрил наше решение. Включили автоматику, и обнаружили, что дефект проявляется на первой противоракете. Тщательно подготовились, и провели парный пуск. Его результаты нас ошарашили: первая противоракета с замеченным дефектом выполнила почти всю программу, пролетев примерно 75 процентов траектории, а вторая противоракета, на которой вообще не было обнаружено никаких дефектов, упала в песок через 10 секунд полета. Узнав о результатах испытаний, П.Д. Грушин рассердился на нас, велел отставить самодеятельность и отложить следующий парный пуск до тех пор, пока Кириллов не исправит автопилот. Что и было сделано через неделю. Пуски продолжались с переменными успехами. Один из них оказался неудачным - в полете не включился концевой замыкатель, от которого начинал работать ответчик И.Д.Омельченко. Прочитали телеметрию и выяснили, что ответчик все же включился, но на 40-й секунде полета, когда уже было поздно. На полигон прилетел П.Д. Грушин . Собрав всех на технической позиции, я обсудил варианты исправления дефекта. Мудрили долго, а "ларчик" открывался довольно просто. Во время пусков на полигоне стояла неустойчивая погода: было то тепло, то холодно. Оказалось, что перед пуском на концевом замыкателе образовывалась корочка льда, которая и не давала ему включиться. Во время полета лед таял, и ответчик включался, но не в нужное время. Вот и все. Однако, замыкатель, на всякий случай, все же решили продублировать". Рассказывает главный конструктор ЦКБ "Алмаз" П.М. Кириллов . "В феврале 1956 года Григорий Васильевич Кисунько и Петр Дмитриевич Грушин поставили перед нами новую, весьма сложную задачу. Для обеспечения перехвата головной части баллистической ракеты Петру Дмитриевичу предстояло довести среднюю скорость своей противоракеты до максимально возможной в то время величины - 1000 м/сек. При этом противоракета должна была иметь хорошую управляемость на малой, средней и большой высоте, в том числе, на огромной высоте перехвата 25 километров. Ее характеристики значительно превышали характеристики, достигнутые на тот период при создании зенитных ракет. Наш новый автопилот должен был соответствовать этому уровню. Если зенитные ракеты имели время готовности к старту 2-3 минуты, то противоракета - 30 секунд. Добиться столь малого времени готовности можно было лишь путем перевода автопилота, бортовой аппаратуры радиоуправления и радиовзрывателя с электронных ламп на интегральные и полупроводниковые схемы. Часть схем уже начали выпускать заводы электронной промышленности, но значительную часть пришлось разрабатывать заново. В противоракете мы применили демпфирующие гироскопы , измеряющие угловые скорости движения по курсу, тангажу и крену, а также свободный гироскоп, измеряющий углы крена. Необходимо было обеспечить скорость вращения всех этих "детских волчков" 30 - 40 тысяч оборотов в секунду уже через полминуты после подачи напряжения на вход. При этом готовность должна обеспечиваться и при температуре минус 50 градусов. В конце концов, нам удалось впервые создать электронику автопилота только на полупроводниках с применением печатных плат. Помимо прочего, это существенно повысило надежность аппаратуры. Был применен целый ряд новых конструктивных решений. В автопилот вошел рулевой привод для отклонения рулей противоракеты. Были созданы рулевые машины с использованием сжатого воздуха. Команды управления и стабилизации вокруг центра массы противоракеты отрабатывались рулевыми машинами и связанными с ними рулями. Время готовности такого привода было мгновенным". См. В-1000: основные характеристики противоракеты Ссылки:
|