Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

СИСТЕМА А-35М ПОСТАВЛЕНА НА БОЕВОЕ ДЕЖУРСТВО

Рассказывает бывший генеральный директор ЦНПО "Вымпел" В.И.Марков .

" Д.Ф.Устинов постоянно интересовался тем, как идут дела на объектах системы А-35, но, как правило, был недоволен систематическими задержками. Однажды, раздраженный этими задержками, он вызвал меня и Плешакова в ЦК КПСС. Выслушав нас, остался недоволен и произнес:

- Петр Степанович и Владимир Иванович! Вы, наверное, знаете, что мне, как секретарю ЦК, подчинен не только отдел оборонной промышленности, но и отдел административных и партийных органов, который курирует Комитет госбезопасности и прокуратуру. Не хотелось бы привлекать их к анализу ваших трудностей. Думаю, что вы примете все меры для устранения имеющегося отставания. После такого жесткого разговора побледневший Петр Степанович вышел в приемную и сразу попросил у помощника секретаря ЦК Илларионова таблетку от сердца.

Однако хочу отметить, что это был единственный в моей практике случай использования Устиновым угрозы наказания. Как правило, Дмитрий Федорович пытался понять трудности и оказать помощь".

Заводские испытания системы А-35М закончились 24 апреля 1977 года. Государственные испытания под председательством командующего войсками ПРО и ПКО Ю.В.Вотинцева были проведены с 15 августа по 21 октября 1977 года. 10 ноября 1977 года система поставлена на опытное дежурство, а 28 декабря принята на вооружение.

Сформированное в это время управление армии предупреждения о ракетном нападении полностью "завладело" командным пунктом в Солнечногорске, а управление ПРО получило приказ готовиться к передислокации в деревню Акулово Одинцовского района Московской области . 18 января 1978 года, в соответствии с директивой Генерального штаба, началось переформирование 2-го управления по вводу объектов противоракетной обороны в корпус ПРО .

Рассказывает генерал Ю.В.Вотинцев .

"В разгар работ меня вызвал главнокомандующий и сообщил, о том, что вопрос передачи 2-го управления Барышпольца в центральное подчинение войск ПРО и ПКО решен:

- Не все согласны с этим решением. Поезжайте в округ и договаривайтесь. Созвонился с командующим войсками Московского округа ПВО генерал-полковником авиации Александром Ивановичем Колдуновым , и приехал к нему. А.И.Колдунов и член Военного Совета округа генерал-полковник Николай Васильевич Петухов обрушились на меня:

- При создании системы наш округ понес очень много затрат. Иван Ефимович Барышполец , его управление и части окружены нашим вниманием. Вы прибыли на готовое и хотите все забрать. Выслушав их, доложил главнокомандующему. Спустя некоторое время получил приказ принять управление и переформировать его в отдельный корпус ПРО особого назначения .

9 апреля 1978 года на базе управления был образован 9-й отдельный корпус противоракетной обороны. Командиром корпуса назначен полковник Николай Иванович Родионов .

Пройдя путь от начальника станции "Дунай-3" в Кубинке, он отлично проявил себя при создании и постановке на боевое дежурство более совершенной РЛС "Дунай-ЗУ" в Чехове. Высокая техническая подготовка, компетентность, интеллигентность сделали его одним из лучших офицеров войск ПРО и ПКО. С присущими ему строгостью и пунктуальностью он подготовил и успешно провел совместные испытания системы А-35М.

Начальником штаба корпуса стал полковник Николай Григорьевич Завалий . Под его руководством штаб обеспечил наивысшую, с учетом особенностей системы, боевую готовность сил и средств, строгую дисциплину и контроль.

Настоящим профессионалом, человеком, обладающим чувством нового и работающим на перспективу, был главный инженер корпуса, полковник Анатолий Павлович Пеньков . Летом 1976 года мне доложили, что при проведении проверки функционального контроля стартовой автоматики на ОПРЦ в Наро-Фоминске подорвались четыре пиропатрона на одной из пусковых установок. Это означало, что, если бы на старте находилась боевая ракета, а не "бетонированный" макет, она непременно бы взлетела. Немедленно поехал и разобрался. Оказалось, девушки-монтажницы допустили ошибку при доработке автоматики. Поставил в известность дежурного генерала ЦКП Войск ПВО страны. Выехал из части, чтобы к утру быть в Москве. Подъезжаю к штабу и, как принято, от шлагбаума до здания иду пешком. Нагоняет "Чайка". В ней - главком. Только вхожу в кабинет - звонок по внутренней засекреченной связи:

- Вы тут важно разгуливаете, а ракеты улетают. Немедленно ко мне! Вхожу в кабинет главнокомандующего и докладываю. Напоминаю, что уже несколько раз в кризисных ситуациях, несмотря на настойчивые требования Генерального штаба и ВПК, отказывался ставить боевые ракеты на стартовые позиции.

Батицкий: - Так настоящая ракета могла улететь?

- Могла.

- И где она могла упасть?

- По опыту полигона, на дальности 600 километров.

- И взорвалась бы?

