|
|||
|
СРОКИ СДАЧИ СИСТЕМЫ А-35 СОРВАНЫ
Упущенные сроки надо было наверстывать, и решением Военно- промышленной комиссии для координации работ на объектах А-35 была создана Центральная Межведомственная оперативная группа. ЦМОГ стала высшим звеном оперативного руководства по вводу в строй системы А-35 и состояла из руководящих работников министерств и ведомств. Ее состав утверждался специальным решением ВПК . Средним звеном руководства стал Совет центра сетевого планирования и управления (СЦСПУ) В совет входили руководящие работники предприятий и организаций, участвующих в создании объектов. Руководство на каждом объекте осуществляли объектовые оперативные группы СПУ, в состав которых входили ответственные представители всех предприятий и организаций, участвующих в работах на объекте. Головным объектом подмосковной системы был определен объект 5811 со стрельбовым комплексом "Енисей" в Клину . В 1965 году на этом и других объектах завершилось строительство и начались монтаж и стыковка оборудования, в мае 1966 года - пусконаладочные работы. 30 июля 1966 года, в связи с нарастающим объемом работ по системе А-35, было образовано ОКБ "Горизонт" - головное по стартовым и техническим позициям. Коллектив "Горизонта" начал свою историю в 1957 году, когда в Государственном институте по проектированию заводов авиационной промышленности ( ГипроНИИавиапром ) была образована группа по подготовке предложений о проекте стартовой и технической позиций будущей боевой системы противоракетной обороны. Руководителем группы был назначен Н.И.Пахомов . Поначалу группе поручили отслеживать ход строительства экспериментальной системы "А" на Балхаше. Вскоре стало очевидным, что небольшая группа не в силах охватить огромный объем работ, и в 1958 году в ГипроНИИавиапроме было создано ОКБ наземного оборудования . Коллектив ОКБ выделился в подразделение, которому дали название ОКБ ГАП . Сформирован он был из инженеров, имевших опыт работы авиапромышленного проектирования в из молодых специалистов - выпускников вузов и техникумов. Руководил ОКБ ГАП начальник ГипроНИИавиапрома Михаил Матвеевич Тимохин , непосредственным начальником ОКБ ГАП был Илья Гаврилович Федичев , а его заместителем Евгений Викторович Рулькевич . В самом начале своей деятельности ОКБ ГАП реконструировало некоторые объекты Балхашского полигона, приспособив их для испытания системы ПРО, а также выполняло проектно-конструкторские работы по наземному оборудованию комплекса С.А. Лавочкина "Даль". Широкий размах работы приобрели после того, как вместо И.Г. Федичева , начальником был назначен Н.А.Шапиро . 30 июля 1966 года приказом министра авиационной промышленности на базе ОКБ ГАП было создано Государственное Союзное проектно-конструкторское бюро (ГСПКБ) МАП . Вместе с инженерами и конструкторами ликвидированного ОКБ в него перешли инженеры, конструкторы и испытатели заводов "Универсал", "Дзержинец", МКБ "Факел" и НИАТ. Этот день считается днем основания предприятия, которому чуть позже дали название "Горизонт" . Главным конструктором ГСПКБ был назначен Валерий Васильевич Ильичев и созданы два комплексных проектно-технологических бюро со смешанным составом специалистов. КБ-1 по разработке стартовых позиций возглавил Михаил Васильевич Жуков , КБ-2 по разработке технических позиций - Владимир Николаевич Беляев . В ходе работ структура ГСПКБ неоднократно менялась. В мае 1968 года Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР ГСПКБ было назначено головным разработчиком стартовых и технических позиций с комплексами наземных средств системы А-35. Новые задачи было невозможно решить без собственного опытного производст ва, и 15 мая 1969 года ГСПКБ было переименовано в Государственный Союзный завод "Горизонт" . Сложнейшие работы на полигоне и подмосковных объектах системы А-35 возглавил В.В.Ильичев . Техническим руководителем по стартовым позициям стал заместитель главного конструктора В.