|
|||
|
НИИ-88: Отдел "У"1
В структуре НИИ-88 , утвержденной Устиновым по представлению Гонора и Победоносцева еще в 1946 году, отдел систем управления ("У") в отличие от других научных отделов НИИ-88 возглавлялся заместителем главного инженера. Этим я был обязан Победоносцеву. Он хотел, во-первых, подчеркнуть значение систем управления для ракетной техники, а во- вторых, предоставить мне лично большие должностные возможности и большую независимость. Кроме того, Победоносцев высказался в одной из первых серьезных встреч, что он лично не хочет нести ответственность за слишком большое многообразие работ по системам управления. Эту ответственность он полностью доверяет мне, и не только он, но и Гонор, и министерство. "Что касается Королева, - ворчливо добавил Победоносцев, - то Сергей всегда имеет свое мнение. Он хочет, чтобы отдел "У" работал целиком на его тематику. Но сейчас это невозможно. Мы обязаны заниматься ЗУРами , помогать Синельщикову и Рашкову ". Забегая вперед, скажу, что после моего ухода с этого "поста" все последующие начальники отдела "У" уже не были заместителями главного инженера. Я был приятно удивлен еще и тем, что отделу было отведено очень неплохое по тем временам помещение. Отдельный пятиэтажный корпус был пристройкой к старому директорскому корпусу. До моего приезда из Германии здесь уже хозяйничали, и достаточно успешно, отправленный мною из Бляйхероде молодой специалист по рулевым машинам Георгий Степан и назначенный моим заместителем по отделу радиоинженер Дмитрий Сергеев . Я согласился с их проектом планировки. Пятый этаж - радиолаборатории; четвертый этаж - конструкторское бюро; третий этаж - приборные лаборатории (гироскопическая, стабилизации, астронавигации - это с конца 1947 года); второй этаж - 263 комплексная лаборатория общих схем и испытаний; первый этаж - практически полуподвальный, но самый просторный, - опытный приборный цех. В отдел пришло много молодых способных специалистов с горячим желанием работать, и, что приятно удивляло, не было обнаружено ни одного нытика. Большая заслуга в становлении отдела в первые полтора- два года принадлежит Сергееву. Он был, безусловно, талантливым радиоинженером. Сразу наладил контакт с немецкими радиоспециалистами, и фактически под его руководством велась разработка предложений по системе радиоуправления ракетой, разрабатываемой Греттрупом . Но он наладил еще и контакты с новым НИИ-885 (с Рязанским , Богуславским , Борисенко ), где разрабатывались системы радиоуправления, и НИИ-20 , где Дегтяренко создавал систему "Бразилионит" вместо немецкой "Мессины" . Однако Сергеев сразу понял, что хороший контроль за полетом ракеты с помощью этих систем мы не получим, и создал группы по разработке своей системы контроля скорости и координат летящей ракеты с использованием штатных радиолокаторов. Лаборатория быстро пополнялась кадрами, в том числе инженерами, демобилизованными из армии. Так в отделе появился радиоинженер Шананин . Его фронтовой опыт помогал быстро устанавливать контакты с товарищами по работе в лаборатории и с множеством смежных фирм. Впоследствии эти способности Шананина были замечены и его сманили на работу в ВПК (Комиссия по военно-промышленным вопросам при Совете Министров СССР), где он долгое время был одним из ведущих и действительно компетентных специалистов. В марте 1947 года Степану приглянулся недавно демобилизованный радиоинженер Олег Ивановский , который работал по соседству в ЦНИИ связи Минобороны . Увлеченность радиотематикой, организационные таланты и активность Ивановского также не остались незамеченными. Он навсегда вошел в историю как ведущий конструктор по "Востоку" , провожавший в космос Юрия Гагарина. Его заслуга еще и в том, что он первый из специалистов, а не журналистов-профессионалов описал эпопею создания "Востока" и пуска Гагарина в своих воспоминаниях "Первые ступени" . Цензура запретила выпуск книги под настоящей фамилией автора, и у "Первых ступеней" автором оказался никому не известный Иванов. В дальнейшем Ивановский также работал в аппарате ВПК в Кремле, а затем перешел на завод имени Лавочкина . Очень серьезным теоретиком в области распространения радиоволн и проектирования антенн оказался бывший командир артиллерийской батареи Михаил Краюшкин . В будущем он блестяще защитит докторскую диссертацию и организует уникальный коллектив ракетно-космических антеннщиков. Колоритной фигурой среди радистов была Надя Щербакова . Медсестра во время войны, она окончила институт связи и с необычной для женщины энергией накинулась на проблемы контроля траектории полета при полигонных испытаниях. Ее требовательность, исключительная работоспособность и нетерпимость ко всему, с ее точки зрения, тормозящему нашу технику, приводили зачастую к конфликтам, которые приходилось решать не всегда в ее пользу, ибо она редко шла на компромиссы. Надежда Павловна Щербакова пользовалась большим авторитетом среди ракетных специалистов и впоследствии возглавляла радиоотдел в ЦНИИМаше , образованном на базе НИИ-88. Впрочем, не могу пожаловаться, что Щербакова была исключением. В отделе в первый же год начали активно, на равных с мужчинами, работать и другие женщины-инженеры. Считаю нужным упомянуть Веру Фролову - "правую руку" Щербаковой по организации полигонных испытаний, Зою Мельникову - непререкаемого авторитета по датчикам для телеметрических измерений. Мельникова была как бы "посредником" между измеряемой физической величиной, ее электрическим аналогом и радиосистемой передачи данных. В подчинении у Зои Мельниковой было еще несколько женщин-инженеров - специалистов по датчикам и телеметрическими измерениям. Так как они всегда должны были появляться в "горячих точках" - на производстве, у немцев в Городомле, на полигоне, то над острой на язык Зоей Мельниковой шутили, что ей бы впору командовать женским батальоном смерти, а досталась всего-навсего бригада "синих чулков". Впрочем, эти "синие чулки" были отнюдь не чужды всего человеческого. Они влюблялись, выходили замуж, были счастливы не только во время работы и несчастны тоже не только из-за технических неудач. Нужно вспомнить и большую роль Александры Меликовой - инженера- электрика. Придя к нам уже с опытом работы инженером по релейной автоматике, она быстро освоила проблемы разработки и испытаний общих электрических схем ракеты и стала на этом поприще просто незаменимым специалистом, особенно когда требовалось отыскать "незаконные", нештатные ситуации в поведении релейной электроавтоматики. Рулевые машины, их разработка, испытания и серийное освоение оказались делом чисто мужским. На этом поприще не блещет ни одно женское имя. Степан , вернувшись из Германии, привлек в отдел несколько инженеров, в том числе Овчинникова и Шумарова . Вскоре из Мытищинского танкового КБ перешел волевой и широко образованный инженер Виктор Калашников , который стал руководителем всего этого направления, а в будущем-одним из ведущих специалистов королевской фирмы. Ссылки:
|