- Так точно. Павел Федорович встает с кресла:

- Извините, пошумел. Противоракеты А-350 заправлялись гептилом и окислителем АК-20К . Гептил - токсичное горючее. Его тысячная доля миллиграмма, растворенная в литре воздуха, является смертельно опасной для человека дозой. Во время заправки личный состав работает только в изолирующих противогазах, однако, гептил и АК-20К - не только токсичные, но и самовоспламеняющиеся компоненты. Взрыв топлива, хотя и не мог привести к взрыву специального боезаряда, но вызывал выпадение радиоактивных осадков. А ведь стартовые позиции противоракет, в отличие, например, от стартовых позиций межконтинентальных баллистических ракет, находились в густонаселенных районах Подмосковья, на пусковых устройствах наземного типа. Поэтому противоракеты хранились только на технических базах в незаправленном состоянии и без головных частей. Так как на стартовых позициях противоракет не было, вместо них эксплуатировались электронно-весовые макеты. Макет имел размеры, аналогичные размерам боевой ракеты. Четыре двигательных установки первой ступени противоракеты были заполнены не порохом, а бетоном. При этом пиропатроны, запускающие двигатели, были вынесены на поверхность корпуса ТПК. Баки горючего и окислителя второй ступени заполнялись песком. Боевая автоматика сохранялась.

Проверка стартовой автоматики проводилась ежесуточно, при смене боевых расчетов в 9 часов утра и в 9 часов вечера. Все принятые меры повышали безопасность, но снижали боеготовность. Постепенно нам удалось сократить время заправки, снаряжения и доставки противоракет на стартовые позиции.

Однако и это время в случае внезапного удара противника было неприемлемо. Военно-промышленная комиссия и оборонный отдел ЦК КПСС неоднократно требовали от нас поставить на пусковые устройства снаряженные противоракеты. А-350Ж могли находиться на наземных пусковых устройствах высотой 18 метров и представляли отличные цели. Был проведен эксперимент по отстрелу части ТПК и топливного бака в тире. Пули пробили и ТПК, и топливный бак. Вывод неутешительный: во время транспортировки ракет по дорогам Подмосковья может произойти ЧП. Результаты мы доложили руководству. Здравый смысл восторжествовал. Боевые ракеты никогда не устанавливались на стартовые позиции".

Рассказывает Н.И.Родионов .

"После двух самопроизвольных подрывов пиропатронов на ОПРЦ в Наро- Фоминске и Нудоли было принято решение о механической блокировке команды "Пуск" с помощью ключа замыкания и размыкания цепи. Первоначально ключ очень походил на тот, которым открывают обычные французские замки. Однажды, во время тренировки, в нервной обстановке ключ погнули и замыкания цепи не произошло. После этого изготовили новый блок с жестким ключом наподобие сейфового.

Встал вопрос, где хранить ключ? В сейфе? Но это требовало дополнительного времени для извлечения его из сейфа. В кармане оперативного дежурного? Неудобно. Наконец, изготовили цепь, на которую и повесили ключ. Цепь на шее постоянно носил оперативный дежурный. Для тренировок сделали макет механической блокировки. Перед заступлением на боевое дежурство, во время инструктажа, дежурный обязательно проводил тренировку по снятию блокировки.

После проведения государственных испытаний был сделан вывод о возможности принятия модернизированной системы на вооружение и постановки ее на боевое дежурство. Если раньше задачей каждого стрельбового комплекса был перехват назначенной ему парной цели (головная часть и корпус баллистической ракеты), то теперь все комплексы централизованно управлялись с ГКВЦ-2 и решали одну общую задачу перехвата сложной многоэлементной цели. Одновременно было расширено поле действия системы дальнего обнаружения за счет ввода новых РЛС "Дунай-ЗУ".

До 30 апреля 1978 года система А-35М находилась на опытном дежурстве с целью определения частоты выдачи ложных тревог, отработки взаимодействия с ЦККП и СПРН , уточнения состава боевых расчетов и функциональных обязанностей должностных лиц.

Неожиданно, возникла проблема дятлов. Дятлы из окрестных лесов постоянно прилетали на ОПРЦ и с удовольствием долбили крышки транспортно-пусковых контейнеров противоракет, изготовленные из легкого пористого материала. Оказалось, что на крышках оседала листва, иголки с деревьев и появлялись различные насекомые и личинки, которых поедали дятлы. Попробовали установить громкоговорители и включать записи голосов различных птиц. Не помогло. Проверяющие комиссии, обнаружив нарушение поверхности крышек, выражали крайнее недовольство. С трудом, но, все же, решили "дятловую" проблему.

Модернизированные противоракеты А-350Р начали поступать в 1974 году. До 1978 года шло накопление боекомплекта, велась опытная эксплуатация. Однажды, поступили две новые противоракеты. Как и положено, эшелон со станции отбуксировали на техбазу, спецвагон подогнали к сооружению сборки, а платформы прикрытия, полувагоны и теплушки отправили на станцию формирования. Представитель завода сообщил, что оба изделия в спецвагоне. Были выходные дни, и вагон вскрывать не стали. Вскрыли в понедельник и... замерли: в вагоне только одна противоракета.