В. Манцевич . В 1981 году его сменил А.А. Мудренов . Разработкой технических позиций я средств наземного обслуживания поэтапно руководили заместители главного конструктора И.А.Дьяченко и В.Н.Беляев . Совместно с ЦАГИ проводились исследования газовой динамики пуска противоракет на маломасштабных моделях стартовой позиции и пусковой установки. Совместно с НИАИ были разработаны основы крупномасштабного моделирования старта противоракет. На Балхаше постоянно велись доработки конструкций и новое строительство. Параллельно с проведением опытных пусков противоракет по различным программам были проведены сложные работы по созданию стартовых и технических позиций комплексов "Алдан" , "Азов" и "Аргунь" . Впоследствии их разработка послужила хорошей школой для создания опытных образцов штатных объектов комплекса "Амур" . Монтажные и пусконаладочные работы на объектах вело Головное производственно-техническое предприятие "Гранит" . Предприятие было образовано в феврале 1952 года как Специальное монтажное управление при заводе * 304 (СМУ-304) для выполнения завершающего этапа работ по системе ПВО С-25 . В дальнейшем коллектив участвовал в создании стыковочных баз и оборудовании площадок комплексов зенитного ракетного оружия "Даль" , С-75 , С-200 , "Круг" и системы С-300П на полигонах Капустин Яр , Ко-1 Вылкино и Эмба . Вел работы по измерительным пунктам на Камчатке и Балхашском полигоне, на объектах системы С-100 ПВО Ленинграда и системы С-50 ПВО Москвы . Занимался настройкой и сдачей в эксплуатацию зенитных ракетных комплексов "Ятаган", "Турель" и гидролокационных систем "Полином" для кораблей ВМФ, участвовал в создании системы автоматической посадки орбитального корабля "Буран". В 1962 году предприятие приступило к монтажу и настройке узлов комплексов обнаружения спутников и раннего обнаружения баллистических ракет ОС и РО . С 1964 года участвовало в работах на объектах системы ПРО А-35 и на объекте 224 комплексов ИС и УС в Подмосковье . С 1968 года коллектив участвовал в работах по созданию комплекса "Аргунь" и РЛС "Дунай-ЗУП" на Балхаше, а также в работах по загоризонтной радиолокации . Рассказывает ветеран ГПТП "Гранит" Ю.А.Миронов . "Первые работники ГПТП появились на объекте в Клину в 1964 году для ведения надзора за строительными работами и приема помещений под монтаж аппаратуры. Тому, кто не бывал на крупных объектах, трудно представить царящий на них "хаос". Несколько организаций ведут одновременно работы в залах размером 18 на 60 метров, при вскрытых полах, сварке, пристрелке металлоконструкций, "втаскивании" и монтаже шкафов весом по 300 - 500 килограммов. Участвующие в этом люди, должны умудриться не повредить аппаратуру, не попасть под искры сварки или под дуло монтажного пистолета, наконец, просто не угробиться. Несмотря на все трудности, дело делалось, так как люди считали свою работу самой важной, нужной и срочной. Строительные работы завершались, монтаж аппаратуры двигался, и к концу 1965 года почти все, что надо, стояло в зданиях на своих местах. Были подключены тысячи кабелей, и началось самое интересное: настройка, стыковка, проверка и приведение аппаратуры в рабочее состояние. Наверное, сегодня наше отношение к работе в те годы можно назвать фанатизмом. Но так было. В однокомнатной квартире стандартной "хрущобы" жило столько человек, сколько можно было "воткнуть" в нее коек. Слава богу, не ставили койки в два этажа. В обеденный перерыв в столовой едва - едва успевали чего-нибудь перехватить. Удобства - на улице. На первом этапе о бытовых условиях не шло и речи: работа, план, работа, план... Как-то проверяли угловые ошибки работы приводов антенны по двум осям. Проверка велась в градусах и минутах. Работали долго, допоздна и очень уставали. Однажды утром жена будит своего мужа: Вася, вставай, пора на работу! Уже пятнадцать минут. Муж вскакивает и кричит: По какой оси?
Наконец, все кабели прозвонены, шкафы установлены на места и "набиты" ячейками и блоками. Ответственные за системы проводят первое включение "на дым". Со всего зала сбегаются все, кто может: сочувствуют, помогают, советуют... К вечеру - ажиотаж и всеобщее оживление. Назначен банкет. Ввиду действующего на территории городка войсковой части "сухого закона", спиртное завозится из соседних деревень и употребляется без особой рекламы. "Горюче-смазочные материалы" с регламента, ремонта и настройки тоже идут в дело. После "первого дыма" начинаются серые будни с оживлением "металлолома", с поиском логики в чертежах разработчиков, с попытками доработать схему до работоспособного состояния. Попытки длились годами. В ту пору даже появился анекдот . Американский шпион раздобыл секретные чертежи советской ракеты. В США по этим чертежам быстро изготовили изделие, но получился паровоз. Спросили шпиона, он, не раздумывая, ответил: в СССР уже выпущен вагон документации на I доработку. Надо ее выкрасть, тогда и получится ракета. В большом здании радиолокатора канала цели особые хлопоты доставляла механическая часть привода антенны весом в два десятка тонн. Испытания были своеобразными. При одном из них необходимо на полной скорости бросить антенну на упоры. Перед первым испытанием всех людей вывели из здания. Эффект от удара был таким, что под ногами вздрогнула земля. Довелось посмотреть на "фокусника" из Горького . Вместе с сыновьями он приехал править зеркало главной антенны диаметром 18 метров с точностью до одной десятой доли миллиметра. На ощупь он находил неровности в полотне и выстукивая их резиновыми молотками. Потом сыновья вместе с контролером ОТК двигали шаблон и убеждались, что просвета нет. Во время настройки обнаружились трещины в валах главного привода антенны. Для ее демонтажа требовалась полная разборка укрытия и привода, затем антенну и необходимо было отправлять на завод-изготовитель. За умеренное вознаграждение! заводские умельцы без разборки послойно заварили трещину глубиной около мм с гарантией прочности. Уникальной работой было сооружение укрытий (куполов) над антеннами всех зданий. "Шарик" диаметром около 40 метров из сегментов сотовой конструкции coбирался послойно и проклеивался стеклотканью, пропитанной эпоксидной смолой! После сборки этого циклопического сооружения обнаружился существенный недостаток: внутрь сотов через микротрещины просачивалась вода, которая влияла диаграмму направленности антенны. Прибыли умельцы из Подольска. В люльке, висевшей на тросе, они "катались" по этому глобусу, протыкали отверстия, сливали! воду и заклеивали поверхность. И все это было выполнено на высоте свыше пятидесяти метров! Человеку, впервые попадающему на объект, расположенный в войсковой части, приходится привыкать ко многим особенностям армейского порядка и быта. Очень строгим был режим на проходной в жилой городок. Однако в заборе имелись дырки, а потому вход и выход был свободным везде, кроме проходной. Поскольку школа была единственной на несколько деревень в округе, дети ходили в городок свободно. Заодно свободно ходили в военторг и их родители: единство армии и народа было крепким и нерушимым. Самым удивительным на объекте были учебные классы рядового состава. На их стенах висели стенды с мигающими цветными лампочками, красочно изображающие операции по обслуживанию техники. Стенды неизменно демонстрировались проверяющим и приводили их в восторг. Самым смешным было то, что для обучения солдат... эти стенды никогда не использовались". Рассказывает генерал А.Ф. Поздеев . "Нас, офицеров, поражала масштабность объектов и жесткость соблюдения сроков. На совещаниях, проводимых секретарем ЦК КПСС Д.Ф.