Представитель тотчас связался по телефону с заводом и установил, что вторая ракета находилась в полувагоне, возвращенном нами на станцию. На станции сообщили, что все вагоны уже отправлены на формирование нового эшелона в Москву. К поиску подключились все необходимые органы. Москва сообщила, что из полувагонов сформировано два эшелона, которые отправлены в Воркуту. Один предназначен для загрузки рудой, другой - для отправки угля в Польшу. У нас пропали сон и аппетит. Что будет, если полувагон с противоракетой загрузят углем и он уйдет в Польшу? Что будет, если полувагон загрузят рудой и разгрузят в печь металлургического комбината? Оба варианта не сулили ничего хорошего.

Искали неделю. Наконец, полувагон нашли и сообщили, что при осмотре все пломбы оказались на месте, противоракета - в таре. Это был для нас серьезный урок.

15 мая 1978 года, в 9.00 корпус ПРО заступил на боевое дежурство В полном составе сил и средств системы А-35М .

Почетное право первым заступить на боевое дежурство было предоставлено второму боевому расчету соединения, который возглавил оперативный дежурный командного пункта корпуса полковник А.И.Федоров ".

Рассказывает генерал Ю.В.Вотинцев .

"Главной целью системы А-35М стала морская баллистическая ракета "Посейдон" , принятая на вооружение США в 1971 году. Разработанная фирмой "Локхид", ракета имела два варианта боевого оснащения - с шестью и десятью боевыми блоками. Ориентированная на "худший" вариант развития событий, система А-35М должна была обладать возможностью поражения одной десятизарядной ракеты "Посейдон", пуск которой мог быть произведен в результате несанкционированных действий командного состава подводной лодки или сбоев в системе управления вооружением. При достигнутой точности наведения, для уничтожения "Посейдона", "разлетавшегося" на одиннадцать составных частей (десять боеголовок и корпус), требовалось запустить 16 противоракет. Для гарантированного уничтожения одной ракеты "Посейдон" требовались два залпа по 16 противоракет.

По мнению специалистов, Соединенные Штаты могли "сбросить" на Московский промышленный район примерно 60 боеголовок. Никто не мог дать ответа на вопрос о том, как перехватить остальные 50 блоков. От приблизительных расчетов увеличения количества средств системы в шесть раз лезли глаза на лоб даже у видавших виды ответственных работников Военно-промышленной комиссии . И уж совсем "не вписывалась в ворота" проблема селекции баллистических целей на фоне ложных целей, количественный и качественный состав которых непрерывно совершенствовался. К сожалению, средства системы имели низкую степень надежности. По настоянию А.П.Пенькова , на станции "Дунай-3" в Кубинке пришлось создать мощную ремонтно-проверочную базу, на которой непрерывно трудились около 150 офицеров, служащих и солдат. Они выполняли огромный объем работ по ремонту и проверке неисправных блоков. Меня нередко спрашивали, а нужна ли вообще была эта система со всеми присущими ей недостатками и что дала войскам ее эксплуатация?

Отвечаю. Система А-35М опережала другие системы вооружения войск ПРО и ПКО. Ее боевой алгоритм, реализованный в программах более пятидесяти мощных ЭВМ разнесенных объектов, впервые обеспечивал полностью автоматизированное централизованное боевое управление. На ней проверялись организационно-штатная структура, организация и несение боевого дежурства. Были подготовлены офицеры, преданные делу и готовые на высоком профессиональном уровне участвовать в создании и эксплуатации новой системы ПРО".

Всего с 1973 года на боевые объекты Подмосковья было завезено 78 противоракет А-350 различных модификаций. В 1983 году их поставки с ММЗ "Авангард" завершились. В 1979 году, со строительством объектов системы А-135 , начался поэтапный демонтаж пусковых устройств, так как, в соответствии с договором по ПРО, общее количество пусковых установок не должно было превышать ста единиц. В декабре 1990 года система А-35М снята с вооружения.

Несмотря на недостатки, первая боевая система ПРО была наивысшим достижением научно-технической мысли лучших ученых, инженеров и конструкторов своего времени. По утверждению многих специалистов, степень ее автоматизации была высочайшей в мире и сопоставима лишь с уровнем автоматизации американского лунного проекта "Сатурн" - "Аполлон". Можно с уверенностью сказать, что А-35М и "Сатурн" - "Аполлон" были наиболее совершенными сложными автоматизированными системами XX века.

Ссылки:

  • Кисунько Г.В. отстранен от модернизации системы А-35
  • ИС - "ИСТРЕБИТЕЛЬ СПУТНИКОВ"
  • СТАНЦИЯ ДАЛЬНЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ "ДУНАЙ-2"
  • АЙТХОЖИН Нариман Абенович (1933-)
  • система ПРО Кисунько
  • ПЕРВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СПРН. КОМАНДНЫЙ ПУНКТ И КОМПЛЕКС "КРОКУС"
  • РАКЕТНАЯ ОБОРОНА: ЛЮДИ И СИСТЕМЫ
  • К читателю - начальник вооружения ВС РФ А.М. Московский
  • Ракетно-космическая оборона гарант стратегической стабильности
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»