Устиновым с присутствием министров, военачальников, директоров крупных оборонных заводов, ученых и конструкторов, я неоднократно убеждался в том, какое внимание уделяют ЦК КПСС и Советское правительство вопросам создания систем ПРО и ПКО . Известна истина: вооружение становится оружием только тогда, когда военнослужащие мастерски им овладевают. В войска ПРО и ПКО приходили сложнейшие системы, созданные на базе передовых технологий. Главной задачей политотделов, партийных, комсомольских организаций, политработников подразделений стала организация добросовестного изучения личным составом новой техники. Эту задачу мы решали вместе с командирами, работниками штабов, инженерами и техниками. Вопросы подготовки войск к самостоятельной эксплуатации принимаемой на вооружение техники стали важнейшими. Проводя плановую боевую подготовку, организуя работу технических кружков для младших специалистов, командир отдельного противоракетного центра И.Орел, начальник штаба Г. Шайтуро, заместитель командира центра по вооружению майор Н. Федотенков добились того, что в кратчайшие сроки личный состав боевых расчетов получил необходимые знания и специальную подготовку. Впервые столкнувшись с высоким уровнем автоматизации процесса управления и боевого применения, многие офицеры, особенно младшие специалисты, не всегда могли правильно понять свою роль и место в системе. Некоторые абсолютизировали роль автоматики. Пришлось провести целый ряд военно-практических и научно-технических конференций, убеждая аудиторию, что электронно-вычислительные машины созданы человеком для того, чтобы он же ими и управлял". Рассказывает ветеран Войск ПВО Л.Н.Никаноров . "Еще в 1964 году, учитывая сложную структуру и большое количество войск, вооружения и техники, П.Ф. Батицкий предложил создать управление вооружения Московского округа ПВО для координации действий, проведения единой технической политики, планирования, снабжения и ремонта. В составе округа были зенитные ракетные войска, истребительная авиация, радиотехнические войска, Первая армия особого назначения, и в январе 1965 года было намечено передать в округ объекты строящейся системы А- 35. В самом начале 1965 года управление было создано. Система А-35 была очень сложной. Для обеспечения высокой надежности техники было применено тройное резервирование отдельных комплектов с автоматическим переключением в рабочий режим из "горячего" резерва, на групповых комплектах создан резерв избыточности. Это привело к появлению большого количества аппаратуры и, соответственно, инженерно-технических проблем, особенно в вопросах ремонта и материально-технического обеспечения. Положение осложнялось тем, что техника работала круглосуточно и уже в период опытной эксплуатации часть оборудования выработала установленный ресурс. Ремонт РЛС "Дунай-3" осуществлялся силами ГПТП , представителей заводов и личным составом войсковых частей. Часть вышедших из строя блоков отправлялись для ремонта на заводы. С января 1967 года к ремонту подземных высоковольтных кабелей и трансформаторных подстанций нам пришлось привлечь штатные аварийно-восстановительные бригады Первой армии особого назначения. Летом 1968 года было принято решение о передаче всего материально- технического обеспечения А-35 Московскому округу ПВО. В один из дней меня срочно вызвали к командующему округом генерал-полковнику В.В.Окуневу который сказал мне о полученном решении передать округу все виды довольствия системы и спросил мое мнение. Вопрос прозвучал неожиданно, без предварительной проработки. Сразу представив, какой огромный объем ЗИПа и оборудования для ПРО пойдет через наши перегруженные склады, я высказал командующему свое отрицательное отношение к этой идее. Он согласился и попросил подготовить телеграмму, мотивируя тем, что распоряжение оформлено некорректно, так как видов довольствия более двухсот. Я подготовил телеграмму, а Окунев ее подписал".
Рассказывает бывший ответственный работник Министерства авиационной промышленности СССР О.А.Морозов . "Для создания объектов системы А-35 во 2-м главном управлении Минавиапрома , которое возглавлял А.А. Целибеев , было создано специальное 9-е управление МАП координации работ по ПРО . Начальником этого управления был назначен Николай Николаевич Власов . Характер он имел бескомпромиссный, независимый, негнущийся перед авторитетами - будь то директор завода или главный конструктор. При этом всегда опирался на знания и компетентность людей, с которыми работал. Начальником отдела, занимающегося противоракетами, стал Василий Семенович Молоканов - грамотный инженер, вникающий во все тонкости порученного ему дела. Начальником отдела по комплексу наземного оборудования для противоракет назначили опытного специалиста Александра Петровича Бортникова . Кроме того, был создан отдел наземных и полигонных испытаний. Наиболее сложные вопросы проектирования, испытаний и производства решались на совещаниях у министра авиационной промышленности П.В.Дементьева , затем - И.С.Силаева, или их заместителей - Ф.П.Герасимова, М.А.Ильина. Решения, принятые на совещаниях, оформлялись приказами по Минавиапрому были безусловно обязательными и иногда сопровождались предупреждениями отдельных руководителей о соответствии занимаемой должности". В 1966 году к подготовке производства и освоению серийного выпуска противоракет А-350Ж приступил Московский машиностроительный завод "Авангард" . Заводчане назвали новое изделие "Аннушкой" . К этому времени предприятие уже освоило выпуск около десяти различных вариантов зенитных ракет, но для освоения противоракет пришлось заново оснащать крупногабаритным станочным оборудованием, стапелями, технологической оснасткой. 4 января 1967 года на базе отдела главного конструктора завода "Авангард" и специалистов МКБ "Факел" было создано ОКБ "Авангард" Московского машиностроительного производственного объединения "Авангард". На ОКБ возложены задачи разработки и подготовки совместно с МКБ "Факел" технической документации для предъявления противоракеты государственной комиссии по совместным испытаниям. Главным конструктором ОКБ был назначен Владимир Сергеевич Котов . Новое задание оказалось сложным. Отработка конструкции приводила к необходимости внесения значительных изменений в каждую последующую противоракету. В свою очередь, это вело к доработке и изготовлению нового технологического оснащения. Заводом были собраны образцы телеметрических противоракет для проведения наземных и полигонных испытаний, как конструкторских, так и государственных. Большой вклад внесли ведущий конструктор Анатолий Алексеевич Кошелев , заместитель начальника отдела Евгений Яковлевич Ааронов , заместитель начальника агрегатного цеха Лев Павлович Афонин . Испытания противоракет проходили нелегко. Блоки бортовой аппаратуры управления изготавливались на разных заводах. Каждый блок в отдельности соответствовал техническим условиям и обеспечивал заданные параметры. Но совместная работа в составе противоракеты не получалась. Приходилось буквально учить всех работать вместе, согласовывая параметры в комплексе. Руководил испытаниями и анализировал работу бортаппаратуры начальник КИСа Михаил Михайлович Яковлев . Единичное производство имеет сложности. А единичное производство, при котором каждое новое изделие отличается от предыдущего, сложнее на порядок. Успешно решать возникающие вопросы удавалось главному инженеру Александру Васильевичу Малютину . Это был специалист высочайшего класса, талантливый организатор, великолепный администратор. Его слово для всех работающих на заводе было законом. Окончательная сборка противоракет на этапах конструкторских и государственных испытаний проводилась на Балхаше . На полигон поставлялись противоракета А-350Ж, изготовленная на заводе "Авангард", пороховой ускоритель первой ступени 5С47 , изготовленный на заводах "Союз" в Казани и "Машиностроитель" в Перми , и транспортно- пусковой контейнер 5П81, изготовленный ленинградским заводом "Большевик" . Далее проводилась окончательная сборка противоракеты, стыковка с ускорителем, установка в ТПК, контрольные испытания бортовой аппаратуры и заправка топливом. При серийном производстве окончательная сборка противоракет проводилась заводом "Авангард" на сборочно-снаряжательной базе Министерства обороны в Балабаново . Участком досборки здесь руководил начальник цеха завода Виктор Васильевич Игнатов . При проведении окончательной сборки и подготовке противоракет к пуску заводчане не допустили ни одного случая отказа или неисправности противоракеты, в чем немалая заслуга испытателя-инженера Ивана Михайловича Костылева . В 1973 году "Авангард" начал поставку противоракет на подмосковные объекты боевой системы. По истечении гарантийных и эксплуатационных сроков противоракеты снимались с эксплуатации, оснащались телеметрической аппаратурой и направлялись на полигон для стрельб. Поставки для эксплуатации завершились заводом в 1983 году, а эксплуатация противоракет продолжалась вплоть до 1991 года. Рассказывает бывший генеральный директор ЦНПО "Вымпел" В.И. Марков . "В начале 1967 года объекты системы А-35 вновь посетил Д.Ф.Устинов . Построенная и укомплектованная технологическим оборудованием РЛС "Дунай- 3" произвела на него сильное впечатление, а находившиеся в зачаточном состоянии стартовые позиции, - удручающее. При подведении итогов Дмитрий Федорович обратился к министру авиапрома П.В.Дементьеву . - Слушай, у тебя вместо стартовой позиции противоракет я увидел только ямы, заполненные водой, в которых лягушки квакают. Вернувшись в министерство, Дементьев, несмотря на позднее время, собрал всех директоров и конструкторов, связанных с созданием стартовых позиций, и здорово "намылил им шею". Допущенное отставание было ликвидировано". В июне 1967 года стало ясно, что еще один срок сдачи системы А-35 находится под угрозой срыва, и в Кремле состоялось расширенное заседание ВПК . Вел заседание председатель ВПК Л.В.Смирнов , выступали его заместитель Л.И.Горшков , заместитель министра радиопромышленности В.А. Шаршавин , генеральный конструктор Г.В.Кисунько ... Материалы были представлены Д.Ф. Устинову. Ознакомившись с ними, он вызвал Г.В.Кисунько и в состоянии крайнего раздражения воскликнул: - Ты не систему завалил! Ты завалил социалистические обязательства, принятые к пятидесятилетию Великого Октября! Ты понимаешь, что ты наделал? Сорванных постановлений ЦК и Совмина, особенно по ПРО и ПКО, было уже множество. Однажды сам Устинов сказал конструкторам: - Мы даем вам мобилизующие сроки. Может быть, они нереальные, но если дать реальные - вы и их сорвете. Поэтому берите постановление и выполняйте. Когда сорвете, посмотрим, что с вами делать дальше. По этому поводу даже рассказывали анекдот . Москва, Кремль, заседание Политбюро. Председательствующий Л.И.Брежнев читает шпаргалку. - Товарищи! Переходим к следующему вопросу. О состоянии работ в области ПРО докладывает товарищ Устинов. Устинов поднимается с кресла и оправляет пиджак. - Леонид Ильич! По данному вопросу есть две новости. Одна - хорошая, другая - плохая. С которой начать? Брежнев (недовольно): Да-а-а... Ну, что же... Начните с плохой. Устинов: Все сроки постановления ЦК и Совмина по противоракетной обороне сорваны. Брежнев (еще более недовольно): Да-а-а... И какая же хорошая? Устинов: Американцы также все провалили. Это, конечно, анекдот. Хотя, сложность проблемы он отражает. Постановление - постановлением, но для секретаря ЦК КПСС выполнение социалистических обязательств к великой дате было делом чести. По свидетельству современников, с этого момента безграничная вера Устинова в Кисунько пошатнулась. А после отклонения проекта "Аврора" комиссией Вотинцева начался закат карьеры генерального конструктора ПРО. Ссылки:
|